8 сентября 1941 года Ленинград был взят в блокадное кольцо. К началу блокады в городе не было достаточного количества запасов еды и топлива. Голод начался уже в ноябре.
К зиме 1941 — 1942 годов (самой страшной за всю войну) часть предприятий была эвакуирована, часть оставлена в городе и перепрофилирована. Неудивительно, что в такой ситуации (и это видно из немецких разведывательных донесений, которые попали в руки наших контрразведчиков) немцы с нетерпением ждали эпидемий, полагая, что люди просто не смогут выжить в городе, в котором нет канализации, отопления, воды и пропитания. Однако их надеждам не суждено было сбыться (согласно донесению группы армий «Север») «благодаря, скоординированной, четкой и динамичной работе коммунальных служб города».
Уже к весне 1942 года на улицах не осталось трупов, были расчищены все наледи нечистот, которые образовались за зиму, кое-где появились бани, на посещение которых выдавались талоны.
Жительницы блокадного Ленинграда у прилавка магазина с дневной нормой хлеба
В воспоминаниях переживших блокаду, в том числе инженеров-гидротехников, есть строчки о том, что в Смольном регулярно проводились совещания, связанные с решением вопросов неработающей канализации, подачи воды и так далее.
Возвращаясь к 1943 году и немецким донесениям, согласно которым ситуация в городе не только находилась под контролем, но и под охраной. Для обороны Ленинграда к станкам вышли все, кто только мог ходить. Защита города в буквальном смысле слова стала делом каждого, а ненависть, как пишет немецкая разведка, — ключевым мотивом для сопротивления.
Продажа билетов на концерт симфонического оркестра с исполнением Седьмой «Ленинградской» симфонии Д. Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде, 1942 год
Несколько слов следует сказать про работу Ленинградского радио, которое в Великую Отечественную войну сыграло особую роль. Регулярные передачи рассказывали о стойкости защитников города и опровергали фашистскую пропаганду. 9 августа 1942 года благодаря радиотрансляции из филармонии «Ленинградская» симфония Шостаковича прозвучала на весь мир.
В 1943 году и советские, и немецкие спецслужбы констатировали, что воля ленинградцев к сопротивлению сломлена не была. И это несмотря на то, что в городе (опять же, по секретным донесениям) зимой 1942 — 1943 годов ежедневно в среднем умирало более 3 тысяч человек, а в некоторые дни, когда было тотальное отключение электричества и не работали пекарни и хлебозаводы, — до 20 тысяч.
Тема каннибализма тоже не новая. Зимой 1941 — 1942 годов в Ленинграде за каннибализм было осуждено более 600 человек. Согласно воспоминаниям блокадников (впрочем, есть и фотографии), идя по улице, можно было обнаружить трупы с вырезанными филейными частями.
Учащиеся ремесленного училища собирают мины в блокадном Ленинграде
В зимнее время в городе по возможности боролись со снежными завалами. Все это делалось руками дворников, добровольцев, которые остались в Ленинграде. В основном, конечно, это были женщины. За дополнительный паек они сбивали наледи, расчищали тротуары, чтобы хотя бы как-то обеспечить жизнеспособность города на крупных магистралях.
Транспорта, как известно, не было. По Ленинграду какое-то время курсировал только один трамвай.
Есть еще одна примета того времени, которая проскальзывает в дневниках блокадников: регулярно с жителей города взималась квартплата. За что? За эксплуатацию жилплощади. Если вы числитесь жителем квартиры, то, соответственно, должны платить. Система в этом смысле работала безотказно. Правда, были случаи, когда вконец обессилевшим людям, особенно детям и подросткам, оставшимся без родители, без пропитания, эти самые домоуправы в буквальном смысле давали путевку в жизнь: направляли в какой-нибудь санаторий, профилакторий, туда, где по блокадным нормам давали усиленное питание. Такое тоже было.
Еще раз повторим, что эпидемий, на которые так рассчитывали немцы, ленинградцем удалось избежать. Зимой 1941 — 1942 годов в городе не осталось никакой живности: собаки, кошки, грызуны — все было съедено.
Вывоз трупов с пустыря Волкова кладбища в блокадном Ленинграде, март — апрель 1942 года. Автор: Борис Кудояров
Вторая зима тоже выдалась нелегкой, но многие к ней постарались подготовиться. Что делали? Солили траву. Например, лебеду можно было купить в Елисеевском магазине на Невском проспекте. Появились огороды, о которых теперь много пишут и говорят. Огород был и в Эрмитаже, и на Исаакиевской площади. Конечно, они были общественными. Людям, работавшим на них, давался дополнительный паек. К примеру, за 25 кг собранной травы весной и летом давали дополнительную надбавку питания. И народ шел и собирал — надо было выживать.