Его жизнь прошла в сражениях. Личная храбрость принесла ему не только множество наград, но и два ранения в голову, которые считались смертельными. То, что он выжил и вернулся в строй, казалось знаком: Кутузов предназначен для великих дел. Ответом на ожидания современников стала победа над Наполеоном, прославление которой потомками возвысило фигуру полководца до былинных величин.
Голенищев-Кутузов
Школу, в которой учился Михаил Кутузов, курировал генерал-аншеф Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «арап Петра Великого», прадед Александра Сергеевича Пушкина. Он заметил талантливого кадета и при производстве Кутузова в первый офицерский чин инженер-прапорщика представил его ко двору императора Петра III. Этот шаг оказал большое влияние на судьбу будущего военачальника.
За время короткой службы при дворе Михаил Кутузов сумел обратить на себя внимание супруги императора Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II, оценившей лучшие качества офицера. Екатерина, взойдя на престол, произвела Кутузова в капитаны. Примерно в это же время полк возглавил Александр Васильевич Суворов. Так впервые пересеклись жизненные пути двух великих полководцев.
Раны Кутузова
С юных лет Михаил Кутузов отличался мастерством пародии. Часто во время застолий и сослуживцы просили его изобразить какого-нибудь вельможу или генерала. Однажды, не удержавшись, Кутузов спародировал и своего начальника — Петра Александровича Румянцева. Когда шутка стала известна генерал-фельдмаршалу, Румянцев невероятно рассердился и приказал перевести шутника в Крымскую армию. С этого момента Кутузов стал сдерживать порывы своего чувства юмора.
Служба в Крымской армии едва не закончилась плачевно. В бою с турецким десантом, который нарушил соглашение и высадился недалеко от Алушты, Кутузов был тяжело ранен. О ране Кутузова пулей, «которая, ударивши его между глазу и виска, вышла напролёт в том же месте на другой стороне лица», говорили все врачи Европы. Михаил Илларионович чудом выжил и не потерял правого глаза. Хотя современники с тех пор привычно называли его «кривым».
18 августа 1788 года при отражении вылазки турецкого гарнизона генерал-майор Кутузов снова был тяжело ранен пулей в голову.
Биографы так описывали его вторую рану, казавшуюся смертельной: «Пуля прошла навылет из виска в висок позади обоих глаз. Сей опасный сквозной порыв нежнейших частей и самых важных по положению височных костей, глазных мышц, зрительных нервов, мимо которых на волосок чаятельно расстоянием прошла пуля и мимо самого мозга», причём «один глаз лишь несколько искосило».
Можно понять, как был изумлён главный хирург русской армии, который знал о первом ранении. После вторичного ранения в голову правый глаз Кутузова оказался повреждён, стал видеть ещё хуже, что дало повод современникам называть Михаила Илларионовича «одноглазым». Именно отсюда пошла легенда о том, что полководец носил повязку на раненом глазу.
Измаил
В мае 1789 года Михаил Кутузов принял командование над Бугским егерским корпусом, во главе которого осенью 1790 года он присоединился к войскам, которые осадили мощную турецкую крепость Измаил. Командовал ими Суворов.
Штурм Измаила стал классикой в истории войн и образцом ночного штурма. Батальоны Кутузова преодолели ров перед крепостным валом и овладели бастионом, но подоспевшие к туркам резервы сбросили их обратно. Кутузов доложил Суворову, что надо отступать. Полководец ответил: «Я донёс уже в Петербург о покорении Измаила, а Кутузова назначаю измаильским комендантом». Тогда Михаил Илларионович, взяв подкрепление, снова пошёл на приступ, ворвался в крепость и штыковыми атаками рассеивал всех её защитников, пока они не сдались.
Кутузов в 1793-м стал послом и уехал в Константинополь. За год пребывания там он сумел покорить сераскера Ахмед-Пашу и султана Селима III, а также весь их двор, который был удивлён тому, как человек «…столь ужасный в баталиях, мог быть столь любезен в обществе». Такое же впечатление он оставит позже и среди европейцев, везде добиваясь значительных дипломатических успехов.
Кутузов: назначение главнокомандующим
Начавшаяся 12 июня 1812 года новая война с Наполеоном поставила русское государство перед выбором: победить или исчезнуть. Чиновный мир обсуждал возможную кандидатуру преемника военного министра, поскольку был недоволен нынешней кандидатурой. Был специально создан комитет из высших чинов империи, и он определил кандидата в главнокомандующие, основываясь «на известных опытах в военном искусстве, отличных талантах, а равно и на самом старшинстве». Чрезвычайный комитет остановил свой выбор на 67-летнем Кутузове. Его кандидатура и была предложена царю на утверждение. Своему генерал-адъютанту Комаровскому по поводу назначения Михаила Илларионовича Александр I сказал следующее: «Публика желала его назначения, я его назначил. Что же касается меня, то я умываю руки».
5 апреля 1813 года Кутузов простудился и слёг в небольшом силезском городке Бунцлау. По легенде, Александр I прибыл проститься с очень ослабевшим фельдмаршалом.