Ниндзя (синоби) - как важная часть мировой культуры :-) Часть 1

Опубликовано: 01 декабря 2015 в 02:08 Распечатать Сохранить в PDF

Здравствуйте уважаемые.
Перечитав в -дцатый раз книгу Бориса Акунина «Алмазная колесница», которую считаю если не самой лучшей его книгой вообще, то одной из лучших уж точно, задумался на секунду о том, что у нас не очень много знают о таком интересном явлении как синоби. Ну или ниндзя, если Вам угодно :-))) А ведь это явление уже давно переросло исключительно японскую специфику и стало этаким международным, планетарным явлением. Понятно, что благодаря книгам, играм и фильмам. Да и не только. Есть и такое:

Kawasaki Ninja H2R

Во времена моей юности книг про ниндзя еще не было. Первую я прочитал уже к концу 90-х, и это была серия «Белый ниндзя» Ластбадера. Честно скажу — так себе…

Сё Косуги
Фильмов же было много. Разных. Хороших, таких как трилогия с Сё Косуги, интересные, как один из фильмов Бондиады, где синоби появляются, странных, как «Американский ниндзя» с Дудикоффвым, совсем трэшные, как какой-нибудь «Ниндзя против Шаолиня» или смешные типа «Ниндзя из Беверли-Хиллс». Ну и «черепашки-ниндзя» не забываем же :-)))


Вот я и решил написать несколько постов о синоби, так, в легкой форме. Хотел узнать у Вас — интересно ли это?
Сегодня начну, а дальше уже будет по отзывам — будут интересно, буду продолжать. А на нет — и суда нет :-))
Начнем с самого простого — с наименования и сути. Зачем вообще нужны были эти самые ниндзя. Почему-то принято считать, что ниндзя — это такой японский вариант асассинов. Но это в корне не верно. Во-первых, синоби подревнее. А во-вторых, самое главное их предназначение -разведка и шпионаж. Убивать тоже могли и убивали, но это второстепенно.


Ниндзя — шпионы, а не убийцы. Ну, а в-третьих, история ниндзя более обширная, и их априори всегда было гораздо больше, нежели апологетов Горнего Старца. В период расцвета насчитывалось до 250 различных кланов ниндзя. В глубоко структурированном средневековом японском обществе они были изгоями и вне структуры (это называлось хинин). Но подобная ситуация сыграла им только на руку, ибо ниндзя мог быть и крестьянином, и торговцем и даже священнослужителем (не зря же считается, что они очень близки были к ямабуси (монахами -воинами). Очень много ниндзя пришло из ронинов. Не мог быть ниндзя только самураем и уж тем более даймё (князем).


У синоби была собственная структура, которую называли Рюха, или кланом. Всех синоби, формально говоря можно было разделить на 3 больших группы:
1.Дзёнин (上忍) — высшее звено, руководители, часто стоявшие в тени и внешне казавшиеся никак не относившимися к какой-либо тайной деятельности.
2. Тюнин или чунин (中忍) — среднее звено, сродни офицерскому составу.
3. Гэнин (下忍) — исполнители, шпионы, диверсанты. Там было еще немало нюансов (как и всегда в Японии), но мы их опустим.

Провинция Ига — одна из колыбелей ниндзя

В Японии было 3 центра ниндзя, вокруг которых и собирались основные кланы. Киото, а также провинции Ига и Кока. Кланы под Киото были быстро уничтожены, а вот 53 семьи Кока и 3 мощнейших клана Момоти, Хаттори и Фудзибаяси разевались активно и прославили ниндзя повсеместно. Кстати, женщин среди них было не меньше чем мужчин, и они назывались куноити. Отдельная тема для разговора :-)

Куноити

Так как синоби были хинин, у них была очень своеобразная система верований и понимания жизненных реалий. Как раз Акунин упрощенно попытался рассказать об их философии, и по мне — ему очень это удалось.
Синоби стоили очень недешево, но это того стоило. Нередко владетельные даймё использовали ниндзя для решения своих политических и иных задач. Однако, кое-кому синоби не давали покоя. Сначала Ода Набунага попытался их извести под корень, но ему это не удалось, а затем и мощный Токугава Иэясу стравил кланы Ига и Кока между собой и очень ослабил их.

Токугава Иэясу.

Однако время и прогресс поставили все на свои места. Несмотря на различные версии и легенды, искусство ниндзюцу постепенно угасало — не было клиентов, да и жизнь стала совсем другой. Последний всплеск активности был во время Второй мировой войны, когда, опять-таки по легендам, некоторые японские шпионы и диверсанты обучались по системе ниндзя. Но все это не подтверждено.
На сегодняшний день 63-летний японский инженер Дзиньити Каваками утверждает, что он последний истинный ниндзя в Японии. Он 21-й глава клана, который восходит к Фудзибаяси, и по его собственным словам, 22-го главы уже не будет никогда.
Нууу…как знать. Вполне вероятно, что какие-то кланы еще остались и передают древнее искусство. Япония — это страна традиций.

