В первое десятилетие существования советского военно-морского флота в его составе находились лишь три легких крейсера типа «Светлана», достроенных после гражданской войны. Они в значительной степени устарели и уступали своим зарубежным оппонентам. Для борьбы на коммуникациях противника требовалось создать быстроходный корабль с мощной дальнобойной артиллерией. Поскольку в СССР отсутствовал опыт строительства крупных современных кораблей, было принято решение приобрести всю проектную документацию у итальянской фирмы «Ансальдо». В результате был куплен проект итальянского легкого крейсера «Раймондо Монтекукколи», в который были внесены серьезные изменения и усилено вооружение крейсера.
Согласно Вашингтонским соглашениям, главный калибр орудий легких крейсеров был ограничен 155 мм, но Советский Союз их не подписывал и мог исходить из собственных представлений и задач. В итоге вместо проектных шести 152 мм орудий в трех двухорудийных башнях «Киров» получил девять 180-мм орудий в трех трехорудийных башнях. В целом «Киров» сохранил некоторые черты итальянской кораблестроительной школы, стремящейся создать быстроходный корабль с мощным вооружением и относительно слабой броневой защитой. В сравнении с зарубежными аналогами советский крейсер имел мощные 180-мм орудия с запредельной для легкого крейсера дальностью стрельбы (37,5 км). Определенным недостатком орудий главного калибра являлся относительно быстрый износ ствола. В качестве зенитной артиллерии дальнего боя крейсер имел шесть 100-мм орудий Б-34 на надстройке. Зенитная артиллерия ближнего боя состояла из шести 45-мм полуавтоматов 21К плюс четырех пулеметов ДШК.
Как показала война, зенитная артиллерия крейсера оказалась относительно слабой. 45-мм пушки себя не оправдали. На корабле были установлены два трехтрубных надводных торпедных аппарата.
Авиационное вооружение «Кирова» состояло из двух гидросамолетов, предназначенных для корректировки артиллерийского огня. Запуск самолета проводился с катапульты, а после выполнения задачи самолет садился на воду и поднимался на палубу. Однако в реальной боевой обстановке самолеты с крейсеров не использовались, а в послевоенный период с развитием радиолокации необходимость в самолетах-корректировщиках отпала.
Строительство крейсера было поручено Ленинградскому заводу № 189. 30 ноября 1936 г. крейсер «Киров» был спущен на воду. Крейсер имел водоизмещение 7880 тонн и развивал скорость до 36 узлов. Экипаж составлял 881 человек. Затраты на строительство корабля составили 55,3 млн рублей. Примерно так же (около 60 млн) обошлось строительство однотипного «Ворошилова» и более совершенных крейсеров (проект 26 бис) «Максим Горький» и «Молотов». А вот стоимость постройки крейсеров для Тихоокеанского флота («Калинин» и «Каганович») в Комсомольске-на-Амуре оказалось практически в два раза дороже, чем в европейской части страны и достигла 111,2 млн рублей.
Краснознаменный крейсер Балтийского флота
Боевое крещение крейсер «Киров» принял в ходе советско-финской войны. Целью единственного похода крейсера стало уничтожение финской батареи на острове Руссарэ. В артиллерийской дуэли с мощной батареей 234-мм орудий «Киров» подвергался серьезной опасности, находясь вблизи финского минного поля и одновременно рискуя получить фатальное попадание. Всего крейсер выпустил 35 180-мм снарядов, которые повредили ряд портовых сооружений, но не нанесли батарее никакого вреда. В ответ финны выпустили по советскому крейсеру от 15 до 25 снарядов, но не добились прямых попаданий.
Великую Отечественную войну «Киров» встретил в Риге, где принял первый бой с немецкой авиацией. Быстрое приближение сухопутных войск вермахта к Риге заставило советское командование перевести «Киров» в Таллин, где в августе крейсер включился в систему обороны города, первым открыв огонь по скоплениям немецких войск. Противник подтянул тяжелую артиллерию и усилил воздушные атаки на советские корабли. Всего с 22 по 27 августа 1941 г. немцы выпустили по «Кирову» около 500 снарядов, добившись одного прямого попадания.
Крейсер «Киров» принял участие в тяжелом для Балтийского флота переходе из Таллина в Кронштадт, отразив 22 воздушных налета. В дальнейшем корабль активно использовался в ходе обороны Ленинграда. Противник подвергал места стоянки крейсера артиллерийским и авиационным ударам. Наиболее тяжелым для крейсера стал авианалет 24 апреля 1942 г., когда крейсер получил попадания трех авиабомб и одного снаряда. Были выведены из строя все 100-мм орудия; погибли 86 моряков из экипажа крейсера, еще 46 получили ранения. В ходе ремонта крейсера была демонтирована бесполезная катапульта, количество 100-мм орудий довели до восьми, заменили 45-мм пушки на 37-мм автоматические зенитки и установили два четырехствольных пулемета «Виккерс».
27 февраля 1943 г. крейсер «Киров» был удостоен звания краснознаменного. Последние залпы по противнику крейсер дал в июне 1944 г., поддерживая действия войск Ленинградского фронта на выборгском направлении. Из шести крейсеров типа «Киров» четыре приняли активное участие в войне (по два на Балтике и Черном море), получили серьезные повреждения, но ни один из них не погиб. Советским крейсерам приходилось действовать в специфических условиях, где основными противниками были не крупные надводные корабли, а артиллерийские батареи, торпедные катера и авиация противника.
16 октября 1945 г. крейсер «Киров» вышел из Кронштадта и подорвался на немецкой донной мине. В ходе спасательной операции опрокинулся буксир (один человек погиб). Причиной аварии было признано то, что крейсер вышел в море с выключенной противоминной обмоткой. Ремонт «Кирова» продолжался более года. В 1958 г. крейсер был выведен из боевого состава флота. Три года спустя в августе 1961 г. крейсер «Киров» был переоборудован в учебный корабль, а в феврале 1974 г. исключен из состава флота. Две носовые башни 180-мм орудий крейсера были сохранены в качестве мемориала в Петербурге.