Начинающему режиссеру Элему Климову крупно повезло, что ему согласились помочь опытные сценаристы Семен Лунгин и Илья Нурисов, которые написали блестящий сценарий и даже впоследствии издали его отдельной книжкой. Все, кому удалось прочесть сценарий до премьеры, единогласно согласились, что будущий фильм будет успешным. Но не все было так безоблачно — в середине съемочного процесса в Туапсе, где снимали картину, пришла телеграмма из Москвы с требованием свернуть производство фильма, но директору картины хватило смелости «не заметить» сулившего неприятные известия и посоветовать Элему Климову доснять картину. В итоге съемки удалось закончить даже раньше запланированных сроков и уложиться за четыре с половиной месяца до официального завершения.
Но неприятности картины на пути в прокат не закончились — какой-то чиновник разглядел «антихрущевские» мотивы в эпизоде с похоронами бабушки Кости и якобы высмеивание «кукурузной программы» Хрущева. Казалось, что судьба картины предрешена, но тут в ситуацию вмешался лично генеральный секретарь, который по достоинству оценил юмор картины и заявил: «А чего вы этот фильм держите? Смешно ведь, пускайте в прокат».
Через пять дней Хрущев ушел со своего ответственного поста, и фильм осторожно начали показывать исключительно на утренних киносеансах. Несмотря на все ограничения, лента получила всенародное признание и любовь. С тех пор «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» прочно вошел в обойму любимых народных комедий, а фразы главных героев давно разлетелись на цитаты.
На роль товарища Дынина Элем Климов изначально предполагал пригласить Евгения Евстигнеева, актера московского театра «Современник», для которого эта роль стала дебютной в большом кино. Но руководство «Мосфильма» забраковало его кандидатуру и попыталось навязать на эту роль более раскрученного Михаила Пуговкина. Режиссер был непреклонен и в ультимативной форме потребовал: «Не хотите утверждать Евстигнеева, тогда снимайте сами». На что студийные начальники ответили укором, дескать, неизвестному мальчишке выпал шанс снять полнометражное кино, а он тут еще возмущается и ставит свои ультиматумы. В итоге Евстигнеева удалось отстоять, и он со своей ролью справился настолько блестяще, что даже был удостоен внимания многих режиссеров.
Пионер Витя Косых совершенно случайно оказался на кинопробах, не то прогуливая учебу, не то еще по какой-то причине, но неожиданно его приметил режиссер Элем Климов и довольно быстро утвердил на главную роль. В дальнейшем Виктор не станет великим актером, ограничившись несколькими ролями, одной из которых была роль Даньки из «Неуловимых мстителей». Как ни странно, сам Элем Климов ни разу не был в пионерском лагере и неоднократно признавался: «Фильм — моя фантазия. Но в пионерах был и галстук со специальной закрепкой носил. И когда меня в 14 лет приняли в комсомол — было это в послевоенном Сталинграде — не мог идти домой, меня колотило от волнения. Тогда думал: взлечу!».
И ведь действительно, в его фильме отчасти осуществилась светлая мечта о коммунизме с человеческим лицом — казалось бы, в картине показано счастливое пионерское детство, где «дети хозяева лагеря», повально увлеченные космонавтикой и танцующие под модный тогда чарльстон. Вот правда главному герою — Косте Иночкину — вся эта пионерская эстетика быстро надоедает, точнее не его окружение, а строгие правила, установленные директором Дыниным, из-за которых в итоге его отчислили из пионерлагеря. Переубедить его в обратном пытаются молодые сотрудники лагеря — яркие представители нового поколения, которым не чужды переживания юных пионеров. Молодые вожатые, которые помогли Косте выкрутиться из сложившейся ситуации, словно это сам Элем Климов отстаивает своего «сорванца» от киношных чиновников. И он показывает, что компромисса можно достичь не устаревшей муштрой, а просто прислушавшись к новому поколению. Возможно, поэтому картина закрепилась на подкорке многих людей разного возраста. Она помогает им на время просмотра забыть о своем возрасте и проблемах, окунуться в воспоминания детства и от души посмеяться.
В «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» хватает интересных операторских находок, чего стоит следящая камера — кажется, что за происходящим кто-то постоянно подглядывает, создавая эффект таинственности. Незримо ты начинаешь ощущать себя в далеком детстве, словно Жерар Филипп — неустрашимый герой фильма «Фанфан-тюльпан», который становится центром притяжения всех мальчишек. Черно-белая пленка лишь усиливала этот эффект — контрастные планы и мимика героев фильма подчеркивалась различными режиссерскими ухищрениями, например, режиссеру пришлось только что прибывших бледных детей обмазывать специальной мазью, имитирующей загар. У них постоянно чесалась кожа, но ребята все стойко выдержали.
Фильм удостоился нескольких престижных европейских премий на Берлинском и Каннском кинофестивалях за режиссуру. Талант Элема Климова в сочетании смешного и серьезного (даже трагичного) нашел свое отражение в других картинах режиссера — «Агония» (1981), «Иди и смотри» (1985).
Цитаты из фильма
— Какие вам корпуса понастроили! Какие газоны разбили! Водопровод, телевизор, газовая кухня, парники, цветники! Мероприятия!
— Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка. Но за все эти годы я не смог огорчить её до смерти. А он — смог!
— Тут зрители аплодируют, аплодируют… Кончили аплодировать!