Против течения
На первый взгляд могло показаться, что у десятиклассника московской школы № 263 Сергея Гордеева все прекрасно и замечательно. Мальчишка хорошо учился, не сомневаясь, что окончит учебное заведение с золотой медалью, строил планы на будущее, готовясь к поступлению в Московский инженерно-физический институт. Он побеждал в многочисленных олимпиадах и находил время не только для учебы, но и для отдыха. Занимался боевым самбо, стрельбой, любил, как и все подростки, компьютерные игры. К тому же, его семья была благополучной. В общем, обертка жизни Гордеева получилась яркая и красочная. Но в том-то и дело, что это была лишь обертка. Под ней скрывалась тьма одиночества и непонимания. Они-то и подтолкнули подростка к объятия опасной философской доктрины солипсизма, утверждавшего, что в мире есть лишь один человек, а все остальное — иллюзия и обман. Эту теорию когда-то поддерживали Рене Декарт, Клод Брюне, Джордж Беркли. А еще исследователи находили связь солипсизма с даосизмом и буддизмом. Об этой философии упоминали в своих произведениях Байрон, Лем, Брэдбери, Желязны, Твен, Пелевин и другие писатели.
Так и жил Гордеев, учился, играл, но отрицал реальность. Естественно, друзей у него не было. Один из одноклассников Сергея охарактеризовал парня как «странного, не такого, как все». Из-за этого частенько происходили конфликты, моральное унижение, побои. Ни родители, ни учителя вовремя не обратили на это внимания. Никто не думал, что Сергей сможет далеко зайти. А он сигнализировал. Порой вел себя неадекватно, скидывал одноклассникам в соцсетях видюшки об оружии, рассказывал, что компьютерные игры помогали ему «отвлечься от своих обид».
Но когда Сергей понял, что его сигналы никто не понимает, он решил от слов перейти к делу. А именно: доказать одноклассникам и учителям, что философия солипсизма единственно верная, а затем прилюдно покончить с собой.
В воскресенье второго февраля 2014 года подросток отправил некоторым одноклассникам sms, в котором сообщил: «завтра вы удивитесь, что я сделаю». Конечно, никто не обратил на это внимания. Сергей основательно подготовился к понедельнику. Он попросил одну из одноклассниц прислать сообщение, в котором говорилось, что первые уроки отменяются. Та согласилась. Показав sms родителям, Гордеев утром остался дома. Достал из отцовского сейфа карабин «Браунинг», винтовку «Тикка» и патроны. Надел черное длинное пальто матери, спрятав под него чехлы с оружием, и отправился в школу.
Он добрался до дома знаний без каких-либо приключений. Примерно без двадцати двенадцать Сергей подошел к центральному входу. Достал оружие и смело двинулся вперед. Показав «Браунинг» охраннику, Гордеев подошел к кабинету № 2, где в тот момент его 10 «А» находился на уроке географии. Дверь в класс была открыта, поэтому Сергей вскинул карабин и нажал на спусковой крючок. Его жертвой стал учитель географии Андрей Кирилов. Расправившись с преподавателем, Сергей взял в заложники своих одноклассников — двадцать одного человека.
Школьный стрелок
После этого Гордеев начал рассказывать перепуганным одноклассникам и философии солипсизма. Он пытался доказать то, что реальность обманчива и на самом деле никого из них не существует. Все сон, всего лишь сон. В момент рассказа признаки жизни неожиданно подал учитель. Гордеев выстрелил ему в голову еще раз, после чего продолжил «лекцию». Что же касается Кирилова, то этот выстрел стал для него фатальным.
Тем временем охранник сообщил в полицию об инциденте. Около двенадцати часов порог школы переступили прапорщики Сергей Бушуев и Олег Нургалиев из вневедомственной охраны. Стражи порядка направились к кабинету № 2. Как только Бушуев попытался войти в кабинет, но Гордеев не собирался вести переговоры и сразу же начал стрелять. Бушуев получил несколько ранений и вскоре умер.
Вскоре к школе прибыла группа немедленного реагирования ППС в составе старшего сержанта Владимира Крохина и младшего лейтенанта Вячеслава Нечаева. Гордеев заметил их и начал стрелять. И, несмотря на то, что на стражах порядка были бронежилеты, Сергей сильно ранил Крохина, но тому удалось выжить.
Вскоре к школе подъехала скорая помощь, пожарные расчеты, приземлился медицинский вертолет МЧС (на нем эвакуировали Крохина). Прибывшие полицейские оцепили территорию учебного заведения. Затем приехали мэр Москвы Сергей Собянин, прокурор Сергей Куденеев, министр внутренних дел Владимир Колокольцев, глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, тогдашний министр образования Дмитрий Ливанов, а также ряд других высокопоставленных чиновников. Приехал и отец стрелка — Виктор Гордеев, который был связан с силовыми структурами. Надев бронежилет, отец вошел в класс и начал разговаривать с сыном. Он и уговорил Сергея отпустить заложников и сдаться. Вскоре бойцы СОБРа вывели стрелка из школы.
Началось следствие. Сергея отправили на обследование в Институт имени Сербского, в котором психиатры поставили десятикласснику диагноз «параноидальная шизофрения». В начале весны 2015 года Гордеев по решению Бутырского суды был отправлен на принудительное лечение. Вот только с этим были не согласны юристы, представлявшие семью погибшего учителя. Дело пересмотрели в Московском окружном военном суде. Но приговор, в конечном итоге, был подтвержден. И вскоре Гордеев отправился в Смоленскую психиатрическую больницу.
О том, где сейчас находится Сергеев, точной информации нет. Была новость, что зимой этого года одноклассники видели его в Отрадном. Также мелькала информация, что Гордеева перевели в психиатрическую больницу № 5, которая расположена в селе Троицкое, что в Подмосковье.
Известно, что суд поставил родителям Сергея выплатить солидные финансовые компенсации семьям погибших. Но денег нет. По признанию матери педагога, ей по паре-тройке тысяч рублей в месяц платит сам Гордеев-младший, которому дали пенсию по инвалидности. А судебные приставы все никак не могут найти родителей стрелка.
Стрельба в школе № 263 стала первым случаем в России, когда подобный инцидент унес человеческие жизни. И это событие вызвало огромный общественный резонанс. Ведь раньше подобные трагедии случались где-то далеко. Например, в американской школе «Колумбайн».