Реконкиста: кастильский след, арагонский фактор
После начала Великих Арабских завоеваний под контролем «правоверных» в кратчайшие сроки оказались не только Палестина, Сирия, Иран и Средняя Азия, но и вся Северная Африка, а также большая часть Пиренеев. И хотя дальнейшая экспансия арабов была остановлена франкским мажордомом Карлом Мартеллом при Пуатье, испанские земли на долгое время попали под власть мусульманских владетелей. Впрочем, власть завоевателей оказалась не такой прочной — среди них вскоре начались раздоры, и христианам удалось вернуть часть захваченных земель. Так началась Реконкиста — процесс покорения христианскими правителями Иберийского полуострова, растянувшийся на столетия и формально завершившийся только в конце 15-го века.
Первоначально натиск арабов приходилось сдерживать астурийцам и франкам, основавшим в качестве форпоста Барселону и учредившим Испанскую марку, однако вскоре вся Реконкиста легла на плечи собственно «испанцев» — на севере полуострова возникло Памплонское королевство, правители которого силой добились независимости и приступили к захвату занятых мусульманами территорий. В 11-м веке королевство распалось, и на его месте появилось сразу 4 феодальных образования, среди которых были графство Барселона и королевство Арагон. Правители последнего добились немалых успехов в борьбе с кордовским халифом и его союзниками, чему немало способствовали альмогавары — отважные и безжалостные воины.
Альмогавары: из пастухов в наёмники
Своим названием альмогавары обязаны арабам, формировавшим для службы на границе с христианами отряды al-Mugavari - «наводящих ужас». Целью таких отрядов, набираемых, как правило, из местных горцев, были разведка и разбой, ведение «малой войны». Арагонские короли быстро оценили полезность этих воинов и стали набирать на службу собственных альмогаваров — первый такой случай относится к началу 12-го века. Эти умелые и неприхотливые воины внесли важный вклад в отвоевание земель у халифа и его эмиров, однако они не столько сражались во славу Божью, сколько стремились пограбить и захватить добычу.
Христиане-альмогавары набирались из арагонцев, наваррцев, каталанцев, басков и всех, кто желал присоединиться — подчас среди альмогаваров встречались и мусульмане. Более того, среди этих разбойников могли встретиться люди благородного происхождения, которым, казалось бы, не подобало находиться в подобной компании. Постепенно круг задач альмогаваров перестал ограничиваться рейдами и разведкой — всё чаще они выступали в поход вместе с королевским войском, участвуя в сражениях и осадах. Привыкшие переносить лишения и часто не требовавшие никакого содержания, уповая на добычу, награбленную в походе, альмогавары стали важным элементом военной машины Арагона, а затем и Кастилии. Что же представляли из себя вооружение и экипировка альмогавара?
Испанская пехота: «хороший нож… и кремень из стали»
Изначально альмогавары были лёгкой пехотой, не предназначенной для участия в полевых сражениях — главная сила пехотинцев заключалась в их неуловимости и недосягаемости. Пока противник направлялся к месту очередного нападения альмогаваров, те уже успевали скрыться в горах или спрятаться на союзной территории, действуя небольшими группами. Со временем однако тактическая схема наёмников изменилась, а вместе с ней и их экипировка. Основным оружием альмогавара были охотничье копьё и широкий нож, напоминающий мясницкий, метательные копья, а порой и арбалет. Экипировка: кожаные поножи и сапоги, лёгкий плетёный щит, иногда шлем. Кольчуга, как и лошадь, встречалась у очень немногих, служа опознавательным знаком командира. Как же получилось, что эти бедно одетые и плохо вооружённые пастухи-горцы прославились на всё Средиземноморье?
Сильными сторонами альмогаваров были врождённая храбрость, опыт, выработанный за десятилетия войн с маврами, сплочённость и верность своему нанимателю. Сами наниматели, пожалуй, не меньше боевых навыков альмогаваров ценили дешевизну их найма и содержания. Удерживать их от грабежей было чрезвычайно трудно, так что едва заканчивалась война, наёмников предпочитали отправить подальше от подвластных земель. И хотя до подлинного возрождения пехоты в Европе было далеко, альмогавары с успехом сражались с конницей (и не только) как на Пиренеях, так и по всему Средиземноморью. Альмогавары служили ещё и на флоте, где из них формировались абордажные команды.
Рожер де Флор, каталонская компания и испанская ярость
Повоевав с маврами на континенте, арагонский король Педро III предпринял в 1280 году экспедицию в Тунис, а оттуда перенёс боевые действия на территорию Сицилии, где тогда бушевала война Сицилийской вечерни. Несмотря на свой невзрачный вид, наёмники проявили себя отлично, раз за разом громя неприятеля. Именно в это время во главе альмогаваров оказывается талантливый полководец, дворянин, авантюрист и кондотьер — Рожер де Флор, карьера которого была равно блестящей и короткой. Капитан сумел завоевать доверие альмогаваров, готовых пойти с ним в огонь и в воду — характерная черта для этих воинов, высоко ставивших преданность своему предводителю.
В 1302 году война на Сицилии закончилась. Хотя арагонцы одержали победу именно благодаря альмогаварам, для последних заключение Кальтабеллотского договора было делом пренеприятным, так как они остались без работы и средств к существованию. И тут де Флор удачно обратился к византийскому басилевсу, которому как раз нужна была помощь против наседавших на него турок-османов. Уже в конце 1302 года Рожер де Флор со своим отрядом, получившим название Великой Каталонской компании, сел на корабли и направился на восток — к Босфору и Дарданеллам. Самому Рожеру этот поход счастья не принёс, но в нём альмогавары стяжали себе славу великих воинов, одержавших верх над множеством врагов, и даже завоевали для себя место под солнцем.