Наверное, каждый, кто читал в детстве «Остров сокровищ», мечтал потом отправится на шхуне в неведомые земли и найти сундучок с золотом. Пиратские клады, зарытые где-то глубоко в земле, будоражат воображения многих детей и подростков. Некоторые из них продолжают поиски даже становясь взрослыми. Проблема в том, что пиратские клады — это литературная выдумка, а не исторический факт.
Для начала самое главное: пираты не зарывали кладов! Главным образом потому, что зарывать им было по большому счету нечего. Еще одна причина, несомненно, состоит в том, что не ясен смысл таких действий. Зачем закапывать собственные деньги в местности, в которую ты едва ли вернешься? Для этого нужны какие-то особые причины. Такие причины возникают редко. Гораздо разумнее потратить награбленное, чем куда-то его прятать.
Тут надо понимать особенности такого явления как пиратство. Речь о пиратстве конца XVI-го -середины XVIII веков. Дело в том, что по началу морской разбой был вполне легальным занятием. А люди, добившиеся особых успехов на почве грабежей и захватов, делали потом неплохие карьеры. Один из самых успешных английских каперов XVII-го Кристофер Мингс под конец своей недолгой жизни сделался вице-адмиралом. Его «ученик» Генри Морган, прославившийся разграблением Панамы, окончил век вице-губернатором Ямайки. Голландский флибустьер Пит Хейн, единственный в истории человек, которому удалось захватить испанский Серебряный флот, тоже получил чин адмирала, а знаменитый француз Жан-Батист Дюкасс в награду за успехи в морском разбое был назначен губернатором Тортуги.
Эти люди делали очень неплохие карьеры. Оседавшая в карманах добыча конвертировалась в разного рода предметы роскоши и недвижимость. Ситуация изменилась в начале XVIII-го века, когда Франция, Голландия и особенно Англия перестали нуждаться в услугах морских разбойников. В 1718-м году пиратство оказалось под полным запретом. Чуть раньше оно престало быть делом выгодным и прибыльным.
Знаменитые пираты Джек Рекхэм, Черная Борода, Эдвард Инглэнд и Барт Робертс были не то, чтобы совсем нищими, но людьми не богатыми. Эти капитаны ходили на шлюпах — небольших кораблях с 10−12 пушками и малой командой. Они не могли даже мечтать о том, чтобы захватить какую-либо крупную добычу. Знаменитые испанские галеоны, которые, к тому же, в XVIII-м веке вышли из моды, могли потопить такой шлюп одним-двумя залпами. «Клиентами» пиратов были маленькие торговые суда. На таких особо не наживешься. Пару ящиков табака, бочка-другая рома, пять-десять фунтов из карманов пленных. И это еще большая удача. Но это еще полбеды.
Главная проблема заключалась в том, что пираты почти не имели возможности конвертировать табак, сахар или кофе в деньги. В условиях жестких таможенных пошлин и правил, постоянных проверок и торговых лицензий, найти покупателя было почти нереальна. Иной торговец, может быть, и готов бы был купить табак, но по цене существенно ниже себестоимости. Сундуку с золотыми дублонами взяться было попросту неоткуда. А если в руки пиратам попадало подобное богатство, то долго оно у них не задерживалось. Впрочем, таких случае почти не было. Едва ли не единственный известный инцидент произошел со знаменитым Бартом Робертсом, который умудрился захватить 40-пушечный португальский корабль «Саграда Фамилия». Это была фантастическая по дерзости и подготовленности акция. Судно захватили среди ночи в гавани Байи, когда поблизости находились два линейных корабля. В трюмах Робертс обнаружил настоящую гору золота. Где-то 60 тысяч испанских дублонов (примерно 23 тысячи долларов по нашим временам).
