Военная революция Аргеадов
Военное дело Филиппа II и его сына Александра стояло на стыке архаического и новаторского, старого и нового: именно сочетание этих элементов и их умелое внедрение позволили создать самую совершенную машину того времени и добиться невиданных для греческого оружия успехов. Основой армии, как и ранее, оставалась фаланга, которая, однако, была преобразована и усовершенствована. Не имевшие полисной организации и устойчивой экономической базы, чтобы как следует экипировать всех воинов, македоняне делают ставку на армейскую дисциплину и сплачивание войска по частям. Теперь вместо тяжёлых бронзовых анатомических доспехов воины носят не сковывающие движения льняные панцири, а вместо коротких гоплитских копий и больших щитов-гоплонов — пики-сариссы, обращение с которыми требовало обеих рук. Значительно меньшие по размеру щиты сохранились лишь у первых шеренг. Сама по себе такая фаланга в бою была, вероятно, также малоподвижна, как и классическая греческая, однако её гибкость и расчленённость были несомненно выше.
Тактический рисунок македонян дополняли гипасписты — «щитоносцы», вооружённые легче пикинеров и выполнявшие роль средней пехоты, которая прикрывала фланги фаланги. Также гипасписты взаимодействовали с конницей — главной ударной силой Александра. Однако при кажущемся однообразии войск, составлявших фалангу, их качество различалось в зависимости от происхождения и собственных традиций. Среди всей тяжёлой пехоты выделялись пейдзейтары (дословно «пешие товарищи»), что уже намекало на их особый статус. Они были сформированы ещё Филиппом II из жителей македонских областей, в том числе Верхней Македонии — наименее лояльной царю и его наследнику. Тем удивительнее кажется то, что именно эти полки стали самой крепкой и несокрушимой частью фаланги, её элитой. Среди прочих особенно выделялись «астетайры» — самая загадочная гвардия Александра Великого.
Филипп Македонский, Александр и друзья
Неясно даже значение термина «астетайры», образованного путём сокращения словосочетания, вторая часть которого — «гетайры», очевидно, означает «друзья». Сложнее с первой частью: не то «городские», не то «лучшие» или «ближайшие», или даже «звёздные». Так или иначе, один или даже несколько таксисов пейдзейтаров получили особый статус уже в первые годы правления Александра, причём, судя по всему, не из-за своего особенного происхождения, а за боевые заслуги и высокую боеспособность. Немаловажную роль в становлении астетайров сыграл командир таксиса Кен — сын сподвижника Филиппа II Палемократа, зять Пармениона и брат Клеандра, ещё одного влиятельного македонского офицера. Кен оказался достоин своих великих родственников — ещё при Херонее его храбрость отметил сам Филипп Македонский, а после воцарения Александра Кен вскоре обратил внимание на свой таксис, набранный в Элимиотиде — области «молодой» Македонии, покорённой царями только в V веке. Во время восточного похода таксисы Кена и Пердикки становятся опорой фаланги Александра — в сражениях они занимают крайнее правое положение на стыке с гипаспистами — самое ответственное место на поле боя. Стойкость астетайров определяла устойчивость фаланги, а значит, и всего боевого порядка. Успешное выполнение возложенных задач, однако, только увеличило область применения «звёздных друзей».
Помимо крупномасштабных сражений таксис Кена участвовал в отдельных операциях в сочетании с более манёвренными частями — гвардейской конницей, гипаспистами и метателями. Во время Индийского похода Александра астетайры трижды отправлялись в экспедиции для выполнения важных стратегических задач и даже форсировали Гидасп накануне решающего сражения с Пором. В походе в Среднюю Азию астетайры также проявили себя с лучшей стороны, воюя с бывшим сатрапом Дария Сатибарзаном. Но наибольший интерес среди всех примеров задействования «городских друзей» вызывают, конечно, осады. Применение фалангитов во время осады не было типичным явлением — вооружение сарисофоров было предназначено для полевого сражения в сомкнутом строю, а не для боёв на городских стенах и под ними, для чего Александр обычно использовал более легковооружённые виды пехоты. Но с астетайрами явно было что-то не то, ведь они раз за разом оказывались в самой гуще событий, даже если это были осады.
Мастерство осады
В 335 году во время осады Фив, восставших против власти молодого царя, воины одного из таксисов астетайров начали бой, даже не дожидаясь непосредственной команды Александра: разгоревшееся сражение и обходной манёвр одного из отрядов привели к решительному успеху македонян и взятию одного из важнейших городов Греции. Во время осады Тира в 332 г. до н. э. астетайры вместе с гипаспистами погрузились на корабли и атаковали город с моря, обеспечив успех штурма. Во время осады Галикарнаса город едва не был захвачен благодаря двум пьяным астетайрам, из-за которых завязалась драка у городских стен, и лишь с большими усилиями защитникам удалось отбросить неприятеля.
Неоднократные свидетельства об участии элитных таксисов в осадах во время походов в Бактрию и Индию существенно расширяют наши представления о той роли, которую астетайры выполняли в армии Александра. Очевидно, что для участия в столь специфических операциях (взятие под контроль ключевых позиций и захват городов) стандартный набор вооружения пейдзейтара не подходил — в боях на пересечённой местности или за частоколом нужно было что-то большее, чем пехотная пика и небольшой щит. Вероятно, что экипировку астетайра дополнял дротик или более короткое гоплитское копьё, а каждый из воинов должен был в совершенстве владеть клинковым оружием ближнего боя — махайрами, ксифосами или кописами, что было не так важно для остальных фалангитов.
Для увеличения манёвренности астетайры должны были облегчить защитное вооружение и даже, возможно, отказались от линтораксов (панцирей), однако сказать об этом с уверенностью нельзя. Дело в том, что многие отряды македонской армии отказывались от деталей вооружения по объективным причинам — наладить снабжение войск из Греции и Македонии было сложно, а местные запасы не располагали всем необходимым, однако даже в этих условиях астетайры были одеты, обуты и экипированы лучше остальных.