Военная революция: от рыцаря к солдату
XVI век стал переломным в истории военного искусства. Возникшие в предыдущем веке тенденции к созданию армии нового типа, основой которой была дисциплинированная пехота в сочетании с достижениями науки и техники того времени, только усилились. Швейцарская пехота, чей напор и спайка стали непреодолимым препятствием для высших достижений средневекового военного дела, громила рыцарей и их слуг на поле боя, артиллерия сокрушала стены старинных замков и городов, а огнестрельное оружие завоёвывало место на поле боя.
Уже войска Карла Смелого имели артиллерийскую поддержку на поле боя. К пушкам и бомбардам прибавились образцы ручного огнестрельного оружия — аркебузы и более мощные мушкеты, изобретённые в Испании в начале XVI века. Мушкетная пуля, весившая 60−70 грамм, с лёгкостью пробивала даже самый современный доспех тяжеловооружённого всадника.
Однако мушкет был оружием дорогим и сложным в использовании — на открытой местности эффективность огня мушкетёров была недостаточной, для того чтобы избежать удара всадников. Так, в 1525 году в сражении при Павии, ставшем настоящим триумфом мушкетёров, стрелки укрылись за деревьями на пересечённой местности и оказались вне досягаемости неприятельской конницы. И всё-таки королевой поля боя оставалась длинная пехотная пика, находившаяся в руках швейцарца или его немецкого визави из Германии — ландскнехта. Так неужели кавалерия потеряла своё значение и больше не годилась для чего-то большего, чем караульная служба и разведка?
Шмакальденская лига — непокорные вассалы императора
В эпоху правления императора Карла V, объединившего под своей властью Испанию с её колониями и итальянскими владениями, Нидерланды и обширные земли в Священной Римской империи, разногласия между католиками и протестантами переросли в открытое неповиновение воле императора-католика. В империи сложилась партия протестантских князей, несогласных с политикой Карла в отношении протестантов, требовавших свободы вероисповедания и прекращения преследования единоверцев. По месту заключения союза против императора в гессенском Шмакальдене союз назвали Шмакальденским.
От слов стороны быстро перешли к делу — в начале 1540 годов Карл предпринимает усилия по прекращению очередной войны с Францией за обладание Италией, затем заключает мир с турецким султаном Сулейманом, дабы развязать себе руки в борьбе с оппозицией внутри империи, которую император считал просто непокорными вассалами. В 1546 году начинается так называемая Шмакальденская война — первый крупный религиозный конфликт между протестантами и католиками в Германии в частности и Европе вообще. Германии на ближайшие сто лет предстояло стать ареной борьбы этих двух сил, за которыми политики скрывали свои куда как более приземлённые цели. Впрочем, Шмакальденская война стала знаковой и в истории военного искусства, породив новый род войск.
Священная Римская империя — колыбель рейтаров
Рейтары первоначально были разновидностью всадников в Германии — с немецкого «Reiter» дословно переводится как «всадник», но в XVI веке рейтар стал настоящей визитной карточкой Германии наряду с ландскнехтами. Для борьбы с протестантскими князьями Карл V начал набирать отряды всадников из числа мало- и беспоместных немецких дворян и бюргеров, охотно нанимавшихся на службу к императору за хорошую плату. Из рейтаров формировались эскадроны, которые затем сводились в полки, в которых управление и дисциплина была на высоте, придавая им вполне современный вид.
В бою рейтары проявили себя с наилучшей стороны — храбрые, спаянные, дисциплинированные, кавалеристы отличались от рыцарских копий и ордонансовых рот прошлого, повинуясь командам и держа строй. Вооружение рейтаров было легче, чем у рыцарской конницы, но в первые годы своего существования они использовали схожую тактику, ведя ближний бой. Так, в битве при Мюльберге в 1547 году рейтары, сражаясь по-рыцарски, разгромили армию саксонского курфюрста Иоганна Фридриха (одного из главных противников императора), причём популярность рейтарского образа действий была такова, что даже командующие имперскими войсками Карл V и герцог Альба при Мюльберге были в рейтарских доспехах. Как же были экипированы эти всадники?
Рыцарский доспех, побольше пистолетов и верный конь
Главным отличием рейтаров от рыцарской конницы и жандармов первоначально были сравнительно более лёгкие доспехи, которые так и называют «рейтарскими» или доспех ¾, то есть защищавший три четверти тела владельца. Вместо закрытого шлема рыцаря многие рейтары предпочитали шлем-бургиньот с козырьком и назатыльником, но без забрала. Всадники отказались от латной защиты ног, заменив латные элементы ламинарым тассетом — облегчённым вариантом для защиты бёдер и голени. Впрочем, главное отличие рейтаров от прочей конницы было не в этом.
