Воспоминания аса Ганса-Ульриха Руделя

Опубликовано: 09 мая 2018 в 13:00 Распечатать Сохранить в PDF

В последнее время я читаю много воспоминаний немцев, которые воевали на Восточном фронте. Нужно для работы. Сейчас — мемуары главного бомбардировочного аса Третьего рейха Ганса-Ульриха Руделя (того самого, что утопил линкор «Марат», уничтожил пятьсот с чем-то танков и прочее).

При чтении всякого текста, написанного от первого лица, всегда происходит некая солидаризация с автором, кто бы он ни был. А уж у писателя тем более.

1.jpg

Ты словно оказываешься в его шкуре, проникаешься его проблемами, переживаешь за него. Ах, его чуть не сбили. Ох, каким чудом он спасся, молодец. Надо же, с такой высоты, из такого невозможного пике — и влепил точнехонько в цель. И так далее.
Это называется «вживание в образ». В кого я только ни вживался, даже в Джека-Потрошителя.

2.jpg

И вдруг на днях читаю у Руделя увлекательное описание того, как героически он в январе 1944 года отбомбился по «иванам» под Kirowograd. И что-то включается в памяти. Кировоград, зима сорок четвертого… Господи, это же отец мне рассказывал, в детстве! Как под Кировоградом он чуть не погиб на шоссе во время налета «юнкерсов». И все встало с головы на ноги. Я увидел эту картину не сверху, а снизу. Дорога с боевой техникой, вой бомб, взрывы, черно-красный снег. Вот у обочины сжался мой 24-летний отец со смешными усиками, грузинский «иван». Вот на него пикирует знаменитый своей меткостью 27-летний Рудель. Хочет отца убить, а вместе с ним еще не родившегося меня. Не знаю, это был тот же самый эпизод войны или нет, но все «вживание» пошло к черту.

Комментарии 10

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
11 11 01.06.2018 | 16:2116:21

Мемуары, по вранью, на первом месте среди исторических источников. Это аксиома. Читать их и принимать за чистую монету - слабоумие, на грани дебилизма. Любые мемуары.
Воспоминания, интервью - это другое дело. Они могут быть ошибочны, они могут быть недостоверны - всё-таки это больше психология. Но это не будет намеренным враньём! Или, по крайней мере, враньё можно будет увидеть без мелкоскопа.
Мемуары для того и пишутся, что бы специально соврать.

Сергей Макаров 15.05.2018 | 22:0622:06

Зенке Найтцель, как историк, так вжился в исторические материалы и личные дневники военнослужащих Вермахта, что при показе фильма "Наши матери, наши отцы" поднял бурю в обсуждении фильма.
Интересно читать дневники подводников, что их волновало и как они ценили часы проведенные на суше в кругу семей и что они думали когда уходили в походы, на охоту "волчьих стай" за северными конвоями. Если не думать, что это были враги, то по их фото можно было представить как они хотели жить и не хотели войны. Особенно заметно это по их лицам на берегу и на подводных лодках, страх глаз трудно скрыть от фотокамеры, как и счастливые глаза мирной жизни.

Пётр Патрусов 13.05.2018 | 14:5014:50

По-моему, не за чем восторгаться врагом. Хотя знать это нужно.