Последняя война между Византийской империей и государством Сасанидов длилась 26 лет. В 627 году византийская армия под командованием императора Ираклия I направилась в сторону Тбилиси. Несмотря на то, что перед попыткой взятия города басилевс вступил в союз с хазарским каганом, добротно укрепленный Тбилиси устоял под напором объединенной армии.
Войско византийцев и хазар начало продвигаться вглубь Персии. Прямиком за ними шли иранцы под предводительством Рахзада. Поначалу воинов Ираклия ждал неприятный сюрприз со стороны присоединившихся к ним хазарам: последние решили оставить новоиспеченных союзников и отправиться домой. По легенде, Ираклий, узнав об этом, обратился к воинам со следующими словами: «Знайте, братие, что никто не хочет быть нашим союзником, как токмо один Бог и бессеменно родшая его матерь, чтоб явить нам могущество свое и ниспослать свою помощь». Армия басилевса остановилась, дабы позволить Рахзаду догнать себя. Битва была не за горами.
Монета с изображением Ираклия I
Сражение состоялось близ Ниневии — города легендарного, но в ту пору уже утратившего свою значимость. Ниневия, располагавшаяся на территории современного Ирака и некогда являвшаяся столицей Ассирийского государства, пришла в упадок еще за несколько веков до нашей эры — она была практически стерта с лица земли мидянами и вавилонянами. К 627 году — уже нашей эры — в Ниневии можно было встретить разве что перекати-поле, однако битва между иранцами и византийцами вновь напомнила об исторической значимости этого места.
Подробным описанием битвы при Ниневии мы обязаны Феофану Исповеднику — византийскому монаху, жившему на рубеже VIII — IX веков. Все известные ему сведения о сражении Феофан собрал в «Хронографии» — произведении, в котором рассказывалось о жизни византийских правителей.
Развалины Ниневии
«Царь отрядил военачальника Ваанеса с избранными немногими воинами, который встретивши знамя персидское, убил носителя его и принес к царю с головою врага и с золотым его мечом. Там же многих побивши, привел 26 человек живых, между ними и оруженосца Разаты: сей оруженосец объявил царю, что Разата хочет с ним сразиться, имея на то повеление от Хозроя, который послал к нему три тысячи воинов, но они еще не пришли. По сему известию царь послал наперед обозы, сам следовал за ним, высматривая место, удобное для сражения, пока еще не присоединились три тысячи; и нашедши выгодную равнину, и сказавши речь к войску, поставил его в боевой порядок», — так монах описывал события, предшествовавшие битве.
Феофан Исповедник
Также интересно, что, по словам Феофана, в сражение вступил сам Ираклий и даже встретился на поле боя с Рахзадом. Несмотря на множественные удары со стороны противников, басилевс превзошел по силе иранского полководца и убил его, а также нескольких других воинов: «Царь впереди всех сошелся с военачальником персов, и силою Божьею и с помощью Богородицы низложил его, и сопровождавшие его обратились в бегство; царь встретился с другим, и того положил; напал на него и третий, который нанес ему удар копьем в губу, но и этого он поразил; потом при звуке труб сошлись обе стороны, загорелась сильная брань, лошадь по имени Фалвас, она же Доркон, убита под царем пехотными воинами, которые копьем поразили ее в бедро; сам он получил много ударов мечами в лицо, но поелику он покрыт был забралом из жил, то он не получил вреда и удары остались без действия».
Победила в битве византийская армия, что сложно назвать удивительным: силы противников не были равными. По мнению историка Уолтера Кэги, численность армии Ираклия достигала 25 000 — 50 000 человек, в то время как на стороне Рахзада сражались около 12 000 воинов.