У Петра I был Петергоф, у Екатерины II — Царицыно, у Павла I — Гатчина, а у Сталина — целых 20 дач! Свежий воздух Иосиф Виссарионович любил, а вот разнообразие не жаловал, так что все его дачи были довольно похожи.
Дальняя дача Сталина
Подмосковное село Семеновское известно еще со времен Екатерины II. Именно императрица пожаловала имение Алексею Орлову-Чесменскому, который позже продал его своему младшему брату, Владимиру Григорьевичу. Так что, вопреки распространенному заблуждению, Григорий Орлов никогда не был владельцем Семеновского. Младший Орлов был одаренной личностью — не зря Екатерина II назначила его директором Императорской Академии наук. Устройством имения Владимир занялся уже после отставки: в 1775-м начал строительство усадьбы «Отрада», где мечтал найти прибежище для тихой семейной жизни.
Кто был автором проекта дворца, до сих пор неясно: его приписывают то Бланку, то Баженову. Орлов мечтал, что его имение будет напоминать поместье английского лорда, так что неудивительно, что вокруг усадьбы раскинулся английский парк. В этом-то парке и скрывается Дальняя дача Сталина.
Придворный архитектор
Строительство Дальней дачи началось в 1937-м и продлилось 2 года. Над будущей резиденцией вождя народов работало специальное строительное управление НКВД. Как известно, Сталин не любил разнообразие, так что проект новой дачи принадлежал Мирону Мержанову, тому самому, который построил любимую Ближнюю или, как ее еще называют, кунцевскую дачу Сталина в Волынском. Мержанов с 1933-го в течение 10 лет работал над государственными дачами. Но в 1944-м удача от него отвернулась: его приговорили к 10 годам лагерей за «участие в антисоветской организации».
Новый дворец короля
Сталин лично одобрил план новой дачи, а руководил строительством Берия. Нарком знал, как угодить вождю: например, главный грот одного и родников на территории дачи, построенный по заказу Сталина, выполнен в виде львиной головы из камня, привезенного с родины Иосифа Виссарионовича — из Гори.
Внешне и внутренне Дальняя дача похожа на Ближнюю. Резиденцию в Семеновском сразу построили из кирпича, в отличие от Волынской, которая сперва была создана из фибролитовых блоков. Ее даже покрасили в тот же зеленый цвет, что и любимую сталинскую дачу — лишь в начале 80-х Юрий Андропов приказал выкрасить ее в светлые тона. В Семеновском отказались от второго этажа, но в целом площадь строения не уменьшилась.
Дачные интерьеры
Все покои дачи облицованы деревянными панелями, украшены каминами. Камин в большой столовой Дальней дачи, украшенный ониксом и опалом — отдельная гордость резиденции. На Ближней даче тоже был камин, но гораздо более скромный, который, правда, Светлана Алиллуева называла «единственной роскошью на даче». Сам Сталин большую столовую не жаловал, предпочитая покои поскромнее. А вот Никита Хрущев любил проводить здесь выездные совещания: за огромным столом могло поместиться полсотни человек.
В кабинете Сталина потолки больше 4 метров — все, как любил вождь народов. Кресла, диван, столик, лампа ручной работы с основанием из грушевого дерева — эти предметы до сих пор можно найти в музее. Но никаких карт на стенах — Сталин приезжал сюда отдыхать, а не работать. Да и вообще бывал он в Семеновском нечасто, но пару раз во время войны заезжал.
Эксклюзив для Сталина
Рядом с кабинетом Сталина находится зимний сад. Оттуда можно попасть в большую столовую, затем — в главную спальню. В огромном помещении стоят 2 кровати, кажущиеся детскими. На самом деле они вполне обычные, но вот для Ельцина, который в бытность свою президентом бывал здесь еженедельно, кровать пришлось удлинять — Сталин был явно ниже ростом. Вообще, мебель для сталинских дач изготавливали специально на фабрике «Люкс». Лучшие краснодеревщики Советского Союза собирали мебель для первых лиц, а также оконные рамы, лестницы, перила и двери. Интересно, что на фабрике хранились тщательно пронумерованные заготовки каждого стола, стула или шкафа. В случае необходимости за день изготавливали «дублера» и отсылали на дачу.
Дальняя дача. Война и безопасность
Во время Великой отечественной войны Дальняя дача была под угрозой. На близких станциях разгружались эшелоны, так что вражеская авиация без устали бомбила местность. Некоторые бомбы долетали и до Семеновского. Когда войска неприятеля стали приближаться, дачу пришлось заминировать. Уцелела она чудом: взорвать ее так и не решились. Начальство заявило коменданту дачи Соловову: «Взорвешь дачу раньше времени — расстреляем. Сдашь ее немцам — найдем и повесим. Так что решай сам по обстановке».
Сталин очень заботился о своей безопасности. Дальняя дача была обнесена забором высотой почти в 6 метров. По обеим его сторонам располагалась контрольно-следовая полоса. А воздушное пространство над Семеновским было закрыто вплоть до 1980-х годов. Правда, вождь народов приезжал на Дальнюю дачу и во время войны, когда она была под обстрелом. Однажды он отправился вместе с Солововым искать мины — все обошлось благополучно.
Как Политбюро косило траву и ловило рыбу
В 1980-х годах на даче построили 10-метровый бассейн, чтобы у Андропова была возможность принимать водные процедуры. Никита Хрущев и Екатерина Фурцева любили в Семеновском рыбачить, причем улов у министра культуры временами был куда внушительнее, чем у генсека. Андрей Громыко любил косить на полянках траву настоящей крестьянской косой. На Дальнюю дачу часто приглашали зарубежных гостей — оценить комфорт бывшей сталинской резиденции довелось Джавахарлалу Неру и Индире Ганди, Фиделю Кастро и президенту Афганистана Наджибулла. Здесь же отдыхали знаменитые писатели и даже космонавты Гагарин и Титов.