После 1550 года рейтары массово сменяют рыцарские копья на вундерваффе своего времени — пистолеты с колесцовым замком, изобретённом несколькими годами ранее. Сам пистолет был изобретён в начале XVI века, а своё происхождение берёт, судя из названия, из чешского пиштала — излюбленного оружия гуситов. Создание колесцового замка приписывают Леонардо да Винчи, однако массовое распространение новой системы пришлось на 1530−1540-е. Замок позволял пользоваться пистолетом одной рукой, вне зависимости от погодных условий, не используя фитиль, требующий постоянного внимания.
Точность такого оружия оставляла желать лучшего — действительная дальность огня не превышала 10−15 шагов. Видный военный специалист и командир того времени гугенот де ла Ну, более того, советовал открывать огонь из пистолетов с дистанции трёх (!) шагов, тогда можно было быть уверенным, в пробитии доспехов противника. Для повышения огневой мощи каждый рейтар имел при себе несколько пистолетов: их количество могло доходить до пяти-шести, причём нередко рейтары стремились обзавестись многоствольными образцами. Для ближнего боя рейтары сохранили мечи, получившие характерное прозвище «Reitschwert» — дословно «меч всадника».
Лошади рейтаров, как и доспехи, были значительно дешевле рыцарских — вооружение и снаряжение было легче жандармского, кроме того, рейтары делали ставку на дистанционный бой, так что крепкие лошади для конной свалки были им не нужны.
Ещё одной отличительной чертой рейтаров был характерный цвет их доспехов — латы всадников чернили, чтобы скрыть мелкие дефекты металла и избавить от необходимости постоянной полировки доспеха — рейтары, как правило, не имели личных слуг и следить за своим вооружением и обмундированием им приходилось самим. По распространённой версии, именно отсюда происходит прозвище рейтаров — «чёрные всадники», но это не подтверждается источниками. Скорее всего, прозвище «чёрные» рейтары получили от противников — протестанты называли всех католиков «черными», отсюда прозвище перешло и на всадников.
Полки нового строя. Версия императора Карла
За короткое время в Европе возник совершенно новый вид кавалерии, вернувший этот род войск на поле боя. Тактика применения рейтаров может показаться неэффективной и контрпродуктивной, но это было не так. В период господства пики на поле боя рейтары, полагаясь на огневую мощь, быстро рассеяли доминирование копейщиков. Кавалерия также не могла составить конкуренцию рейтарам — рыцари и жандармы не имели ни дисциплины, ни манёвренности своих визави, а кроаты и страдиоты были слишком легко вооружены.
За основу тактики рейтаров была взята пехотная тактика «караколе» (от испанского слова, означающего «улитка») — принцип ведения непрерывного огня, заключавшийся в поочерёдной смене одной шеренги стрелков другой. «Улитка» прижилась в коннице — рейтары начали строиться глубокими колоннами 15−20 шеренг глубиной и около 50 человек по фронту. Колонны рейтаров нередко располагались между баталиями копейщиков, поддерживая последних огнём, или на флангах. Как же выглядело караколе в бою?
Подойдя к неприятельской баталии на расстояние 8−10 шагов, первые две шеренги рейтаров давали залп в упор, после чего размыкали строй вправо и влево и перемещались в конец колонны, перезаряжая пистоли. Затем залп давали следующие две шеренги и так далее. Когда баталия пикинеров, которые ничего не могли противопоставить неприятельскому огню, теряла плотность строя и спайку, в бреши с мечами наперевес бросались воины задних шеренг, довершая разгром неприятеля. В случае, если рейтары сталкивались с конницей противника, они уходили из-под удара вражеских рыцарей и жандармов, отстреливаясь, а как только противник нарушал строй, бросались в атаку сомкнутым строем.
Огнестрельное оружие — козырь в руках рейтара
Первое крупное сражение с участием рейтаров-пистольеров произошло в 1553 году под Зиверсгаузеном, но очень скоро рейтары появляются в армиях соседних государств, вытесняя рыцарей. Так, уже в 1558 году у французского короля Генриха II на службе состоит 7 000 рейтаров, а великий военный преобразователь Мориц Оранский не обходит стороной этот вид конницы, реформируя тактику в своей армии. В самой Германии дворяне массово переходят из ландскнехтов в рейтары, даже если занимают командные должности в бандах. Доходило до смешного — французские дворяне, прельщённые перспективами службы в рейтарских полках, учили немецкий язык (непременное условие службы в рейтарах) и уезжали в Германию, где нанимались на службу.
В конце концов, пистолет рейтара стал спусковым крючком изгнания рыцарей с поля боя. Даже французы, отчаянно цеплявшиеся за традиции благородных шевалье, были вынуждены признать полезность рейтаров на поле боя. Впрочем, явно идущий вразрез с традициями кавалерийского боя, принцип ведения боя рейтарами сам стал причиной сначала коренного изменения их тактики во время Тридцатилетней войны, а после и исчезновения с полей сражений в конце XVII века. Но всё это было спустя десятилетия триумфов и ужаса, что наводили эти «чёрные дьяволы» на своих врагов.