Пушкин! Он и в лесах не укроется...

Опубликовано: 05 июня 2016 в 19:44 Распечатать Сохранить в PDF

А зачем, спрашивается, Пушкину укрываться в каких-то там лесах, да ещё в собственный 217-й день рождения? Тем более что его всё равно выдаст лира громким пением? Получается, незачем. Поэтому барон Дельвиг два века назад — ррраз и открыл читающей публике: грядёт поэт, который станет первым…

Но по порядку

Когда Пушкин был маленьким, с кудрявой головой (справедливости ради — он всю жизнь был с породистыми завитками на голове), он учился в главном российском Лицее и, как многие мальчики его курса писал стихи. Особенно выделялись в этом деле (после Пушкина) лицеисты Илличевский, Кюхельбекер и Антон Дельвиг.

Ха-ха-ха, хи-хи-хи, Дельвиг пишет стихи, — такая дразнилка ходила тогда по Лицею, её сочинил (свидетельство самого Пушкина) — один из младших наших товарищей, добрый мальчик, но довольно простой и во всех классах последний

Фамилия доброго мальчика не упоминается, так что дальнейшая его судьба неизвестна, а вот Дельвиг стал первым из лицеистов, который в 1814 году начал публиковать свои стихи под собственным именем в журнале «Вестник Европы».

Он и Пушкина сподвиг на отсылку в печать его стихотворения «К другу стихотворцу», которое Пушкин опубликовал за хитрой подписью «Александр Н. к.ш.п.».

Дельвиг — крёстный отец Пушкина

Стихи Державина тогда все лицеисты знали, учили, разбирали, но Дельвиг обожал Державина как никто другой из лицеистов.

В январе 1815 года, когда Державин приезжал в лицей на тот самый знаменитый экзамен (старик Державин нас заметил), Дельвиг даже вышел на лестницу, чтобы дождаться приезда и поцеловать руку, написавшую «Водопад».

Державин приехал; он вошёл в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: где, братец, здесь нужник? Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил своё намерение и возвратился в залу. Дельвиг это рассказывал мне с удивительным простодушием и весёлостию. (Пушкин, Дневники)

Наверняка, восхищение и признание юного Пушкина тогда на экзамене Державиным тоже сыграло свою роль в появлении стихотворения «Пушкин».

Дельвиг опубликовал этот дифирамб в октябре 1815 в журнале «Русский музеум» и положил начало известности Пушкина (какой-такой стихотворец Пушкин?) за пределами лицея и круга близких друзей-родственников.

А когда в июле 1816 году старый поэт Державин умер, Дельвиг написал большое стихотворение «На смерть Державина», в нём рефреном проходит «Державин умер! чуть факел погасший дымится, о Пушкин!», ну и дальше уже без всяких рефренов понятно, кто не даст факелу потухнуть…

Ах, Александр Сергеевич, милый!

Любви все возрасты покорны. Он так любил свою мадонну — чистейшей прелести чистейший образец, что завещал, чтоб дал ей бог (бог дал) любимой быть другим. Он нас любил и говорил о странностях любви (иного он не мыслил разговора). Любил Татьяну милую (наверняка сейчас икает, когда её малиновым беретом с послом испанским тестируют ЕГЭ-шников) — она другому отдана, но будет век ему верна (чего не скажешь о Земфире)…

Погода становилась хуже. А что же делает супруга одна в отсутствии супруга? — Теперь сходитесь… и поэт роняет молча пистолет. — Вся столица содрогнулась, а девица — хи-хи-хи да ха-ха-ха! Не боится знать греха. — Не хочу быть чёрной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой. Петушок спорхнул со спицы. Ничего не сказала рыбка…

Кухарка брилась. Жук жужжал. Шла баба через грязный двор. Всё ярко, всё бело кругом.

Кого ж любить? Кому же верить? Кто не изменит нам один?

Гм! гм! Читатель благородный, здорова ль ваша вся родня?

P.S. Эти снимки, сделанные в Михайловском, Тригорском, вы, может, вспомните, а может и нет: три года прошло.

Фото В. Златомрежев

Комментарии 41

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
Евгения Полянцева 09.06.2016 | 14:4414:44


-И с Кюхельбекером Пушкин дрался на дуэли... -Но там всё довольно мирно и шутейно обошлось... -А причина..?
-Вот она... -Хахах...

"За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно —
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно."

Алла Златомрежева 09.06.2016 | 14:5914:59

Это не Пушкин дрался, а Кюхля взбесился, шуток совсем не понимая.
Главное в их отношениях - Вильгельм, Мой брат родной по музе, по судьбам...

Евгения Полянцева 09.06.2016 | 15:2615:26


-Ну, дуэль-то была... -Стрелялись на пистолетах , заряженных ...клюквой... -Хахах... -Кюхля промахнулся , а Пушкин не стал стрелять... -Все разом помирились...
-Оказывается уже тогда существовал пинбол... -Хахах...

Алла Златомрежева 09.06.2016 | 17:1417:14

это клюква - про клюкву..

