Год издания: 1999
Страна: Норвегия
Родившийся в 995 году Олав хотя и принадлежал к королевскому роду, но рос в неблагополучной семье: его отец Харальд Гренландец бросил беременную супругу и, женившись на другой, отправился в очередной набег, из которого не вернулся. Маленький викинг пошел по стопам непутевого папаши: в 12 лет поплыл грабить прибалтийские земли. Получив боевое крещение, Олав через три года под предводительством известного разбойника Торкела Высокого отчалил к берегам Англии. Викинги проплыли вверх по Темзе. Лондон им взять не удалось, но они разграбили Оксфорд и Норфолк. В Кентербери будущий святой взял в плен местного архиепископа и затребовал за него огромный выкуп. Паства собрала требуемые деньги, но получила священника лишь в виде трупа: чтобы не возиться с живым заложником, Олав прирезал его в первый же день.
Послужив пару лет в дружине герцога Нормандии, Олав вдруг резко стал примерным христианином. В ночь после крещения ему приснился сон, что если он вернется в Норвегию, то сможет стать королем всей разобщенной страны. Проснувшись, Олав засобирался в дорогу. Прихватив в Англии епископа Зигфрида, он вернулся на родину, где принялся воевать с удельными ярлами и крестить викингов. Тем не очень нравился Иисус, но Олав насаждал новую религию среди земляков огнем и мечом.
25-летний Олав стал королем всей Норвегии, но не добился полной покорности побежденных ярлов. Те обратились за помощью к датскому и английскому королю Кнуту Великому, и началась затяжная гражданская война.
В 1028 году Олав, проигравший битву на реке Хелео, был вынужден с сыном Магнусом бежать на Русь, где в Новгороде княжил его свояк Ярослав Мудрый. Тот щедро предложил Олаву престол Волжской Булгарии, которую, правда, необходимо было еще завоевать и окрестить. Норвежец подумал годик и предпочел вернуться на родину, где вскоре погиб в битве при Стиклестаде.
На могиле Олава стали происходить чудеса, и в 1164 году римский папа официально канонизировал его как крестителя Норвегии. Олав Толстый стал последним католическим святым, признанным и православной церковью. Основанием для этого стало то, что первые свои чудеса он начал творить еще в Новгороде, скучая в гостях у Ярослава.