Еще одной драгоценностью был золотой крест с драгоценными камнями, который губернатор Бразилии отправил в подарок королю Жуану V. Эта добыча вполне могла бы стать кладом, если бы у Робертса в буквальном смысле не увели эту добычу. Один из его офицеров Уильям Кеннеди, воспользовался отсутствием капитана, поднял бунт и угнал «Саграда Фамилия». Дальнейшая судьба дублонов Робертса остается неизвестной.
Некоторые знаменитые клады
Сокровища Уильяма Кидда.
Легендарный клад не менее легендарного капитана Кидда, который он, якобы, зарыл где-то незадолго до казни. История Кидда известна достаточно широко. Он должен был грабить торговые суда враждебных Англии держав в Индийском океане. В итоге, Кидд напал на торговый корабль державы дружественной, оказался вне закона, а затем был приговорен к смерти и казнен. По легенде, перед возвращением в Англию, Кидд отправился в Карибское море, где зарыл клад. Предположительное местонахождение — один из небольших островов недалеко от Нью-Йорка.
Печальная истина состоит в том, что прятать Кидду было нечего кроме, быть может, корабельных канатов. Захваченная добыча была поделена между ним и командой. К тому же, если бы у Кидда было золото, то он, скорее всего, не кончил бы свои дни на виселице. В 1701-м году английские законы были еще очень демократичны в отношении пиратов. Деньги могли бы существенно смягчить приговор.
Сокровища Генри Моргана.
Легендарный Генри Морган в 1672-м году предпринял дерзкий рейд на Панаму по суши и захватил в этом городе действительно феноменальных размеров добычу. В современном эквиваленте где-то 700 миллионов долларов. Львиную долю этой суммы Морган вынужден был «подарить» английской короне. За время его похода через перешеек ситуация в мире изменилась, а Испания и Англия из врагов превратились в союзников. Моргану удалось не только выкупить свою жизнь и заработать королевское прощение, но и получить должность вице-губернатора Ямайки. Прибыв в Порт-Ройал, Морган поселился в самом большом доме города, вел очень распутный образ жизни и буквально сорил деньгами.
Он умер в 1688-м году от цирроза печени и был с почестями похоронен в церкви Святой Екатерины в Порт-Ройале. По легенде в крипте под церковью, по завещанию Моргана, был запрятан огромных размеров сундук. Проблема в том, что в 1692-м город был буквально стерт с лица земли землетрясением и штормом. Церковь, вместе с могилой Моргана, обрушилась. Сейчас на месте города находится пустынный пляж. Где-то под ним, гипотетически, можно найти сокровища Моргана.
Совсем мифический клад, который Эдвард Тич, прозванный Черной Бородой, закопал на одном из крохотных островов в Карибском море. Это все, что известно об этих сокровищах. Надо сказать, что в Карибском море около миллиона крохотных остров, так что описания не могут похвастаться точностью. Кроме того, Тич едва ли мог спрятать что-то ценное. Незадолго до смерти он купил помилование, отдав за нее губернатору Северной Каролины Чарльзу Идену шесть ящиков сахара.
На его корабле «Месть королевы Анны» после захвата, обнаружили около 40 фунтов. Для пирата — это целое состояние.
Клады, которые имеет смысл искать.
Карибское море, тем не менее, хранит немало кладов. Вот только не пиратских. На дне моря полно кораблей, в трюмах которых есть и золото, и серебро. Но местонахождение большинства их них остается неизвестным. С некоторой точностью можно указать лишь одно место: Флоридский пролив, между одноименным полуостровом и островом Нью-Провиденс. В 1715-м году здесь целиком затонул Испанский Серебряный флот. Это происшествие оказало существенное влияние на историю региона. Нью-Провиденс стал пристанищем пиратов, которые отсюда атаковали испанских ныряльщиков, пытавшихся поднять затонувшее золото с морского дна. Из-за этих атак Испания свернула операцию. По последним оценкам воды Флоридского пролива еще хранят несколько миллиардов долларов в виде серебряных и золотых слитков.