Последний ниндзя

Под конец, предлагаю разобраться с вопросом, как их, все-таки называть. В тексте выше я писал их и как ниндзя, и как синоби. И так, и так верно — разные произношения и начертания иероглифов, подразумевающих одно и тоже. Термин «ниндзя» более известен и распиарен. Буквально — это человек, который занимается ниндзюцю — то есть искусству стойко выносить испытания и быть невидимым. Мне же больше по духу термин «синоби» или даже точнее синоби-но-моно — сиречь — «тот, кто крадется». Хотя и тот и иной термин правильный, и более того, в разных провинциях ниндзя называли еще и по-другому. Например, оммицу, канси, дакко, суппа или камари.

Продолжение следует…
Приятного времени суток.

Комментарии 12

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
Евгения Полянцева 02.12.2015 | 16:1216:12

На Речка Лесная Сегодня 11:03

-Да , японы ещё и очень некрасивы ,если не сказать -уродливы... и очень коротконоги... -А когда видишь их в каких-то военных доспехах , в каких-то латах...-наверное такое зрелище должно придать этим человечкам "какое-то величие" , но всё выглядит... -просто смеха ради... -просто умора... -А все их так называемые "кодексы" ... -это просто "кодексы"... -как любыми путями преодолеть чувство собственной неполноценности...
-Лично Я ассоциирую японцев с турками... -И те и другие обладают патологической жестокостью и любят , прикрывать это выдавая себя за цивилизованный народ... -Что творили японцы во ВМВ можно увидеть в документальном фильме "отряд 731" ... -это просто ужас...
-И тем не менее и турки и японцы как-то легко ускользнули от возмездия России... -Турки почти 500 лет "целыми морями" проливали славянскую кровь... -и так за это и не ответили.., а что происходит сейчас ясно всем... -Мне вообще не понятна позиция наших туристов , которые приезжают на курорты Турции для "развлечений и отдыха"... -Это всё равно что приезжать на могилы своих предков и... лопать там турецкую шаурму... -Да простит их Господь... -Я и раньше уже не раз пиала об этом... -и отчасти оказалась права...
-Ну , а японы нашли новых сюзеренов , или как там их "даймё" и вроде как процветают... -Хахах...

Пётр Патрусов 02.12.2015 | 21:4821:48

Лоновила, Вы по-моему специально пишете чушь, чтобы на Вас обратили внимание. И это работает. Многих я здесь не читаю, а вот Вас обязательно. Японцы маленькие и уродливые? Так это Ваше мнение. Можете так думать про любой народ. Турков Вы совсем не знаете. А я 20 лет летал в Стамбул и много раз отдыхал в Антальи. Нельзя обвинять всех японцев за зверство их армии во ВМВ. Так же и нельзя обвинять всех немцев. И турки не все в геноциде армян участвовали. Вами правит ненависть. Это очень плохо. Потому что у Вас искажённое представление о мире.

Пётр Патрусов 02.12.2015 | 21:5021:50

Японки кстати очень красивые. Я видел очень много японцев в Таиланде. Там много высоких и светлокожих девушек. Япония великая страна. Так что завидуйте молча.

Пётр Патрусов 02.12.2015 | 21:5321:53

Кстати моя дочь сейчас в США, живёт в семье. В белой семье. Ходит в школу, где очень разные американцы. И нет там никаких расовых предвзятостей. А к ней вообще отношение отличное. Русских очень любят и к Путину отличное отношение. Это факт.

Речка Лесная 02.12.2015 | 11:0311:03

Игорь, неужто Вы способны читать акунина? Я не могу.уменя с 5 страницы рвотные позывы. Экранизации еще куда ни шло- да и то....Алмазную колесницу прочла почти до конца благодаря необходимости трястись в поезде- а потом сдалась- когда начался полный бред. Какие-то сказки Шехерезады в японском стиле. Интересно. чем Вас привлекать начала Япония? Я для себя поняла- невротики-садисты, вырождающаяся нация, маскирующаяся под сакурой, всякими "мацури" и проч. Мне нравится у них кое-что- куклы, вышивки, единоборства- как способ "обрести себя".

Игорь Дьячук 03.12.2015 | 05:0605:06

Да, я с удовольствием читаю Акунина.Не разделяя его политических взглядов, считаю его очень хорошим писателем, хотя в последнее время не все его книги нравятся. А что по поводу японцев как нации.... Не разделю Ваших взглядов. Причем совсем. Вы не правы в корне.

Сергей Черкевич 01.12.2015 | 23:5423:54

В 1982 году в журнале "Азия и Африка сегодня" была напечатана статья Александра Долина "Посланцы ада" в № 3, 4. Это была глава из книги "Кэмпо", которая вышла в 1988 г. в издательстве "Наука". А. Долин и Г. Чхартишвили - филологи, вряд ли они практиковали японские единоборства, но про шпионов-невидимок многие узнали от этих японистов.

Игорь Дьячук 03.12.2015 | 05:0605:06

Здорово. Не знал этого. Спасибо!