«Золотой век» Византии
Символ византийского «золотого века», грандиозный Софийский собор в Константинополе, построенный в 6 веке, долгое время считался самым большим христианским храмом во всём мире. Его высота превышает 55 метров, а диаметр огромного купола достигает 32 метров. Обошёл его по размаху только собор Святого Петра в Риме, который был построен в 17 веке.
Когда-то на месте, где сейчас стоит Софийский собор, находился языческий храм. В 325 году началось строительство церкви святой Софии, её освятили в 360-м. В течение следующего столетия она неоднократно горела и перестраивалась. В 5 веке на месте церкви построили внушительную базилику, которая простояла до 532 года — её уничтожил пожар во время очередного восстания. Иоанн Малала в своей «Хронографии» писал, что пожар произошёл 13 января 532 года. Уже через сорок дней Юстиниан I приказал построить новый собор, который и известен нам.
Христианская святыня
Храм построили всего за пять лет. Юстиниан не жалел средств: для базилики использовали лучший мрамор, золото, серебро, слоновую кость, а также колонны из античных храмов; золотой крест был украшен жемчугом. Почти тысячу лет собор был главным собором Константинопольской православной церкви.
По словам Прокопия Кесарийского, храм «представлял чудесное зрелище: для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нём — совершенно невероятным». В народе верили, что в строительстве участвовали небесные силы — настолько потрясающим воображение было его великолепие.
Но, хотя разрушительных пожаров больше не было, собор ждало ещё немало печальных событий. Его купол трижды рушился из-за землетрясений (в итоге купол уменьшили), а в 1204 году его разграбили крестоносцы.
Именно в Софийском соборе в 1054 году кардинал Гумберт, легат папы римского, вручил патриарху Константинополя Михаилу Керулларию отлучительную грамоту. Тогда патриарх предал анафеме папских легатов и обвинил Рим в ереси, что послужило началом разделения церквей на православную и католическую.
Падение Константинополя
В 15 веке Святой Софии суждено было пасть одновременно с Константинополем и остатками некогда великой Византийской империи. Падение Константинополя датируется 29 мая 1453 года, тогда же — в ночь с 28 на 29 мая — в Софийском соборе состоялось последнее православное богослужение. Проходило оно, по мнению историка Эдвина Пирса, по византийским источникам реконструировавшего события того дня, следующим образом: «Император и его свита приобщились Святых Тайн и попрощались с патриархом. Служба была, по сути своей, заупокойной литургией. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме…».
Когда турки захватили Константинополь, первым же делом они ворвались в главный храм города. Запертые ворота их, разумеется, не остановили: захватчики разломали засовы и ринулись внутрь, предвкушая лёгкую наживу. Действительно, ценностей в монументальном соборе, одной из главных христианских святынь мира, оказалось немало. «В одну минуту разрубили собаки святые иконы, похитив с них украшения, ожерелья и браслеты, а также одежды святой трапезы… — сокрушался историк Дука, очевидец тех страшных событий. — Блестящие лампады — одни портят, другие забирают. Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные, и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли, покинув храм пустынным и ограбленным и ничего не оставив».
Ещё один свидетель падения Константинополя, Георгий Франдзи, тоже с содроганием рассказывал, что происходило с собором в конце мая 1453 года: «Храм прекрасный и из прекрасных прекраснейший! Внутри его запретных святилищ, а также на их жертвенниках и трапезах, турки ели и пили. И на них же приводили в исполнение и осуществляли свои развратные намерения и похоти с женщинами, девицами и мальчиками. Кто не оплакал бы тебя, храм святой?»
Турки не только разграбили собор, но и расправились с молящимися в нём людьми. Считается, что красная полоса на одной из колонн в храме показывает, до какой высоты он наполнился кровью убитых.
На следующий день в Святую Софию победоносно въехал на белом скакуне Мехмед II. Хоть ранее собор и был оплотом христиан, уничтожение такой величественной красоты показалось захватчику нецелесообразным. Он решил превратить православный храм в мечеть Айя-София. Фрески и мозаики по его велению закрасили — кстати, по мнению реставраторов, именно это в конечном счёте помогло сохранить их на протяжении веков. Также возле бывшего собора были возведены четыре минарета. Определённые изменения в облик Святой Софии привносили и последующие султаны, из-за чего она постепенно утрачивала вид православного храма и приобретала черты, характерные для мечети.
Из мечети — в музей и обратно
В 19 веке, во время реставрации, часть византийских мозаик расчистили. Султан приказал не закрашивать орнамент, но потребовал, чтобы лики святых вновь забелили. Православную мозаику раскрыли от штукатурки, лишь когда мечеть стала музеем. Это произошло в 1935 году по решению первого президента Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка. Годом ранее турецкий Совет министров предложил секуляризовать мечеть, так как здание представляло архитектурную ценность.
Впрочем, уже в начале 21 века многие начали выступать за то, чтобы Айя-София вновь стала церковью. В 2007 году американские предприниматели и политики создали Совет по освобождению Святой Софии, который требует, чтобы бывший собор вернули христианам.
При этом, хотя с 2006 года сотрудники музея могли проводить религиозные обряды, а в 2016 году в Айя-Софии читали Коран во время Рамадана, турецкие власти не собирались возвращать ей статус мечети. По крайней мере, до недавнего времени. В 2018-м Конституционный суд Турции назвал требование вернуть статус мечети недопустимым. Однако в 2019 году президент Эрдоган заявил, что статус Святой Софии вполне может быть изменён с музея на мечеть — тогда собор вход в собор будет бесплатным.
И вот 10 июля 2020 года власти Турции постановили, что Айя-София — не музей, а мечеть, и с 24 июля в ней могут начаться богослужения. Против этого выступили ЮНЕСКО, Европейский союз, США, представители Константинопольской, Иерусалимской и Русской православных церквей.