Юноша из сна
Строительство церкви Святого Семейства началось в 1882 году, и поначалу проектом руководил вовсе не Антонио Гауди. Во главе работ стоял опытный архитектор Франсиско дель Вильяр. Именно он и заложил основу знаменитой церкви.
Храм было решено построить на деньги простых горожан, для чего была устроена подписка, которая действует до сих пор. Идею создания храма Святого Семейства предложил Хосе Мариа Бокабельее, он считается основателем церкви.
Но вскоре у архитектора возникли проблемы с церковным советом, и стало ясно, что дель Вильяр недолго продержится на посту. По легенде, однажды ночью ему приснился юноша с пронзительным взглядом голубых глаз — именно он должен был стать будущим строителем церкви Святого Семейства. Вскоре дель Вильяр встретил Гауди. На самом деле причины выбора нового архитектора были куда прозаичнее: Антонио был учеников дель Вильяра в архитектурной школе, к тому же 31-летний Гауди обошелся бы куда дешевле, чем его более опытные коллеги.
Волшебник Гауди
42 года отдал Гауди церкви Святого семейства. От в корне изменил проект здания, который изначально заключался в создании неоготической базилики в форме христианского креста. Главным нововведением архитектора стали 18 башен. Самую высокую в центре, высотой 170 метров, все еще не достроили — она должна символизировать Христа. Вокруг, по задумке Гауди, должны располагаться 12 башен поменьше — по числу апостолов.
Еще 4 башни были спроектированы в честь евангелистов, и одна — в честь богоматери. Башни представляли собой параболы — необычное архитектурное решение для того времени. Когда Гауди спросили, где он черпает вдохновение, он ответил: «В обыкновенном дереве, с его ветвями и листьями. Все части дерева растут органично и кажутся прекрасными, потому что создал их один художник — Бог». Некоторые современники Гауди были уверены, что его конструкция непременно рухнет, но настоящий лес из колонн выстоял и, как утверждают строители, может выдержать даже 7-балльное землетрясение.
Как говорил сам Гауди, он старался возвести такой храм, чтобы даже ангелам было приятно на него смотреть. К тому же он мечтал, чтобы его детище по-настоящему пело: воздух, проходя через отверстия в башнях, должен был звучать по принципу органа.
Любители архитектуры восхищаются скульптурами, украшающими церковь. Для главного их трех фасадов — фасада Рождества — Гауди создал фигуры в натуральную величину. Работу над ним он начал в первую очередь — архитектор боялся, что горожане не одобрят идею изображения некоторых сцен на фасаде Страстей, где рассказана история распятия Христа. При создании фасада Рождества он пользовался необычными приемами: для сцены избиения младенцев, например, Гауди делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. А животных он сперва погружал в сон с помощью раствора хлороформа.
Современники против строительства
В 1926 Гауди умер, так и не успев завершить дело своей жизни. Его похоронили в храме, под сводами арок. Многие современники высказывались против того, чтобы достраивать здание. Архитектор Хосе Асебильо протестовал: «Это все равно что приделывать руки статуе Венеры Милосской».
А знаменитый чудак Сальвадор Дали и вовсе заявил: «Предательством по отношению к Гауди было бы достраивать собор… Лучше оставить его торчать посреди Барселоны огромным гниющим зубом». Как бы то ни было, за дело взялся Доменек Сугранес, ближайший помощник Гауди.
Гражданская война, начавшаяся в 1936, на долгие годы остановила строительство. В довершение всего пожар уничтожил все оставшиеся после Гауди чертежи и проекты. Лишь часть из них удалось позже восстановить.
Работы над зданием храма продолжаются до сих пор: пока туристы осматривают знаменитое творение Гауди, строители смотрят них с высоты лесов. По заявлению правительства Испании, закончить строительство удастся не раньше 2026 года.