Помимо прошедшей незамеченной для русской популярной истории Раковорской битвы, было и другое сражение, Грюнвальдское (1410). Оно стало началом конца для Тевтонского ордена. Да, он просуществовал ещё долго на бумаге, до 19-го века, но окончательно потерял могущество через сто с лишним лет после Грюнвальда. Православные князья в битве не участвовали, но несмотря на это решающую роль в битве сыграли именно смоленские полки.
К моменту начала «Великой войны» (1409−1411 гг.) было ещё не очевидно, вокруг кого объединятся русские земли. Собирателями их могли стать как московские князья, так и литовские. Великое княжество Литовское к началу 15-го века обладало обширными землями, сейчас принадлежащими Украине, Белоруссии и России. Тогда, правда, все они были славянами и деление шло скорее на людей смоленских или киевских. Или православных и католиков — религиозный раздел окажется решающим для умов современников, но это позднее.
В 1386 году великий князь Ягайло и его брат-соперник Витовт, а вместе с ними и вся знать сделали судьбоносный для Литвы религиозный выбор. Они предпочли католичество православию. В будущем это аукнется тем, что православные земли Речи Посполитой будут всегда тянуться к Московскому царству. Но на тот момент выбор был оправдан. В 1385 году была заключена Кревская уния между Польшей и Великим княжеством Литовским. Ягайло после принятия католичества смог жениться на польской королеве Ядвиге и стать властителем и Польши, и Литвы. Этот союз, впрочем, не был прочен. Вокруг брата Ягайло Витовта объединилась вся литовская оппозиция. Ягайло пошёл на уступки и сделал Витовта наместником в Великом княжестве Литовском с широкими полномочиями. На основании Вилемско-Радомской унии Витовт получил титул Великого князя Литовского, при этом подтверждая верховную власть Ягайло над собой. У подобных действий в сторону мира, создания союзов была вполне понятная причина: страх перед внешним врагом — Тевтонским орденом.
Тевтонский орден пришёл на восточнославянские земли после того, как Папа Римский Гонорий III в 1217 году объявил крестовый поход против прусских язычников. Пруссаков тевтонцы окрестили огнём и мечом, но их землями дело не закончилось. По соседству была всё ещё языческая Литва. Когда Ягайло и вся литовская знать приняли католичество, захватническим планам крестоносцев это не помешало. Те просто обвинили литовскую знать в неискренности их крещения. Вместе с этим у ордена были территориальные претензии к Польше. Союз двух стран напрашивался сам собой.
Руководители Грюнвальдской битвы
Витовт и Ягайло планировали наступать на тевтонскую столицу Мариенбург. Орден же придерживался оборонительной тактики. В конце мая 1410 года польско-литовские войска начали собираться в Гродно. Они насчитывали 91 «хоругвь» (полк), из которых 51 были польскими, а 40 литовскими. При этом 7 польских и 36 литовских полков представляли русские области — в современном понимании, территории России, Украины и Белоруссии. Точных данных о численном составе войск нет. Оценка численности польско-литовского войска варьируется от 16 до 39 тысяч человек, Тевтонского ордена — от 11 до 27 тысяч человек. При этом войска ордена считались более боеспособными. Костяком была рыцарская конница, конечно же. Но были и пехотинцы-наёмники.
На рассвете 15 июля 1410 года две армии сошлись в поле между Танненбергом, Грюнфельдом и Людвигсдорфом (сейчас это территория Польши).
Ход Грюнвальдской битвы
С трёх сторон место предстоящего сражения было окружено лесами. Крестоносцы прибыли первыми и успели до подхода противника укрепить свою позицию, а также расставить многочисленные ловушки. Орден рассчитывал спровоцировать противника на атаку, полагая свою оборонительную позицию более выгодной, с учётом преимущества поляков и литовцев в численности.
Ради этого к Ягайло и Витовту были посланы герольды с двумя обнажёнными мечами: от верховного магистра Юнгингена — королю Владиславу (такое имя носил Ягайло после крещения) и от грандмаршала Валленрода — великому князю Витовту. На словах был также передан вызов на битву. Мечи в рамках традиций того времени означали оскорбление Ягайло и Витовта, что должно было вызвать их ярость и побудить к активным действиям.
Провокация сработала на Витовте. Тот пошёл в бой, не дожидаясь приказа Ягайло. Литовская тяжёлая кавалерия вместе с союзной татарской конницей напала на хоругви великого маршала Фридриха фон Валленрода. После часового боя крестоносцы перешли в контратаку. Литовцы стали отступать. До сих пор среди историков нет единого мнения, был ли это тактический манёвр или незапланированный отход. Как бы то ни было, крестоносцы поверили, что враг сломлен.
Часть литовского войска, которую составляли смоленские полки под командованием князя Лугвения Ольгердовича, заняла оборону у стана Витовта, неподалёку от правого фланга польского войска. Смоленским полкам был отдан приказ — во что бы то ни стало удержать позиции, не допустить удара во фланг и в тыл союзникам-полякам. Бой был кровопролитным, смоленские полки несли тяжелейшие потери, но не отступали. Это, по мнению историков, стало ключевым моментом битвы.
В это время разразилось ожесточённое сражение между крестоносцами и поляками, которое шло с переменным успехом. Этот эпизод битвы растянулся на пять часов и шёл на полное истощение сил. Рукопашная схватка дошла до места, где находился Ягайло. Один из крестоносцев бросился на короля, но Ягайло спас его секретарь Збигнев Олесницкий.
В последней стадии сражения сказалось то, что у польско-литовского войска было преимущество в живой силе — свой последний резерв Ягайло вбросил в бой позже, чем крестоносцы. Польская и литовская конница обошла крестоносцев с левого фланга, в результате чего основные силы ордена были окружены. Началось избиение тевтонцев.
Спастись удалось лишь небольшой части рыцарей. Больше 200 рыцарей, включая всё высшее руководство ордена, были убиты. Всего же со стороны тевтонцев были убиты около 8000 человек, примерно 14 тыс. попали в плен. Польско-литовское войско потеряло около 5000 человек убитыми и около 8 тыс. ранеными. Ягайло и Витовт дошли до Мариенбурга, но взять хорошо защищённый город им не удалось.
Значение Грюнвальдской битвы
Тевтонский орден лишился своей военной мощи, что привело к его закату. Кроме того, орден был вынужден потратить огромные средства на выкуп рыцарей, оказавшихся в плену. Поскольку деньги эти собирались в результате введения новых налогов на подконтрольных ордену землях, очень скоро там стало зреть недовольство. Ряд городов, ранее опиравшихся на защиту ордена, отказался от союзнических отношений, число желающих вступить в него катастрофически сократилось.
1 февраля 1411 года был заключён Торуньский мир, по условиям которого Великое княжество Литовское получало Жемайтию (ключевая земля, лежавшая между владениями ордена), а Польша — Добжиньскую землю. Кроме того, Тевтонский орден был обязан выплатить контрибуцию.
Несмотря на то, что Тевтонский орден формально просуществовал ещё больше ста лет, это был период его угасания. Теперь уже не орден диктовал условия другим государствам, а они навязывали ему невыгодные соглашения и отнимали у него территории. В Восточной Европе доминирующей силой стал польско-литовский союз, спустя полтора столетия преобразовавшийся в Речь Посполитую.