«Камни или не камни, объясняйте это как хотите, но в Петербурге есть эта загадка — он действительно влияет на твою душу, формирует ее. Человека, там выросшего или, по крайней мере, проведшего там свою молодость, — его с другими людьми, как мне кажется, трудно спутать».
Иосиф Бродский
«Петербург — самый страшный, зовущий и молодящий кровь — из европейских городов».
Александр Блок
«Петербург — окно, в которое Россия смотрит в Европу».
Франческо Альгаротти, итальянский философ
«Ленинград обладает мучительным комплексом духовного центра, несколько ущемленного в своих административных правах. Сочетание неполноценности и превосходства делает его весьма язвительным господином».
Сергей Довлатов
«Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринужденно, как на Невском проспекте».
Николай Гоголь
«Вода и камень определили его горизонтальную помпезную стилистику. Благородство здесь так же обычно, как нездоровый цвет лица, долги и вечная самоирония».
Сергей Довлатов
«Величие Петербурга исполнено глубокого смысла; этот могущественный город, одержавший победу над льдами и болотами, дабы впоследствии одержать победу над миром, потрясает — потрясает не столько взор, сколько ум!».
Астольф де Кюстин, французский писатель
«Национальность — ленинградец. По отчеству — с Невы».
Сергей Довлатов
«Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле».
Николай Гоголь
«Петербургская улица осенью проницает весь организм: леденит костный мозг и щекочет дрогнувший позвоночник; но как скоро с нее попадешь ты в теплое помещение, петербургская улица в жилах течет лихорадкой».
Андрей Белый
«Для меня Питер — это такой строгий франт, немножко денди, такой изящный, тонкий, аскетичный».
Диана Арбенина
«Всё б глаз не отрывать от города Петрова, гармонию читать во всех его чертах и думать: вот гранит, а дышит, как природа…».
Белла Ахмадулина
«Есть в Ленинграде жесткие глаза и та для прошлого загадочная немота, тот горько сжатый рот, те обручи на сердце, что, может быть, одни спасли его от смерти».
Илья Эренбург
«В Питер художники и музыканты приезжают не за славой и деньгами, а за тусклым мистическим питерским светом белых ночей. В Питер приезжают за озарением, за интуитивным сознанием. Без озарения творчества быть не может, можно логически написать текст, но он будет пресный и ужасный. Глубочайшее чувствование мира, Вселенной, Неба многие обретают именно в Питере».
Юрий Шевчук