Империя Ахеменидов — величайшая держава Азии
В VI веке до н. э. на Ближнем Востоке персидскими царями из династии Ахеменидов была образована могучая империя — величайшая для своего времени. В ходе завоеваний Кира Великого (559−530) и его наследников персами были покорены земли от Геллеспонта и Египта до Инда и Согдианы, города поражали своей населённостью, а двор шахиншаха — блеском золота и драгоценных камней.
Персидская империя была самой населённой и развитой монархией во всей ойкумене — правители государства впитали тысячелетние традиции государственного строительства в Междуречье, добавляя свои особенности и черты. Разумеется, мощь империи покоилась не только на искусстве управления и дипломатии — важнейшую роль в истории Персии сыграли её вооружённые силы, отличавшиеся гибкостью и разнообразием.
Персидская пехота: от племенных ополчений и дружин до преторианцев Персеполя
Первоначально основой армии персов было сословие воинов — парадата, составлявших военную аристократию южноиранских племён. С ростом державы изменилась и структура войска — покорённые племена и народы были обязаны поставлять в армию шахиншаха свои отряды. Так, «отец истории» Геродот упоминает представителей 46 народностей в составе персидской армии перед её вторжением в Грецию.
Не гнушались персы и набором наёмников, причём часто в их роли выступали и гордые эллины. Самый известный тому пример — события 401 года, когда один из претендентов на персидский престол Кир Младший нанял в измождённой Пелопонесской войной Элладе отряд из 13 000 греков. Поход греков, их участие в битве при Кунаксе и последующее отступление к берегам Чёрного моря описал в своём труде великий греческий историк Ксенофонт.
Впрочем, и помимо греков в армии Ахеменидов хватало собственно неперсидских элементов — например, знаменитых конных лучников персам поставляли парфяне, отряды мегаристов (воинов на верблюдах) — арабы, конницу ближнего боя мидийцы и эламы и так далее. Очевидно, что для сохранения контроля над страной, консолидации сил и обеспечения безопасности самого шахиншаха потребовалось создать отборные части, своего рода гвардию. Каким же путём пошли персидские цари?
Гвардия бессмертных: опора власти шахиншаха, но гвардия ли?
Ещё при Кире Великом или его ближайших предшественниках был создан корпус «бессмертных» — самое известное соединение персидской армии, в разное время интерпретируемое источниками и историками по-разному. Долгое время был распространён взгляд на бессмертных, как на гвардию, элиту элит империи Ахеменидов, однако, по всей видимости, они сочетали сразу несколько функций и не были однородны. Но обо всём по порядку.
Сами персы никогда не называли этих пехотинцев «бессмертными» — такое наименование им дал Геродот, подчёркивая, что состав корпуса неизменен и насчитывал 10 000 воинов. Как только кто-то выбывал из строя, его тут же заменял следующий. Это свидетельствует о существовании мобилизационного резерва у персов — каждый из мужчин-азатов (воинов) был обязан пройти военную службу, после чего увольнялся в запас и призывался под знамёна Ахеменидов по мере надобности. Сами персы называли бессмертных «Амтрака» — это было личное войско царя, всё время находившееся в его распоряжении. Кроме них при шахиншахе находился отряд всадников и собственно дворцовая стража — мелофоры. Входили ли последние в структуру бессмертных или нет, неясно по сей день.
Корпус бессмертных состоял из пехотинцев-копейщиков, причём 9 000 воинов набиралось из простолюдинов, а последняя тысяча состояла из представителей знати. Вероятно, из них ковался офицерский корпус для других подразделений персидской армии, имевшей чёткую десятиричную структуру с унтер-офицерским и офицерским составом.
Помимо участия в войнах с внешним врагом, бессмертные были гарантом стабильности внутри империи, ведь каждый из сатрапов имел значительную долю автономии в своей области. Ограничить их власть в условиях неразвитости коммуникаций и относительно (по сравнению с современной) слабой централизацией было трудно, а вот постараться упредить от выступления, когда каждый из них знал о том, что при дворе шаха расквартирован целый корпус боеготовых войск — вполне по силам. Как выглядели и чем вооружались эти воины?
Кир Великий, Дарий, Ксеркс и их бессмертные
Типичным вооружением бессмертного было всё лучшее, что могло предложить военное дело востока: 2−2,5 метровое копьё с листовидным наконечником, плетёный щит, обтянутый кожей, позволявший сохранять свободу движений при приемлемой защите, лук с колчаном и короткий меч, прилаженный на поясе. Знаком отличия бессмертных служили серебряные и золотые «гранаты» на копьях — украшения на противовесе оружия, а вот уже упомянутые мелофоры имели утолщения на древке в виде «золотого яблока».
На головах у бессмертных были тиары или тюрбаны (у простолюдинов), защиту торса обеспечивал чешуйчатый панцирь, поверх которого они носили туники разных цветов. Цвет туники зависел от полка, к которому был приписан бессмертный, у представителей знати они нередко были расшиты замысловатыми узорами. Защита ног, как правило, отсутствовала.
