Дягилев пригласил лучших хореографов и танцовщиков того времени: Вацлава Нижинского, Леонида Мясина, Михаила Фокина, Сержа Лифаря, Джорджа Баланчина. Над декорациями и костюмами работали Леон Бакст и Александр Бенуа, а позднее и Пабло Пикассо, Андре Дерен, Коко Шанель, Анри Матисс и многие другие. Музыку писали Рихард Штраус, Эрик Сати, Морис Равель, Сергей Прокофьев, Клод Дебюсси и, конечно, Игорь Стравинский.
Дягилев хотел расширить рамки классического балета. Он поддерживал эксперименты с танцевальными формами, которые опережали время.
Сезоны Дягилева — особенно первые, в программу которых входили балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная», — сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на всё русское.
После смерти Дягилева его труппа распалась. Баланчин уехал в США, где стал реформатором американского балета. Мясин совместно с полковником де Базилем основал труппу «Русский балет Монте-Карло», которая сохранила репертуар «Русского балета Дягилева» и во многом продолжала его традиции. Лифарь остался во Франции и возглавил балетную труппу Гранд-опера, сделав огромный вклад в развитие французского балета.