30 марта 2017 года жизни умер советский и американский ученый Алексей Алексеевич Абрикосов, получивший в 2003 году Нобелевскую премию по физике за «Основополагающие работы по теории сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей». Внушительный список научных достижений сделал его выдающимся современным физиком-теоретиком. Одним из значимых применений на практике работ Абрикосова считается создание магнитно-резонансных томографов.
Династия ученых
Алексей Абрикосов родился 25 июня 1928 года в Москве. Его отец, Алексей Иванович, также сделал блестящую научную карьеру. Он заведовал кафедрой патологической анатомии медицинского факультета Московского университета. На его счету — работы о патологиях нервной системы, проблемах сепсиса, морфологии аллергии и туберкулеза. Когда началось следствие по громкому «делу врачей», Алексея Ивановича уволили из Кремлевской больницы. После этого к врачебной деятельности он не возвращался.
Алексей Абрикосов в школе показал себя способным учеником и со своим призванием определился рано. 17-летним юношей он начал штурмовать пособия по физике. Талантливого молодого человека заметил и взял под свое крыло Лев Давидович Ландау. В 1948-м Абрикосов с отличием закончил МГУ, а спустя три года защитил кандидатскую диссертацию.
«Я физик-теоретик, но всегда был очень близок к экспериментаторам»
Вместе с Ландау и Исааком Халатниковым он опубликовал работу, которую назвали «московским нулем». Ученые исследовали проблему «нуль-заряда», что сняло некоторые противоречия в теории поля. Книгу «Методы квантовой теории поля в статистической физике», соавтором которой выступил Абрикосов, оценили по достоинству физики всего мира.
Важнейшим этапом научной деятельности Алексея Алексеевича стало обнаружение нового класса сверхпроводников — сверхпроводников второго типа. В 1957 году в печать вышла его работа, в которой приводилась теория магнитных свойств таких сверхпроводников, описывалось существование двух критических полей и фаза смешанного состояния между ними. Структура решетки магнитных линий, окруженных кольцевыми токами, была названа в честь ученого — «вихревая решетка Абрикосова». Уже тогда, задолго до присуждения Нобелевской премии, он сделал революционный прорыв в понимании сверхпроводимости.
На протяжении 23 лет физик работал в Институте теоретической физики имени Л. Д. Ландау.
В эмиграции
В 1991 году Алексей Алексеевич Абрикосов переехал в США. По словам академика Национальной академии наук Украины, Владимира Локтева, одной из причин переезда послужило то обстоятельство, что его работы в СССР не были оценены по достоинству.
В Штатах физик продолжил научную работу при Аргоннской национальной лаборатории Министерства энергетики. О причинах эмиграции он рассказывал в интервью «Российской газете»:
«Причин было много. Во-первых, я видел, что экономика России явно катится вниз. У меня не было сомнений, что первой жертвой этого станет фундаментальная наука, которая никакого дохода не приносит. К тому времени некоторые мои коллеги уже уехали за границу и успешно работали, в том числе в Штатах. Так что я был далеко не первым. Сначала попробовал узнать, есть ли возможности для меня работать в США. Если бы их не было, то я бы никуда и не поехал. Во-вторых, политическая обстановка была неустойчива. Явно назревал какой-то заговор, это я отчетливо чувствовал. И понимал: если он будет успешным, то границы опять закроют, и тогда уже поздно будет. Поэтому я и решился. Но это уже после того, как для меня нашлось место. А когда я оказался здесь, мне даже дали больше того, что обещали», — отмечал Алексей Абрикосов.
В 1999-м физик принял американское гражданство. В 2003-м вместе с Виталием Гинзбургом и Энтони Леггеттом он получил Нобелевскую премию за «Основополагающие работы по теории сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей». То есть, по сути, премия была присуждена ученому за работы, которые он проделал в середине 50-х.
Абрикосов был членом Лондонского королевского общества и Национальной академии наук США. Выдающийся физик-теоретик ушел из жизни 30 марта 2017 года.