Экипировка пехотинцев должна быть не только удобной в бою, но и выполнять другие функции: демонстрировать могущество и богатство шахиншаха, служить униформой, позволяя различать принадлежность к подразделению, включать церемониальные и религиозные элементы. Так, например, обувь бессмертных традиционно была жёлтой — этот цвет считался «дворцовым», а рукояти мечей украшались головами львов и других сакральных животных. На очевидцев вид этих воинов производил неизгладимое впечатление, но были ли бессмертные эффективны в бою или годились лишь на роль дворцовой охраны и полиции?
Персы в бою
О персидской армии вообще, и о бессмертных в частности, мы знаем преимущественно из греческих источников, потому может сложиться впечатление, что вся персидская армия не отличалась сколько-нибудь приемлемой боеспособностью и, даже несмотря на многократное превосходство в силах, раз за разом проигрывала греческим ополчениям из простых горожан. В действительности ситуация была гораздо сложнее.
Ещё в 547 году в битве при Тимбре, по сообщению Геродота, в армии Кира Великого, бросившего вызов сказочно богатому царю Лидии Крезу, был отборный отряд из 10 000 пехотинцев и всадников, решивших исход сражения. Многие специалисты в этом отборном отряде видят корпус бессмертных. Победа была одержана персидским царём, Лидия включена в состав империи, а бессмертным предстояло встретиться с куда более серьёзным противником — греческим гоплитами.
Одной из первых встреч континентальных греков с регулярной персидской пехотой было знаменитое Марафонское сражение — под командованием ахеменидского полководца Датиса находился отряд бессмертных, которых и принял участие в битве. Исход боя хорошо известен. Персы потерпели сокрушительного поражение, а Аттика была спасена. Но что же бессмертные? Отряды копейной пехоты «амтрака» составляли меньшую часть разномастного персидского войска и не сумели переломить ход боя — в линейном бою бессмертные не могли тягаться с сомкнутой фалангой граждан-гоплитов.
О том, какое уважение вызывали бессмертные у неприятеля, свидетельствует сам Геродот, рассказывая о начале Марафонской битвы: «Афиняне бросились на врагов сомкнутыми рядами врукопашную и бились мужественно. Ведь они первыми из всех эллинов, насколько мне известно, напали на врагов бегом и не устрашились вида мидийского [персидского] одеяния и воинов, одетых по-мидийски. До сих пор даже ведь одно имя мидян [персов] приводило в страх эллинов». Сочетание натиска фаланги и особенностей местности ярко продемонстрировали, что в бою с тяжёлой пехотой бессмертные мало что могут противопоставить неприятелю.
В 480 году царь Ксеркс вновь вторгся в Грецию, но был остановлен небольшим отрядом спартанцев и их союзников в стратегическом Фермопильском ущелье. Тут-то бессмертные впервые столкнулись с военными традициями Спарты и поучаствовали в штурме неприступной позиции. И снова потерпели неудачу. Участие пехотинцев в лобовой атаке не привело к ожидаемому успеху — они были отброшены с большими потерями. Но делать окончательные выводы было ещё рано.
В кампании следующего, 479, года грекам пришлось продолжить борьбу за свою независимость и сразиться с талантливым персидским полководцем Мардонием. Генеральное сражение кампании и всей войны произошло у местечка Платеи, причём персы были в лучшем положении, чем до этого. Разумеется, в ахеменидском войске помимо разномастных контингентов из сатрапий и греков, присоединившихся или нанятых персами, были и отряды бессмертных, находившиеся при Мардонии.
С ними-то он и атаковал спартанскую колонну греческого войска. Но и здесь бессмертные снова не смогли решить исход боя — греческая фаланга была им не по зубам, хотя они единственные, кто сохранил боеспособность до конца боя. Даже когда стало известно, что командующий убит, а сражение проиграно, пехотинцы держали строй и продолжали оказывать сопротивление, пока не были уничтожены греками.
Реформа армии
Столкновение персов с континентальными греками привело к постепенному изменению структуры вооружённых сил Ахеменидов. Персы стали значительно чаще набирать отряды греческих наёмников, а после и вовсе решили создать похожие на гоплитов и македонских сарисофоров части в своей армии, однако было уже поздно. Бессмертные перестают упоминаться в источниках со времён Дария II (423−404), однако коренные изменения в персидской армии связаны с личностью последнего Ахеменидского царя — Дария III, пытавшегося перенять особенности военного дела своего великого противника Александра Македонского.
В этой новой армии места для корпуса бессмертных уже не нашлось — их заменили гоплиты-кардаки, однако и это не помогло. Дарий потерпел сокрушительное поражение при Гавгамелах. Любопытно, что после покорения Персии Александром великий завоеватель воссоздал в своей армии ахеменидскую гвардию, создав отряд из 500 мелофоров. А бессмертные вернулись к жизни только во времена Сасанидской державы, придававшей в своей пропаганде большое внимание связям с «истинными персами» — Ахеменидами. Даже римско-сасанидское противостояние воспринималось некоторыми государственными мужами как продолжение борьбы их персидских «предков». Институт бессмертных был возобновлён спустя аж семь столетий, правда, теперь это были исключительно кавалерийские части. Впрочем, это уже совсем другая история.