Тициан внёс свой вклад во все основные живописные жанры эпохи Возрождения, он создавал запрестольные изображения, портреты, полотна на мифологические и исторические сюжеты, а также пасторальные пейзажи. Кроме того, он был гуманистом и писателем. Его наследие во многом определило искусство 17-го века.
Мастер аллегории
Один из жанров, в котором Тициану не было равных, — аллегории. Ярким подтверждением служит работа, которую принято называть «Аллегория благоразумия». Поводом для выбора такого названия послужила латинская надпись на полотне: «Учиться у прошлого и действовать благоразумно, чтобы своими поступками не навредить будущему».
Химера на полотне собрана из трёх мужских голов и трёх звериных. У исследователей нет информации, кем были эти люди, как и нет никаких ключей к тому, почему выбраны именно эти животные (волк, лев и собака). По всей видимости, правая голова юноши символизирует прошлое, постижение мудрости через опыт; средняя — настоящее; а голова старца — будущее.
По одной из версий, Тициан, будучи уже в преклонном возрасте, погрузился в меланхолию и раскаяние о содеянном, и это полотно было, с одной стороны, отражением его душевных терзаний, с другой, — напутствием потомкам. В качестве аргумента в пользу этой гипотезы изображение слева называют портретом Тициана, в центре — его сына Орацио, а справа — племянника Маро. И хотя по возрасту изображённые мужчины совпадают с названными людьми, внешне они на них не похожи.
Известно, что головы животных появились в композиции уже на позднем этапе работы. Техника их исполнения отличается от манеры, в которой написаны лица. Интересно, что и портреты различны по колористике и стилю. Например, центральная голова прописана более тщательно и ярко по сравнению с остальными. Существует предположение, что часть работы была выполнена кем-то из учеников Тициана, поэтому так разительна художественная неоднородность полотна.
Возможно, что желание дополнить композицию головами животных возникло под влиянием «Иероглифики» Валериано, опубликованной в Венеции в 1556 году. В этом издании в качестве символа благоразумия изображена змея с тремя головами: собаки, волка и льва.
Неизвестно и то, для кого писал Тициан это полотно. Есть множество версий, где картина должна была располагаться: от фриза в сводах храма до двери шкафа.
Примечательно, что к этой теме художник обращался и ранее, в работе «Три возраста человека». Эта картина написана под влиянием Джорджоне и представляет аллегорическую трактовку жизненного пути человека. Отрезки жизни близко соседствуют, что говорит о быстротечности жизни. И в то же время неизбежная смерть выглядит хотя и устрашающей, но не столь значительной по сравнению с земными благами и вечностью души.
Главный художник Венеции
Тициано Вечеллио родился в Пьеве-ди-Кадоре, небольшом городке в Венецианской республике. Документальных свидетельств, содержащих точную дату его рождения, нет. Согласно последним исследованиям, будущий живописец появился на свет около 1490 года.
Довольно рано родители заметили художественные способности мальчика. Когда ему было около 10 лет, его отправили учиться в Венецию к мастеру по мозаике Себастьяно Цуккато. Определяющую роль в становлении Тициана как художника сыграли братья Джентиле и Джованни Беллини. Последние считались лучшими живописцами в Венеции, а их мастерские — важнейшими. Там же обучался Джорджоне, с которым близко сошёлся Тициан. Художники работали в манере настолько схожей, что провести грань различия между ними было крайне трудно.
Примерно в 1510—1511 гг. Тициан начинает работать самостоятельно. К этому времени у него уже сформировался свой стиль, как мастер он достиг зрелости. Выполняя на заказ роспись церквей, Тициан нередко смущал современников смелой интерпретацией классических сюжетов и нарушением канонов в том, что касалось использования цвета и композиции. Успеху и популярности молодого живописца способствовало и то, что в Венеции в то время у него не было достойных конкурентов: до 1516 года скончались братья Беллини и Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо уехал в Рим.
Международной известности художник добился благодаря портретам. Он писал их как своего рода поэму о герое, так, что полотно выражает психологическое измерение, при этом грамотно и чётко говорит о статусе модели. Как следствие, император Карл V заказывал портреты исключительно Тициану. Его примеру следовал как Папа Римский Павел III, так и люди попроще — амбициозные герцоги и аристократы, например, герцог Феррары Альфонсо I д’Эсте, его сын Федерико II Гонзага, герцог Мантуи; герцог Урбино Франческо Мария делла Ровере и его преемник Гвидобальдо II.
В 1525 году Тициан женился на Сесилии. Увы, их брак продлился недолго — в 1530-м женщина трагически погибла. У пары было трое детей, имена которым дали в честь известных личностей Древнего Рима: Помпео, Орацио и Лавиния.
