Тоска медленных капель

Опубликовано: 06 ноября 2015 в 17:04 Распечатать Сохранить в PDF

- Нет, это что же за смерть; умирать надо в своей постели, как следует отболев, всё передумав. А то — словно бы человек из трактира ушёл, не расплатившись…

По воспоминаниям родных, Анненский часто говорил о внезапной смерти: такой смерти он не хотел, хотел уйти из «трактира жизни» как следует

Понятно, что «своя постель» — это не только «всё передумать» и привести в порядок бумаги и прочие обязательства, это и ширма, ограждающая частную смерть от посторонних глаз.

Но как знать, чего больше — интереса или равнодушия — к смерти среди вокзальной толпы, кто упал, чего упал, умер, а может, и не умер… Все торопятся, всё мимоходом, своих забот полон рот, когда высокий барин в бобровой шубе будто споткнулся на ступенях и рухнул ничком — со всего роста. Жёлтый снег, облипающий плиты; тусклые фонари, часы на стене, кондуктор, свисток. Дальше — тишина. Паровозный пар всех уравнивает.

Вот и Лев Николаевич скажет с улыбкой вокзальному фельдшеру в Астапове, когда тот замешкается, заполняя амбулаторную карточку — что писать в графе (граф?) «должность». «Какая разница? Пишите — пассажир поезда № 12. Все мы пассажиры в этой жизни, но один только входит в свой поезд, а другой, как я, схожу».

Вот и смерть Чехова свяжется с вокзалом надолго — после того как бульварные репортёры радостно прокукарекают, что гроб с телом писателя привезён на родину в вагоне для устриц.

Но по порядку

Всё начиналось с приподнятой вуали вот тут http://diletant.media/blogs/62458/134/ ссылка на продолжение после каждого поста в верхнем комм.

Поскольку я продолжаю дуть в дуду «Анненский и «Аполлон»», скажу только (казённо), что внезапная его смерть 30 ноября поразила огромное число знавших его и массовые похороны были 4 декабря на Казанском кладбище в нескольких км от Царского Села.

Потому и не состоялся коллективный портрет «Аполлона» — с Анненским в центре — который репетировали в мастерской Головина на чердаке Мариинского театра…

Всё смешалось в «Аполлоне» незадолго до его смерти: пощёчина, дуэль, «красавица-католичка» Черубина приподняла вуаль и оказалась хорошо знакомой редакционной секретаршей, разливающей чай. И стихи Черубины теперь показались не столь восхитительными. Да и вообще, сама ли писала? нет ли тут руки милого друга Макса Волошина, заигравшегося в эту (я_к_вам_пишу_чего_же_боле) мистификацию с письмами на бумаге с траурным обрезом и печатью из чёрного сургуча — Но осветят мой тёмный мрак/ Великой гордости рубины… Я приняла наш древний знак — Святое имя Черубины.

А ведь пока всё не открылось, papa Маcо был в восторге от стихов Черубины и влюблен по уши в «прекрасную испанскую аристократку». Прозвищем «Papa Maco» сотрудники иронически окрестили редактора С. Маковского. Позже футурист Н. Кульбин, соучредитель «Бродячей собаки» даст ему другое прозвище — «моль в перчатках»

Ахматова, винившая Маковского в смерти Анненского и резко отозвавшаяся на его мемуары (он доживёт до глубокой старости в Париже) скажет — так и остался «молью в перчатках» на всю жизнь…

Papa Maco был очарован настолько, что даже отложил большую подборку стихов Анненского, которые должны были быть во 2ом номере журнала — в пользу Черубины: скорей напечатать ту, которая выбрала его «милым рыцарем Дамы Чёрной», скорей, скорей «уступить её любовной порче»… Думал ли он при этом, какую обиду наносит поэту Анненскому? Или хотя бы — человеку уже 54 года и что нормальное желание — увидеть свои стихи напечатанными?

Каприз

Нет, ничего подобного. Маковский считает, что у Анненского — каприз! Вот письмо Анненскому от 11 ноября 1909-го — «.Ваши стихи, уже набранные и свёрстанные, всё-таки пришлось отложить. И теперь мне очень совестно, т. к. нарушить слово, сказанное Вам, мне особенно больно. Одно время я думал даже поступиться стихами Черубины (приходилось ведь выбирать: или — или), но «гороскоп Черубины» Волошина уже был напечатан… и я решился просто понадеяться на Ваше дружеское снисхождение ко мне. Ведь для Вас, я знаю, помещение стихов именно в № 2 — только каприз, а для меня замена. повлекла бы к целому ряду недоразумений. В то же время, по совести, я не вижу, почему именно Ваши стихи не могут подождать…»

Ну и что это? Упрямый ученик получил взбучку от рассудительного учителя? Который всё про ученика знает (интересно, откуда?) А что про Черубину «её храбрый рыцарь» знает? И в мыслях -ничего подозрительного? Хотя и Вяч. Иванов сразу сказал ему про мистификацию, правда, он думал, что это — сам Маковский; и Анненский говорил — Нет, воля ваша, что-то в ней не то. Нечистое это дело.

