Вооружённые силы Восточной Римской империи
На 5-й век выпал финал Западной Римской империи, но у восточной половины дела шли куда лучше. Несмотря на ряд поражений римского оружия, всё же у Восточной Римской империи была возможность реорганизовать вооружённые силы. Константинополь сдержал натиск варваров и сумел нарастить военный бюджет в два раза по сравнению с Западной империей. В 420 году армия византийского полководца Ардабурия разбила персов. Флот Восточной империи в 431 году сражался с вандалами. Константинопольский двор смог сдержать и Аттилу в 447 году, выставив против него 2 большие армии. На бой с вандалами империя отправила 400 тыс. человек и 10 тыс. судов (по крайней мере, так утверждают хронисты).
Но тем не менее за 5 век численность армии Восточной империи неумолимо сокращалась. Ко времени правления Юстиниана Великого (527−565 гг.) относится самое крупное изменение численности вооружённых сил. Основным родом войск в 6 веке стала кавалерия, хотя содержать подобные подразделения было в два раза дороже пехоты.
Империя Юстиниана: Реконкиста
Восточная Римская империя в 6-м веке была обречена на ведение активной внешней политики: проблемные вопросы 5-го столетия оставались решёнными не до конца. Жестокие столкновения на востоке с Сасанидским Ираном, паразитическая деятельность вандалов в Средиземноморье и сам конец Западной империи вынуждал правительство Константинополя переходить к решительным действиям. Идея реконкисты витала в воздухе давно, но постепенное возвращение западных территорий в руки Dominus mundi произошло при Юстиниане I. «Последний римлянин на троне» использовал возможный потенциал и ряд идей, которые появились уже до его времени правления.
Константинополь провёл очень серьёзную дипломатическую подготовку своих будущих завоеваний: в 532 году был заключён «вечный мир» с персами. Установив покой на восточной границе империи, Юстиниан был готов начать борьбу с варварами на Западе, в первую очередь — с королевством вандалов в Северной Африке. После подавления восстания Ника в том же году правительство начинает активно заниматься вандалами: до этого момента дипломаты Юстиниана довольно долго ведут переговоры с лояльным Константинополю королём Гильдерихом, однако в 530 году его свергает Гелимер — агрессивно настроенный к Византии правитель. Переворот послужил поводом для начала византийского вторжения: в 533 году Велисарий высаживается с армией у Карфагена. Местное население, измученное дикими порядками вандалов, с радостью открывает ворота городов перед армией императора. В 534 году королевство вандалов перестаёт существовать, а Северная Африка входит в состав Восточной Римской империи.
Похожая ситуация сложилась в королевстве остготов в Италии, когда проримскую регентшу Амаласунту отстраняют от власти и убивают. В 535 году византийская армия начинает наступление по двум направлениям: с юга Италии и со стороны балканских провинций. 31 декабря Сицилия полностью захвачена Велисарием. С востока полководец Мунд занимает север Италии. Казалось бы, после договора остготского короля Теодата с послами Юстиниана 539 года, по которому вся Италия перешла к Византии, войне пришёл конец. Но неожиданное поражение византийцев и смерть в сражении Мунда меняет расстановку сил. Остготы заключают союз с лангобардами, а позднее — и с персами.
К 550 годам 6-го столетия военная акция Византии затянулась и вернуть прежнее положение вещей было почти невозможно. Но всё-таки в 552 году полководец Нарсес наносит сокрушительное поражение остготскому королю Татиле у подножья Молочной горы. Остготы разгромлены, победа, казалась, была близко. Но внезапно в 553 году в Италию вторглась огромная армия франков, король которых в своё время заключил союз с остготским королевством. Восточноримская армия не могла противостоять 75-тысячной орде франков: к 554 году Византии пришлось оставить северную и центральную часть Италии. Военные действия на Аппенинском полуострове были окончены.
Ещё во время итальянской кампании Юстиниан посылает армию полководца Петра Либерия в Испанию для разгрома вестготов. Римляне молниеносно захватили провинцию Бетику, но реакция вестготов не заставила себя долго ждать: воевавшие между собой правители Пиренеев объединились в борьбе с захватчиками. К 7-му столетию владения Восточной Римской империи в Испании были заняты вестготами.
Численность армии Юстиниана Великого
Исторические источники, к счастью, показывают довольно полную картину сложившейся ситуации: для реконкисты Юстиниана (а Восточная Римская империя хотела вернуть утраченные владения в Северной Африке, Испании и Италии) формировались относительно небольшие армейские части. В 534 году, громя королевство вандалов на территории современного Туниса, полководец Велисарий имел в подчинении 10 тыс. пехоты и 5 тыс. всадников. Для операции против остготов в Италии Византия смогла выставить 10−11 тыс. военных. Армия прославленного византийского командующего в целом никогда не превышала 25 тыс. человек. Также византийцы в Италии использовали вспомогательные войска, набранные из гуннов, гепидов, герулов, беглых персов и лангобардов.
Юстиниан в 528 году формирует новую армию на территории Армении: она не была большой, но её образование прекрасно иллюстрирует командную структуру военного подразделения Византии. Как правило, внутри империи всё руководство воинским соединением отводилось придворному магистру. Магистр в свою очередь делегировал часть полномочий пяти дуксам. Два дукса отвечали за оборону севера провинции и управляли местными крепостными гарнизонами. Три оставшихся защищали южные рубежи. В распоряжении дукса было не более 500 всадников.
Почему происходило сокращение численности армии? Хронист Прокопий Кесарийский считал, что это была умышленная мера для уменьшения расходов на военный сектор. Чиновники даже не обновляли официальные списки военнослужащих: погибших намеренно не вычёркивали. По сути существовали «мёртвые души», которые мешали движению по карьерной лестнице перспективных военных. Увольнение со службы также проходило довольно часто. Историописец Агафий Миринейский упрекал императора Юстиниана в том, что римская армия «уже не та»: ранее её количество достигало 645 тыс., сейчас едва доходит до 150 тыс. бойцов.
Военная стратегия Юстиниана не была принципиально новой: недостаток живой силы в армии император компенсировал мобильностью и дипломатией. Отряды перебрасывались из одного региона в другой, пленных предпочитали вербовать. Центральный военный резерв оставался пустым. В конечном счёте военные кампании Юстиниана Великого привели к огромным дырам в государственном бюджете.
Один эпизод прекрасно иллюстрировал серьёзные проблемы в сфере обороны империи: в конце правления Юстиниана к Константинополю прорвалось без какого-либо сопротивления 7 тыс. гуннов. В городе оставалось лишь 300 ветеранов во главе с Велисарием: к счастью, они смогли напугать кочевников и заставить их уйти. Вооружённые силы Восточной Римской империи нуждались в серьёзных реформах: византийские императоры с такой армией не могли проводить активную внешнюю политику.