Совершенно секретно, только для Советского Союза
Детству Джона Уокера не позавидуешь: нищая семья во главе с отцом, любившим больше всего алкоголь и драки. Но мальчишка помнил хорошие времена. Тогда отец работал на киностудии и прилично получал за свой труд. Но затем случилось несчастье. Авария, в которую угодил Уокер-старший отняла у него здоровье, деньги и работу. Черная полоса, вопреки расхожему мнению, во взлетную так и не превратилась. Наоборот, семейство Уокеров все больше погружалось во тьму. Скандалы и избиение домочадцев стали для отца привычным делом. Обычно такое детство не проходит бесследно для психики. Люди ломаются и, повзрослев, превращаются в маньяков, пытавшихся отомстить всему человечеству за свои психологические травмы. Но Уокера-младшего сломать было не так-то просто.
Еще будучи ребенком Джон начал работать. Но шли годы, из нищеты выбраться так и не удалось. И тогда, доведенный до отчаяния, он все-таки дрогнул. Уокер-младший начал «подрабатывать» — занялся воровством. Но криминальная дорожка оказалась короткой, поскольку его арестовали. Перед Джоном нарисовалось два пути: либо тюрьма, либо армия. Парень выбрал второй вариант. Так, в 1955 году Уокер оказался в военно-морском флоте США.
Джон выглядел как типичный ботаник: тихий, скромный, в больших несуразных очках. Эдакая серая мышка, которая, правда, отличалась хорошей памятью, ответственностью и работоспособностью. Уокер окончил школу радистов и вскоре оказался на борту эсминца. Затем женился на Барбаре Кроули и за три года трижды успел стать отцом.
Служба шла хорошо, начальство ценило Джона, но один нюанс все портил. Дело в том, что прокормить большую семью на жалованье младшего офицера было очень сложно. Уокер с ужасом понял, что опять оказался на пути, ведущем в нищету. Но, в отличие от отца, он не сломался. Рвение молодого офицера начальство не оставило без внимания. Джона повышали чаще, чем раз в год. Зарплата росла, но ее не хватало.
В 1960 году исполнилась мечта Уокера — он попал на подводную лодку в качестве радиооператора. А через пять лет Джон возглавил радиорубку на ядерной субмарине «Симон Боливар». К тому моменту он стал отцом в четвертый раз, но отношения с женой год от года становились только хуже.
Благодаря должности Уокер получил доступ к самой секретной информации, о которой не всегда мог знать даже капитан подводной лодки. И тогда в голове Джона родилась идея: а что если начать сотрудничество с Советским Союзом? Понимая, что враги выложат за ценную информацию огромные деньги, Уокер решился превратиться в предателя.
Осенью 1967 года Джон прибыл к советскому посольству в Вашингтоне. Затем добился встречи с агентом КГБ и предложил ему свои услуги. А в качестве подтверждения своей ценности, Уокер предъявил копию ключей к шифровальной машине. Когда чекист взял в руки документ, то увидел гриф «Совершенно секретно. Особая категория».
Семейные традиции: отец-крот и сын-крот
В такую удачу сложно было поверить. Естественно, у чекиста появились сомнения насчет Уокера, ведь тот мог оказаться сотрудником ЦРУ или ФБР. Но после проверки оказалось, что Джон просто хотел денег. Много и сразу.
Посольство Уокер покинул через черный ход в компании сотрудников КГБ и тысячей долларов в кармане (по тем времена очень приличная сумма). Так началось сотрудничество морского офицера с Советским Союзом. Джон получал от СССР ежемесячную зарплату в четыре тысячи долларов, а взамен сливал ценную информацию. Например, ключи к шифрам и схемы шифровальных машин. Для советской разведки Уокер стал самым важным и ценным «кротом». Благодаря его информации, чекисты могли перехватить и расшифровать любое послание, причем его отправитель не имел значения. ЦРУ или ФБР, ВМС или ВВС — советская сторона знала все и обо всех. Получилось, что колоссальные финансовые вливания, направляемые на улучшение системы безопасности военных сил США, тратились зря. Конечно, американские спецслужбы понимали, что где-то завелся «крот», но вычислить его не получалось. К тому же, никому и в голову не могло прийти, что предателем являлся старательный и ответственный Уокер.
Благодаря деньгам от СССР Уокер смог жить так как давно хотел. У него появились хороший дом, машина, различные дорогие вещи. И чтобы не вызывать подозрения, он приобрел бар. Заведение стало идеальным прикрытием, хотя на самом деле дохода практически не приносило. Но чем больше денег становилось у Уокера, тем сильнее ухудшалась ситуация в семье. Барбара, пившая все сильнее, начала угрожать мужу. Она пугала Джона ФБР, когда тот пытался заставить ее отказаться от алкоголя. Дело в том, что Барбара знала о его работе на советские спецслужбы и представляла реальную угрозу. Несколько раз в порыве отчаяния Уокер требовал от своих работодателей решить проблему с супругой самым кардинальным способом, но те предпочитали не вмешиваться.
В 1976 году Джон все-таки развелся. К тому времени его перевели в штаб, откуда практически не было доступа к секретным материалам. Поэтому он «назначил» преемника — друга Джерри Уитворра. Уитворр быстро согласился, поскольку ему были нужны деньги. Затем на КГБ стал работать старший брат Джона Артур, он передавал советской стороне чертежи и схемы новейших кораблей и подводных лодок. Чуть позже к семейному подряду примкнул и сын Джона Майкл.
Семейный подряд Уокеров трудилось на КГБ около двух лет. Но потом к ним нагрянули агенты ФБР. Джона, Артура, Майкла и Джерри арестовали в 1985 году. Произошло это не благодаря кропотливому труду агентов, вовсе нет. Сначала шпионов попыталась сдать Барбара. Она несколько раз сообщала ФБР, что ее муж являлся кротом, но ей не верили. Но когда об этом заявила Лаура — дочь Джона, началась проверка. Агенты были ошарашены, когда докопались до правды. Перед ними появился новый Ким Филби.
Масштаб и длительность шпионажа Уокера впечатляли. Специальная комиссия оценила ущерб, полученный от деятельности Уокера и его помощников в сотни миллионов долларов. Соответственно, судили шпионов по всей строгости закона. Артур, Майкл и Джерри получили различные сроки тюремного заключения. А вот Джон получил пожизненное. Уокер был подавлен и разбит. Причем не из-за ареста, а из-за того, что его предала собственная дочь. От нее он не ожидал удара в спину. Уокер умер в тюрьме в 2014 году.
Интересно вот еще что: агенты ФБР были так ошеломлены деятельностью «крота», что сначала даже не подумали о том, что у него есть куратор. А когда о нем вспомнили и решили арестовать, было поздно. Советский агент уже успел сбежать. Вербовка Уокера считается чуть ли не главным успехом советских спецслужб за время Холодной войны, ведь на протяжении семнадцати лет сотрудники КГБ были в курсе всего и вся. А затем американским агентам удалось арестовать еще одного «крота» — Эймса Олдрича, который, как и Уокер, на протяжении многих лет сотрудничал с советскими спецслужбами. Это было еще одно пятно на репутации ФБР, от которого отмыться было не так-то просто.