Это вам не библиотека
Несколько лет назад пресловутые британские учёные установили, что при перечислении семи чудес света школьники чаще всего забывают именно статую Зевса. Проверить качество исследования сложно, тем более что в современном мире британские учёные — это уже не Ньютон, Дарвин или Тьюринг, а популярный мем.
[Сборник: Семь чудес света]
Впрочем, нельзя не отметить, что и сам список весьма условен. Во времена Античности и Древнего мира ещё не существовало ЮНЕСКО или какой-либо другой организации, уполномоченной составлять подобные перечни. Появление семёрки довольно часто связывают с именем Геродота. Но это заблуждение. Александрийский маяк и Колосс Родосский будут построены только через два столетия после смерти «отца истории». Мавзолей в Галикарнасе — через полтора. Геродот действительно упоминал в своих произведениях «чудеса света», но совсем не те, что привычны нам.
Истинным источником списка было, вероятно, стихотворение Антипатра из Сидона, который и перечислил в своём сочинении эту самую семёрку: пирамиду, висячие сады, статую Зевса, мавзолей, храм Артемиды, маяк, а также статую Гелиоса, известную ныне как Колосс Родосский.
Антипатр жил, предположительно, во 2-м в. до н. э., но и это не точно. Точнее будет сказать, что в то время он обрёл огромную популярность. В частности, его произведения очень любил Цицерон. Вероятно, эта популярность и привела к увековечению списка. В любом случае с перечнем обращались вольно. В разные времена в него помещали и Александрийскую библиотеку, и стены Вавилона, и даже Парфенон. И всё же классический список — это те самые чудеса, которые перечислил любимец Цицерона Антипатр.
Величие
В это, может быть, трудно поверить, но в 6-м в. до н. э. в Греции было не так уж и много храмов Зевса. Однако Олимпия — это совершенно особая история. В конце концов, именно Зевс был покровителем Олимпийских игр. И жители Элиды (области, частью которой была Олимпия) решили всё-таки возвести храм. На стройку они, скорее всего, скинулись, а сам процесс возведения растянулся больше, чем на столетие. Первый камень был заложен в 572 году до нашей эры, а открытие мраморного храма Зевса в Олимпии состоялось не раньше 440 года до нашей эры.
Храм Зевса вполне мог соперничать с легендарным Парфеноном — построенным при Перикле храмом Афины, покровительницы города. Вот только богослужение не было главной его функцией. Парфенон — это банк, точнее, национальный валютный фонд. Тут под защитой богини Афины хранилась казна Делосского союза — гигантского альянса древнегреческих полисов, лидером которого были Афины. Строили его, кстати, те же люди, что завершали возведение храма Зевса в Олимпии. Был среди них и любимец Перикла Фидий, больше скульптор, чем архитектор. Фидий специализировался на Афине, но его пригласили в Олимпию закончить храм, а затем, видимо, предложили изваять для храма ещё и статую громовержца.
Так началась работа Фидия над самым известным из его творений. Он взялся за создание хрисоэлефантинной статуи Зевса. Что означает это бесконечно длинное слово? Оно означает, что скульптура выполнена из золота и слоновой кости. Иными словами, баснословно дорогая статуя.
Да и условия Фидий выдвинул жёсткие. Для начала скульптор захотел гигантскую мастерскую, которая по размерам соответствовала бы самому храму. Сколько слоновой кости потребовалось для работы, сказать сложно. Известно лишь, что из неё полностью было выполнено тело Зевса. Золота же Фидий и его ученики израсходовали ровно 200 кг. Оно пошло на создание одежды громовержца и его жезла.
Торжественное открытие статуи состоялось в 435 г. до н. э. Фидий не пожалел усилий для того, чтобы создать фантастически сильный эффект. В крыше храма проделали отверстие, через которое внутрь могли проникать солнечные лучи. Они падали на поверхность бассейна, заполненного не водой, а оливковым маслом. Отражаясь, лучи причудливо освещали голову Зевса, что создавало иллюзию того, что свет исходит от самой статуи.
Увы, немногим и недолго было дано насладиться этим великолепием. В том числе и самому Фидию. В 430 г. до н. э. в город пришла чума, положившая конец блистательной эре Перикла. Город погрузился в ужас и хаос. Сам Перикл не пережил эпидемии. Фидий лишился покровителя. Судьба самого скульптора туманна. Плутарх пишет, что его обвинили в растрате. Проще говоря, в краже золота, которое предназначалось для его работ. Дальше последовало ещё и обвинение в оскорблении богов. По Плутарху, Фидий умер в тюрьме, но многие историки Античности ставят это утверждение под сомнение.
Тридцать три несчастья
Статуя простояла в храме Зевса много лет: два или три века. Правда, с упадком Греции и приходом Рима интерес к Олимпии, играм и мраморному храму упал. Шедевр Фидия был, вероятно, всеми забыт. Вспомнили о нём только во 2-м в. до н. э., когда в Олимпии случилось землетрясение. Скульптуру, изрядно от него пострадавшую, отреставрировали и снова забыли о ней примерно на двести лет. В начале нашей эры о ней вспомнил Калигула, пожелавший перевезти её в Рим. Это было бы весьма трудоёмкое занятие, но выполнять волю императора не пришлось, ибо преторианцы закололи Калигулу, а сменившему его Клавдию творение Фидия было уже не интересно.
Добил третье чудо света Феодосий, последний император единой Римской империи. Он утвердил христианство главенствующей и единственной религией, а все языческие храмы велел закрыть. За отправление культа могли казнить или изувечить, а вот на грабёж бывших святынь римляне закрывали глаза. Храм Зевса грабили постоянно, а через несколько лет он и вовсе сгорел дотла, так что уцелели лишь фундамент и пара колонн.
А что статуя? Её, скорее всего, просто растащили или разобрали. Впрочем, не факт. Упоминание о ней можно найти в сочинении византийского историка, монаха Георгия Кедрина. Он пишет, что статую перевезли в Константинополь, где она и встретила свою погибель, сгорев во время пожара в 475 г. Сам Кедрин жил много позже — в 11−12 вв. На каких источниках основано его утверждение, не вполне понятно.