Кем для Вас является Иван Серов?
За свою жизнь он побывал в разных ипостасях, но главная ипостась для меня — это то, что он был моим дедушкой. Когда он ушёл в отставку, в 1963 году, мне было всего 5 лет. Поэтому для меня он был дедушкой, который меня просто обожал, любил, учил всему и занимался мной.
В какой-то момент его карьера прервалась, он был лишен звания героя СССР. Как это повлияло на его жизнь, на его взгляды?
Он особо не рассказывал, жизнь у нас как текла, так, в общем-то, и продолжала течь, он с нами своими переживаниями не делился особо, но жизнь, конечно, у него изменились. Он стал жить на даче постоянно, занимался хозяйством, садом, пчелами и пытался свои эмоции сдерживать, чтобы никого из нас не расстраивать.
Маршал Г. К. Жуков (в центре) и генерал-полковник И. А. Серов (крайний справа)
Он занимал очень высокую должность и владел большим количеством секретной информации. Не возникало ли у него опасений за свою жизнь и жизнь своей семьи после отставки?
Ничего такого не было. В виду того, что дед был человеком исключительной личной храбрости, и меня он всегда учил никого и ничего не бояться, поэтому в семье у нас никаких страхов ни по каким поводам не было.
Теперь хотелось бы расспросить вас про его дневники. Пишут, что после того, как он покинул свой пост, он начал активно писать свои дневники. Как-то это Вы замечали?
Он вёл записи с 1938 года. Не только после выхода в отставку. Заметки он делал всю свою жизнь. Иногда я видела, что он сидит за письменным столом и делает какие-то пометки и различные записи. Но я не могла и подумать, что мы обнаружим такой огромный архив. Я не видела, чтобы он с утра до ночи писал. Временами — да, конечно, он садился и делал свои записи.
Как вы обнаружили этот архив?
Мы с дочерью переоборудовали гараж, расширяли его. Когда рабочие стали рушить одну из стен, то там обнаружились два чемодана с его записями.
Обложка книги — Иван Серов. Записки из Чемодана
Что вы подумали, когда натолкнулись на эту находку?
Я сразу поняла, что это дневники, и сразу решила, что их нужно будет опубликовать. Я стала все эти листочки разбирать, потому что там многое было перепутано по датам, по темам. Затем стала их сканировать, это заняло примерно полгода.
Вы, наверняка, прочитали эти записи. Как вы отнеслись к тому, что узнали, ведь там много разных эпизодов, рассказывающих, в том числе о жестоких вещах советского времени?
Естественно я читала их не раз. Как я могу к этому относиться? Он писал вещи реальные и достоверные. Поэтому я могла к ним относиться только как к записям своего деда, который все эти события пережил и отображал свой взгляд на происходящие события.
Что-то поразило Вас в них особенно?
Многие события, в общем-то, он пересказывал. Он любил рассказывать о том, как он нашёл в Берлине труп Гитлера и Геббельса. Это один из самых запоминающихся эпизодов.
Когда вы нашли эти дневники, заинтересовался ли кто-нибудь этими записками, и что в дальнейшем произошло?
В виду того, что мы были всегда знакомы с Александром Евсеевичем Хинштейном, который был другом моей тети, то он был в курсе, что я хочу опубликовать. Я к нему обратилась за помощью, чтобы он мне помог редактировать рукописи и сделать комментарии к ним.
Британская пресса нарекла Ивана Серова «Иваном Грозным»
Почему вы решили опубликовать эти дневники?
Вы понимаете, Иван Александрович Серов — это мой родной дед, а я его внучка. Я заинтересована, чтобы о нем появилась достоверная информация. Чтобы о нем не думали, как об Иване Грозном, как его нарекла, в своё время, английская пресса, когда он приехал в Великобританию подготавливать визит Хрущёва. Чтобы узнали о том, каким человеком он являлся, чтобы не красить всё в чёрную краску, а чтобы читатели, которые ознакомятся с книгой, сами сделали выводы и посмотрели на него другими глазами.
Как вы относитесь к мнению, что эти дневники могут быть ненастоящими или что Серов написал неправду от обиды на то, что он потерял свой пост и был лишен званий?
Он, конечно, был обижен, мягко говоря, что такая ситуация сложилась, но я ещё раз подчеркну, что он вёл свои записи с 1938 года. Естественно, он хотел, чтобы эти дневники увидели свет, но во время его жизни это было невозможно, потому что на его имя было наложено жесточайшее табу. Что касается подлинности этих дневников, то в 2013 году, когда я начала заниматься изданием его рукописи, я сделала почерковедческую экспертизу, и у меня есть её результат, где указано, что все записи принадлежат руке Серова Ивана Александровича.
Что для вас самое важное в этих дневниках?
Я хотела бы, чтобы имя деда было реабилитировано. Я не говорю, что нужно всё красить в чёрную или белую краску, но эти дневники нужны, чтобы люди узнали достоверную информацию о нём. Он сражался за Родину, за свой народ. Он был человеком огромной храбрости и выполнял приказы как Сталина, так и других военачальников. Сталин ему доверял важнейшие мероприятия. Одно то, что он ему доверил организовать свою поездку на фронт в 1943 году, уже говорит о многом. Я хотела бы, чтобы восстановилась справедливость, потому что всю жизнь он переживал по поводу того, что с ним так, мягко сказать, нелицеприятно обошлись.