Женщины Тициана
Тициану принадлежит создание образа прекрасной венецианки (Belle Veneziane). О красоте девушек из Венеции ходили легенды, им посвящали литературные произведения, в их честь писались живописные полотна. Тициан, как и его современники Пальма Веккьо, Лоренцо Лотто, Якопо Тинторетто и Паоло Веронезе, создавали поэтико-эротические идеализированные портреты женщин. Эти картины не являются непосредственным изображением конкретной красавицы. Задачей было не достижение портретного сходства, но провоцирование у зрителя эротического влечения. Красивое тело воспринималось как зеркало прекрасного существа.
Так, на картине «Виоланта», названной так по цветку фиалки в декольте, красавица великолепно одета, её распущенные волосы сияют. Пальцы сложены в жест «V», что можно интерпретировать как Virtus, то есть добродетель.
В Венеции было создано довольно мало портретов конкретных женщин. Дамы, как правило, были исключены из политики, а потому редко появлялись на официальных портретах. Личность же тех женщин, чьи изображения сохранились до наших дней, остаются тайной.
Безусловно, Тициан писал портреты женщин на заказ, например, жён регентов при дворах. Однако нередко моделями ему служили не непосредственные заказчицы, а портреты, выполненные другими художниками. Доходило до курьёзов. Например, Изабелла д’Эсте была уже в почтенном возрасте, когда обратилась к Тициану за портретом. Художник, основываясь на предыдущих картинах, изобразил 60-летнюю женщину как 20-летнюю.
В это время живопись стремится превзойти не только другие виды искусства, но даже отражения. Зеркала, считавшиеся своего рода конкурентами художников, необходимо было приручить. И один из способов, как сделать это, — превратить их в предмет живописи. Кроме того, включение зеркала в композицию позволяет изобразить героя полотна со всех сторон — как если бы это была трёхмерная скульптура, а не двухмерная картина.
Идеализированные герои были решительны, целомудренны, добродетельны, скромны и непременно красивы. Ведь красивое тело, как и в античной традиции, подразумевает красивый ум.
Несколько сюжетов были наиболее популярны. Например, история Лукреции. Замужняя женщина, она была изнасилована. Не перенеся позора, она покончила с собой, чтобы спасти честь семьи. Так она стала воплощением добродетели и символом моральных устоев Венецианской республики.
Ещё один популярный сюжет — Юдифь, спасающая город от захватчиков. Вдовая красавица отправилась в стан врага, где встретилась с их предводителем Олоферном. Напоив военачальника и обольстив, Юдифь затем отрубила ему голову. Противоположный по характеру, но близкий по сюжетной композиции — миф о Саломее, обезглавившей Иоанна Крестителя. Последний публично обличал Иродиаду, жену царя Ирода и мать Саломеи. Юная девушка должна была отомстить за мать.
Особую любовь Тициан питал к истории Марии Магдалины. Он неоднократно писал её как прекрасную девушку, раскаивающуюся в грехах. Считается, что мастер очень любил это полотно и, умирая, держал его в руках. Как и Магдалина, он раскаивался на смертном одре в прегрешениях.
С распространением книгопечатания в Венеции в 16-м веке вырос интерес к древнему искусству и культуре. Полотна на исторические и мифологические сюжеты были самыми популярными. Тициан при выборе сюжетов опирался на «Метаморфозы» Овидия и тексты других античных авторов. В каждом случае художник предпочитал момент, близкий к кульминации. Драматургия усиливалась с помощью цвета.
Главный художник императора
В Болонье в 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. По случаю встречи художник выполнил портрет монарха в полный рост в натуральную величину, что было тогда не принято. Это полотно, увы, утраченное, оставило неизгладимый след в душе монарха, он больше не желал позировать кому-либо, кроме Тициана. Положение придворного художника подразумевало не только привилегии, почести и титулы, но также множество заказов. Венецианский мастер стал самым востребованным художником Европы. Когда императором Священной Римской империи стал сын Карла V Филипп, Тициан сохранил место при дворе.
В 1530—1540-х Тициан находился под влиянием маньеризма. С этим направлением в искусстве его познакомили флорентийский скульптор и архитектор Якопо Сансовино и тосканский литератор Пьетро Аретино, которые прибыли в Венецию в 1527 году. Трое друзей были неразлучны, что стимулировало интерес Тициана к маньеризму. Воочию он увидел этот стиль в Риме во время своей поездки в середине 1540-х. Там же Тициан встретился с Микеланджело.
«Магический импрессионизм»
Творчество венецианца в последний этап жизни называют «магическим импрессионизмом». Тициан радикально пересмотрел и стиль, и технику живописи и стал свободнее использовать кисть, всё ближе подходя к абстракции.
Художник, уже в крайне преклонном возрасте, заразился чумой и умер 27 августа 1576 года. Его прах покоится в церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари.