Сын Антигона
Самое известное сочинение Плутарха — «Сравнительные жизнеописания знаменитых греков и римлян». В нем писатель рассказывает о прославленных полководцах, политиках и ораторах прошлых веков. Хотя Плутарх позволяет себе осуждать некоторые их решения, герои его сочинения должны служить положительным примером для читателя.
Только две биографии Плутарх поместил в качестве примеров порочной жизни. Это биографии Марка Антония и Деметрия Полиоркета. По мысли писателя, это примеры того, как великая натура, кроме доблести, таит в себе великие пороки.
Жизнь Деметрия привлекала внимания авторов и в Античности, и в Новое время. Она полна роковых страстей, резких поворотов судьбы, героических побед и горьких поражений.
Деметрий родился в 337 году до н. э. в Македонии. Его отцом был Антигон Монофтальм (Одноглазый), македонский аристократ и прославленный полководец. Мать Деметрия, Стратоника, тоже происходила из знатной семьи. У античных авторов сохранились свидетельства, что до заключения брака с Антигоном Стратоника была замужем за его братом.
Рассказывая о характере Деметрия, Плутарх особое внимание обращает на его отношения с отцом. Жизнь царских дворов часто омрачалась враждой между членами правящего дома. Например, Лисимах казнил своего сына, а Птолемей изгнал сыновей от первого брака, чтобы расчистить путь другому сыну.
Антигон искренне любил Деметрия. Плутарх приводит эпизод, как Деметрий после охоты с оружием зашёл в зал, где его отец принимал послов. Молодой человек сел рядом с отцом. Монофтальм посоветовал послам, чтобы они рассказали после возвращения, что Антигон так доверяет сыну, что не боится подпускать его к себе с оружием в руках.
Первые годы жизни Деметрий провёл в Македонии на земле предков. В 334 году до н. э. его отец Антигон отправился с Александром в восточный поход. Там Монофтальм получил пост сатрапа Великой Фригии. Полководец хорошо проявил себя, когда отразил персидское наступление в Малой Азии.
Позже к «владениям» Антигона были присоединены Ликия и Памфилия. Предположительно, в 330 году до н. э., когда Малая Азия оказалась под прочным контролем македонян, к Монофтальму прибыла его семья.
Остаток детства Деметрия прошёл в столице Фригии городе Келены. На Востоке бушевали битвы похода Александра, но Фригия оставалась надёжным тылом, пока был жив царь Македонии. Вскоре после смерти Александра Фригия перестала быть безопасным местом.
В 321 году до н. э., когда вспыхнула первая война между диадохами, Антигон вместе с семьёй бежал из Келен в Европу к регенту Антипатру. Затем Деметрий сопровождал отца на съезде диадохов в Трипарадисе (319 год до н. э.), где перезаключались союзы.
Союзы между полководцами Александра скреплялись браками. В рамках союза Антигона и регента царства Антипатра в брак должны были вступить их дети — Деметрий и Фила. Невеста была старше жениха и успела дважды овдоветь.
Свадьба состоялась после переговоров в Трипарадисе. В 319 году до н. э. Фила родила Деметрию сына, который получил имя Антигон (будущий царь Македонии Антигон II Гонат).
Школа войны
Войны полководцев Александра продолжались. В 318 году до н. э. началась вторая война между диадохами, где Антигон и Кассандр воевали против Эвмена Кардийского и регента Полиперхонта. В эти годы молодой Деметрий находился при своём отце и набирался военного опыта.
Война между Антигоном и Эвменом шла в глубине Азии. В 317 году до н. э. армии полководцев сошлись в бою при Паретакене. Эта битва стала боевым крещением Деметрия. Сын Антигона командовал тысячей всадников-гетайров, стоявших на правом фланге войска. Рядом разместился отряд телохранителей самого Антигона и несколько других надёжных отрядов.
Центр и левый фланг армии Антигона потерпели поражение. Победу его войска одержали только на правом фланге, где сражался Деметрий. Антигон отступил в Мидию, чтобы подготовить к новой военной кампании. Очевидно, старый полководец высоко оценил успехи сына в бою — через год под его командованием оказалось больше людей.
В 316 году до н. э. бывшие соратники Александра сошлись в битве при Габиене. Антигон доверил сыну правый фланг. Деметрий получил под своё начало 9 тыс. всадников. Эвмен был готов к тому, что его противники нанесут сильный удар по его левому флангу, поэтому разместил там 6 тыс. своих лучших всадников, а также 60 слонов.
Исход сражения вновь остался неопределённым. На флангах победила конница Антигона, но в центре победу одержали служившие Эвмену аргираспиды. Битва на правом фланге должна была быть тяжёлой. Хотя союзник Эвмена Певкест бежал в самом начале битвы, оставшиеся всадники под командованием самого кардийца сражались храбро и отступили в боевом порядке.
Во время боя воины Антигона захватили лагерь Эвмена и взяли в плен семьи аргираспидов. Условием их освобождения была выдача кардийца. Плутарх пишет, что после победы Антигон и его приближённые долго обсуждали судьбу опасного пленника. Деметрий и полководец Неарх убеждали Антигона сохранить Эвмену жизнь. Но в ставке победителя возобладало мнение о казни кардийца.
