
Художник — это Федор Рокотов, чья выставка только что открылась в Третьяковской галерее. А вот жены — совсем не его, да и вообще художник, кажется, женат вовсе не был.
Речь же пойдет о портретах, происходящих из принадлежавшего семейству Струйских имения Рузаевка Пензенской губернии. Ее владелец, Николай Струйский, любитель искусств и поэт-графоман, заказывал Рокотову портреты неоднократно.

Вот это, собственно, и есть Николай Еремеевич Струйский. У современников прославился тем, что собственные поэтические опусы печатал на отличной бумаге в заведенной в имении собственной типографии. И переплетал в сафьян и пергамент.

Свои весьма тяжеловесные поэмы — но в отличном издании — пиит поднес и императрице. Как она оценила тексты — история умалчивает, но качеством издания даже хвалилась перед иностранцами. И отдарилась автору бриллиантовым перстнем. А Струйский заказал Рокотову повторение одного из известных его портретов Екатерины. Портрет, ныне в ГИМе, висел все в той же Рузаевке.

Но гораздо более известен портрет супруги Струйского — Александры Петровны, урожденной Озеровой. Собственно говоря, для широкой публики это такой же символ рокотовского творчества, как «Медведи» для Шишкина.

К слову, родила эта сильфида 19 детей (девятнадцать, тут нет опечатки).

Но нас должен заинтересовать еще один портрет из «рузаевской» серии. В описаниях он обычно значится как «Портрет неизвестного в треуголке».

Однако вот как меняют все современные методы исследования. С помощью рентгенографии выяснили: портрет переписывался. Причем лицо осталось нетронутым, а вот темный плащ был написан поверх… женского платья.

С тех пор и бытует романтическая версия: это был изначально портрет первой жены Струйского, Олимпиады Сергеевны, урожденной Балбековой, умершей в молодом возрасте. Подтвердить нечем — но верить хочется: дескать, переписать портрет владелец решил, опасаясь ревности второй супруги.
Между тем по ходу дела в этой же серии рузаевских портретов обнаружились еще два знакомых. Только узнать их сейчас трудно: еще прошлой осенью они находились в реставрации в ГосНИИРе и выглядели, честно говоря, не лучшим образом. О чем я тогда рассказывала здесь.
Ну, а теперь — пожалуйста: вот заказанный Струйским портрет поэта Сумарокова.

И «Неизвестный в зеленом кафтане».

Выставка Федора Рокотова открылась в Инженерном корпусе ГТГ. О ней подробнее — здесь.


https://c2.staticflickr.com/2/1616/24785590929_b1aea87fe7_o.jpg
На мой взгляд, ни одного настоящего мужчину подобные выставки не могут не радовать. И это главное.
-Вот те раз... -две жены... , а сам и вовсе не был женат... -Вот и "рисовал" чужих жён...
-Вот есть темы "про Акунина" , которые уже далеко "ушли за горизонт" и их можно обсуждать только... -да не с кем их уже и обсуждать...(Я как всегда опоздала) ... -Так там многиЯ "знатоки" так простенько высказались про творчество Акунина... -Ну , значит они "реально понимают в литературе"...
- -Но вот Акунин какое-то время был женат на японке... -Может и многиЯ упомянутые "знатоки" .., тоже где-то и как-то мечтали быть... женатыми на japanese..., но у них нет таких возможностей... -а вот портреты они ещё как-то могут обсудить... ... -без советов "японовских жён и гейш"... -Хахах...
-И к чему это Я..? -Ах да , как бы про то , что " Выставка Федора Рокотова открылась в Инженерном корпусе ГТГ"... -Наверное там всё будет выглядеть более мирно , чем как при открытии "выставки В.Серова"... -но мне и на ней не придётся побывать... -Эх , ну огорчительно.., конечно...
-Тема интересненькая... -плюсик.... -жаль...- мало что известно про...
Господа, смотрите-ка, на какую любопытную - для школьной так очень приличную - работу о Струйском я наткнулась:
http://pandia.ru/text/77/450/7769.php
Там довольно подробно о его увлечении типографским делом.