Армяне в Османской империи
Чтобы быть уверенным в своей безопасности, армянин в Османской империи в конце XIX века должен был неукоснительно следовать десяткам разных правил. Во-первых, платить огромные налоги. Их размер зависел, во многом, от самодурства местных властей. Последние присягали султану, однако при этом сохраняли широкую автономию. Это касалось и сборов с христиан. Кроме того, если речь заходила об армянах, нормы права переставали работать. Если турки или курды нападали на представителя общины либо грабили его дом, преступление часто оставалось безнаказанным за отсутствием улик. Свидетельские показания христиан не имели в суде никакого веса. Армянам запрещалось носить с собой оружие. Условия торговли определяли местные власти.
Когда-то могущественная Османская империя спикировала до экономического кризиса, и это обстоятельство отразилось на жизни армянской диаспоры самым печальным образом. Торговля оказалась в руках иностранных компаний, которые вытесняли местных производителей. Крестьяне сбывали им свою продукцию почти за бесценок. Значительная часть населения Османской империи проживала за границей бедности. Тотальная коррумпированность чиновников мешала покрыть внешние долги, и в 1875-м году Турция признала свое банкротство. На фоне всеобщей нищеты росла ненависть населения к армянам; они традиционно занимались финансами, торговлей и поставляли в деревни предметы первой необходимости.
После погромов в 1894—1896 годах армяне в Турции ушли в подполье — сформировали политические организации революционного толка. И это принесло им еще больше проблем. Так, за акции боевиков из левой партии «Дашнакцутюн» отвечать приходилось всей диаспоре.
Талаат-паша, возглавивший триумвират фанатиков
После младотурецкой революции 1908 года к власти пришли националисты из партии «Единение и прогресс». Их политическая повестка отражала бедственное положение, в котором находилась Османская империя в начале XX столетия. Самой «удобной» в этот период стала идеология пантюркизма. Она заключалась в объединении тюркоязычного населения, проживающего на Кавказе, в Средней Азии, Поволжье и Крыму. Уничтожение культурных ценностей других народов и их насильственное обращение в ислам были опорными пунктами пантюркизма. У власти оказался триумвират радикально настроенных деятелей. «Зеленый свет» массовым убийствам христианского населения дали министр внутренних дел Талаат-паша, военный министр Энвер-паша и Ахмед Джемаль-паша.
С началом Первой мировой обстановка в стране накалилась до предела. Обозленных, уставших от экономических трудностей турок было решено сплотить вокруг идеи джихада. И в этом был, в том числе, внешнеполитический расчет. По оценкам историков, в 1914 году в Османской империи проживали от 2 до 4 миллионов армян. Теперь они рассматривались турецкими властями как потенциальные предатели, которые могут в любой момент подключиться к военным действиям на стороне России. Эти настроения росли по мере все новых неудач Турции на восточном фронте. Ответом на все сомнения стал геноцид.
В армянских академических кругах и сегодня не прекращается спор о роли Германии в событиях 1915 года. Известно, что у Турции с Германией был секретный договор. Один из его пунктов касался расширения границ Османской империи — государству нужен был выход на Кавказ, где проживали мусульманские народы. При этом подразумевалось, что армянский народ «ассимилируется» с турками. В свою очередь, Германия была заинтересована в военном выступлении Турции, чтобы нарушить коммуникации между Россией и союзниками через проливы.
Признание геноцида армян
Триумвират распорядился о депортации армян, которая по факту приравнивалась к смертной казни. Сначала под предлогом первого этапа депортации избавлялись от взрослых мужчин. Девушек брали в наложницы. Женщин, детей и стариков гнали в пустынные районы страны, где они умирали от голода и эпидемий. Талаат писал: «Нам стало известно, что духовных лиц отправили в такие подозрительные места, как Сирия и Иерусалим. Это решение является непростительным упущением. Место ссылки таких мятежных лиц — их уничтожение».
Генри Моргентау, служивший послом США в Османской империи, вспоминал: «Когда турецкие власти отдавали приказ об этих высылках, они фактически выносили смертный приговор целой нации; они это прекрасно понимали и в разговорах со мною не делали особых попыток скрыть этот факт».
Депортации не были единственным способом расправы: армян сжигали, приколачивали к крестам и оставляли на жаре, их топили или разрезали на части. В убийствах иноверцев участвовали и учащиеся духовных школ в возрасте от 15 лет. От резни христиане спасались бегством в Россию, Сирию и Ирак. По оценкам историков, жертвами геноцида стали от 1 до 1,5 миллиона человек.
В 1919 году Верховный Совет Антанты принял решение о выходе Армении из Османской империи. Для расследования массовых убийств был организован военный трибунал, однако главные вдохновители геноцида к этому моменту бежали из страны. На сегодняшний день Турция не признает факт геноцида и называет другое число погибших — чуть более 200 тысяч человек. По мнению ряда экспертов, такая позиция может быть связана с территориальными претензиями Армении и выплатой компенсаций, которая последует за признанием геноцида.