Война в Сирии
Победа над Эвменом сделала Антигона сильнейшим из диадохов. Полководец повёл армию обратно на запад, чтобы готовиться к новым боям. Деметрию исполнился 21 год, он проявил себя как командир конницы. Теперь ему предстояло сражаться не рядом с отцом, а самому.
Третья война между диадохами началась почти сразу после завершения второй. Теперь полководцы объединились против Антигона и Деметрия, которые захватили слишком много территорий.
В 314 году до н. э. Антигон отбыл в Малую Азию и оставил Деметрия защищать Левант. Разумеется, наследник был окружён советниками. В их числе были опытный полководец Пифон и знаменитый флотоводец Неарх. Следующие два года в Леванте, в отличие от других регионов, было спокойно, и Деметрий набирался опыта правителя.
В 312 году до н. э. войска Птолемея напали с Кипра на Северную Сирию. Получив новости, Деметрий двинулся навстречу им с лёгкой конницей и пехотой. Тяжёлый переход стоил его отряду почти всех лошадей, люди были измотаны, а войска Птолемея успели отступить. Первый поход молодого полководца оказался неудачным.
После этого сын Антигона отправил войска на зимние квартиры. А Птолемей и его союзник Селевк (изгнанный сатрап Вавилонии) рискнули действовать. В конце 312 года до н. э. они повели в Сирию свои основные силы.
Деметрий отозвал свои войска с зимних квартир и двинулся навстречу. Силы были примерно равны. Армия Птолемея была немного больше, но у сына Антигона были слоны.
Полководцы призывали к осторожности, но Деметрий их не слушал. Хотя Пифон был вторым командующим армией, решающее слово оставалось за сыном Антигона.
Армии встретились около Газы. Деметрий построил войска, так как это делал его отец в недавних кампаниях. В центре сильная пехота, на левом фланге — слоны и лучшая конница. Там же находился и сам Деметрий. Правый фланг должен был по возможности избегать сближения с противником, пока исход боя решался в других местах.
Сражение началось со схватки тяжёлой конницы. Деметрий, Птолемей и Селевк лично бились во главе отрядов. Второй командир армии Деметрия, Пифон, погиб. Слоны наткнулись на подготовленные врагом шипы, а затем попали под обстрел лучников и метателей дротиков. Некоторые животные погибли, большинство — разбежались и позже были выловлены людьми Птолемея.
Диодор Сицилийский описывал, как Деметрий пытался остановить бегство своих всадников. В конце концов, полководцу самому оставалось только бежать.
Поначалу разбитая армия отступала организованно. Уцелевшие пехотинцы сбросили доспехи и следовали вместе с конницей Деметрия. На закате армия достигла Газы. Вопреки приказам полководца, многие воины бросились в город, чтобы забрать своё имущество.
У заблокированных ворот началась давка. Подоспевшие воины Птолемея легко захватили город вместе с казной Антигонидов. Сам Деметрий обогнул город и к полуночи прибыл в Ашдод.
Катастрофа была полной. 8 тыс. человек попали в плен. Винить в разгроме Деметрию было некого, кроме себя. Птолемей позволил проигравшим похоронить погибших. Затем сатрап Египта вернул Деметрию захваченную в Газе казну и отпустил взятых им в плен приближённых сына Антигона. Птолемей прислал Деметрию заявление, согласно которому его вторжение было справедливым. Возвращая пленных, сатрап Египта якобы заявил, что они борются за славу и власть. Деметрий, в свою очередь, молился богам, чтобы он вскоре смог отплатить Птолемею милостью за милость.
Взятые в плен воины Деметрия были отправлены в Египет. Птолемей тем временем двинулся на север Леванта. Как пишет Плутарх, сын Антигона не сломался после поражения. Он собрал новую армию, в которую вошли размещённые в Северной Сирии и Киликии войска, а также рекруты. Гонцы с просьбой о помощи отправились к Антигону.
Птолемей дал своему противнику время перегруппироваться. Захватить Келесирию и Финикию было не просто. Не все города открывали ворота победителю. Много времени сатрап Египта потратил, осаждая Тир, который защищал один из лучших полководцев Антигона Андроник. Город сдался Птолемею, только когда взбунтовавшиеся воины открыли ворота и выдали Андроника.
Деметрий учился на ошибках. После Газы он тщательно планировал военные походы. И впервые сделал это уже в кампанию 311 года до н. э. Пока Птолемей был занят покорением Финикии, его полководец Килл отправился добить Деметрия.
Килл остановился в местечке Миусс. Вероятно, полководец недооценивал сына Антигона, поэтому пренебрёг разведкой. Деметрий получил сведения о вторжении и организовал ночной марш с мобильными частями. На рассвете он оказался перед лагерем Килла и внезапной атакой захватил его. В плен попало 7 тыс. воинов Птолемея вместе с сокровищами.
Наученный поражениями Деметрий разместил новый лагерь в местечке, подходы к которому закрывало болото. Контратаки не последовало, а вскоре в Сирию прибыл сам Антигон со свежими войсками. Птолемей опустошил юг Сирии и отступил, не принимая боя.
Так завершилась третья война между полководцами Александра. Впереди у Деметрия были новые победы и провозглашение богом при жизни.