Семён Рошаль 08.06.2016 | 11:5611:56

алла, не сомневался, что вы напишите про пушкина. в тему один факт. поэт, как известно, был убит на дуэли. но "мало кто знает" (с), что пушкин был ярым скандалистом и дуэлянтом. впервые он вызвал на дуэль своего дядю в 16 лет, из-за того что он пригласил на танец приглянувшуюся ему девушку. всего пушкин вызывал на дуэли по различным, чаще мелким поводам 26 раз. большинство этих вызовов кончались примирением до дуэли. на 27-й раз пушкин вызвал на дуэль дантеса.

Алла Златомрежева 08.06.2016 | 12:2912:29

А Лермонтов? он просто мало пожил, а то сколько ещё всего бы было скандального, да кто из них (великих) не без таких грехов. А чуть что - дуэль - это святое.
Вот сейчас писала этот пост, зацепилась, как безобиднейший увалень в очёчках Дельвиг вызывал Булгарина - за то, что Булгарин дискредитировал Дельвига как издателя альманаха, а секундантом-то был у Булгарина? - сам Рылеев (это апрель был 1825). И, не откажись он, то запросто кадровый офицер Булгарин ещё в 1825 году оставил бы лицейских друзей без друга...
А насчёт "не сомневался" - ну а как же, он бы забеспокоился - что там с этой, столько постов в его честь и его героев писала-писала ("как ты мне надоела, старая дура!"(с)), а чем 217-й хуже :)

Алла Златомрежева 08.06.2016 | 12:3612:36

не откажись он - в смысле сам Булгарин, а то всё смешалось, Рылеев, Дельвиг..
- Передайте ему (Дельвигу), что я на своём веку видел крови больше, чем он - чернил.

Речка Лесная 08.06.2016 | 11:1111:11

Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними - это легкое имя: Пушкин.

Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта - не легкая и не веселая; она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его - внутреннее - культура, - это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.

А.Блок "О назначении поэта"
Речь, произнесенная в Доме литераторов на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти Пушкина

"для которых печной горшок дороже Бога"- это Блок имел ввиду
Поэт и толпа

Ты пользы, пользы в нем не зришь,
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.

Автор: А. С. Пушкин

как они похожи, не правда ли, Алла?

Алла Златомрежева 08.06.2016 | 11:5911:59

а нам остаётся радоваться, что мы их в подлиннике читаем, как там у Довлатова? (не точно, не ругайтесь)) - какая награда - мы знаем русский алфавит!

Речка Лесная 08.06.2016 | 16:5616:56

какая награда - мы знаем русский алфавит!
---------------------
да...кстати, у Довлатова было правило- в одном предложении не могло быть слов, начинющихся с одной буквы. Ну вот, к примеру-
"Я перелистывал «Дневники» Алексея Вульфа. О Пушкине говорилось дружелюбно, иногда снисходительно. Вот она, пагубная для зрения близость. Всем ясно, что у гениев должны быть знакомые. Но кто поверит, что его знакомый – гений?!.."

Я задремал. Невнятно доносились какие-то лишние сведения о матери Рылеева…

Алла Златомрежева 08.06.2016 | 18:0618:06

Но это уж придурь :)
Хорошо, что Пушкин писал без всяких "с одной буквы, не с одной буквы"...

"Матушка была ещё мною брюхата, как уже я был записан в Семёновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего родственника"

Гений!

Речка Лесная 08.06.2016 | 19:0819:08

не знаю, придурь или нет, но я случайно прочла и никогда сама этого не замечала :). Довлатова оч. люблю.
И.Бродский- "Сережа был прежде всего замечательным стилистом. Рассказы его держатся более всего на ритме фразы; на каденции авторской речи. Они написаны как стихотворения: сюжет в них имеет значение второстепенное, он только повод для речи. Это скорее пение, чем повествование, и возможность собеседника для человека с таким голосом и слухом, возможность дуэта — большая редкость. Собеседник начинает чувствовать, что у него — каша во рту, и так это на деле и оказывается. Жизнь превращается действительно в соло на ундервуде, ибо рано или поздно человек в писателе впадает в зависимость от писателя в человеке, не от сюжета, но от стиля." http://sergeidovlatov.com/books/brodsky.html
мноогие замечали "поэзию" лит. речи Довлатова.
Алла, спасибо за пост, я была в Пушк горах, и а даже плюхнулась посидеть на белой скамейке, которая на фото. Экскурсовод прошипела, что хоть она и не настоящая. сидеть на ней запрещено. Еще запомнился домик Арины Родионовны.
Ты еще жива, моя старушка,

Жив и я, привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой…

Я обмер. Сейчас кто-нибудь выкрикнет:

«Безумец и невежда! Это же Есенин – „Письмо к матери“…»

Я продолжал декламировать, лихорадочно соображая:

«Да, товарищи, вы совершенно правы. Конечно же, это Есенин. И действительно – „Письмо к матери“. ("Заповедник", Довлатов)

Алла Златомрежева 08.06.2016 | 19:3719:37

да, я тоже была 4 раза, это место, куда меня тянет возвратиться :)
Всё время либо в самый разгар лета (Сороть с таким бешеным течением, только войдёшь около Савкиной горки, а выходишь почти у Тригорского )), либо ранней осенью, хотелось бы - зимой.
Лишь бы там подольше сохранился - пушкинский - ландшафт.