А вообще, ну и нравы у этих рафинированных эстетов! (Маковский даже хотел, чтобы литераторы собирались в редакции только во фраках…)

Гюнтер даёт женщине честное слово о неразглашении её тайны и-и-и — на следующий же день… Маковский обещает Анненскому напечатать большую подборку стихов во 2ом номере и-и-и — очень совестно, но подождёте…

Анненский ответит на «каприз» в письме от 12 ноября 1909, это будет вообще — последнее письмо… И в тот же день стихотворение «Моя тоска». Последнее. В письме — его обида («постараемся не думать об этом»), но внешне — никто ничего и подумать не мог о душевном его состоянии — да и до него ли? тут до рукоприкладства дошло…

«Я был, конечно, очень огорчен тем, что мои стихи не пойдут в «Аполлоне». Из Вашего письма я понял, что на это были серьёзные причины. Жаль только, что Вы хотите видеть в моем желании, чтобы стихи были напечатаны именно во 2 №, — каприз. Не отказываюсь и от этого мотива моих действий и желаний вообще. Но в данном случае были разные другие причины, и мне очень, очень досадно, что печатание расстроилось. Ну, да не будем об этом говорить и постараемся не думать»

Конечно, никак нельзя утверждать, что смерть и каприз связаны… Но кто-что может знать про «телегу жизни», когда и на каком — даже словесном камешке — может вдруг остановиться…

Стихи Анненского (отодвинутые в Аполлоне) вместе с его другими стихами вышли в начале 1910 отдельной книжкой.

Тогда же начался культ Анненского-поэта (его переводы, драмы, эссе, критические статьи, лекции — были и до этого широко известны, при жизни)

Поэт А. Кушнер — знаток и почитатель Анненского мечтал, чтобы Анненский прожил бы ещё лет 7, до 1916-го, сколько он ещё мог бы написать! А дольше - нет, не надо… Чтоб не стоял в очереди за селёдкой…

Портрета с аполлоновцами не получилось, да и ладно. Главное, Анненский — вот он, любимый директор среди своих любимых гимназистов:

В чаще затих полет… О, подожди!.. Мгновенье — Тишь и тебя… возьмет.

Комментарии 33

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
Речка Лесная 09.11.2015 | 20:0220:02

Алла, а как Вы думаете, почему человек, выпустивший при жизни лишь одну книгу стихов с подписью "Ник. Т-о"- то есть четко придерживающийся принципов своего дух.учителя- Леконта де Лиля (быть никем, не выделять своего "Я", быть безликим), а также других парнасцев и "проклятых",

со слов упомянутой Вами Анны Андреевны-

"И славы ждал, и славы не дождался" ?

не кажется Вам это странным- с точки зрения того, что при жизни его работы. включая сложнейшие вещи, никто как бы не замечал, а после смерти "ученики" (в том числе и А.А.)создали культ его. Все это наталкивает на мысль о какой-то неискренности, либо корысти (?). Кстати. прочла, что Маковский отказался печатать его стихи в Апполоне после того, как Анненский высказался нелестно о "признанных мэтрах символизма". Как Выдумаете. о ком? (я думаю. что о Блоке) в этой связи вся эта "непризнанность" при жизни говорит о том, что "ученики" покривили душой.

Сюда же хочу отнести Вашу версию о причине смерти- разве могло "парнасцу" в душе быть дело до какого-то Апполона по большому счету? Понимая, чем он занимался- мифологией, причем на таком глубоком уровне, я уверена. что не могло это быть причиной его смерти. Слишком мелкая это причина и "апполонишко" слишком мелок для него по сути.

Алла Златомрежева 09.11.2015 | 20:5020:50

Здравствуйте, Р.Л. Насчёт того, что никто не замечал - неверно. Например, "Ифигения" в его переводе шла на сцене Императорского Михайловского театра, его две книги Отражений (критика и эссе) вышли при жизни (увлекательнейшее чтение, кстати). Тихие песни(стихи), да, прошли мимо, ну, так бывает.
"И славы ждал, и славы не дождался" это ведь яркая поэтическая метафора от Ахматовой, не боле.
То, что Аполлон - не его глубины компания - согласна на все 100 :)
Со смертью - так всё совпало, что за последний толчок был, кто знает...

Речка Лесная 09.11.2015 | 20:0320:03

аполлон- прошу прощения за ошибку

Речка Лесная 09.11.2015 | 20:1720:17

да, вот нашла статью про "мэтров"- после которой Маковского понимаю в чем-то
http://annensky.lib.ru/publ/lirizm-1.htm

Алла Златомрежева 09.11.2015 | 21:0721:07

Ну да, совершенно замечательно он прошёлся не только по мэтрам, но и вообще по символизму вообще.
Подлость Маковского - в его письме- для вас каприз, почему именно ваши не могут подождать...
Дело в том, что (в пост не умещалось, а ещё один пост, нет - уже overload) было ещё в сентябре письмо Маковскому от Анненского, когда он узнал от сына (Валентин Анненский, псевд. В Кривич), что во втором номере планируется заведомо больше места под стихи "молодых" - Кузмина, Гумилёва etc
Анненский просил объяснений - что не так с его стихами, писал, как он сам относится к своим стихам - "мои стихи это - я сам...", говорил - давайте забудем о моих стихах (в журнале чтоб) и всё..
но Маковский вёл странную политику виляния..

Речка Лесная 10.11.2015 | 04:4904:49

Позволю себе не согласиться с формулировкой "подлость". Будучи редактором издания, ему было сложно сделать выбор в пользу человека, поэзия для которого- больше предмет изучения. нежели "вся жизнь". Все же я ошиблась по поводу Блока- на его гений рука не поднялась- пишет про ажурность стиха, а также представляет как эталон своего рода
"Вот элементарная символическая пьеса. Ее автор, Блок, редкий, по-моему, пример прирожденного символиста. Восприятия Блока зыбки, слова эластичны, и его стихи, кажется, прямо-таки не могут не быть символическими." Про Брюсова тоже отлично сказано.

Осмелюсь высказать свою точку зрения))- разложив по полочкам как в своих "Педагогических письмах" символистов- действительно как "препод", Анненский сам писал стихи депрессивные, с доминантой на похоронной теме. Его "символизм" ничем не лучше - достаточно прочесть "Эстонок". То есть что я хочу сказать- символисты всегда в чем-то "безумны", их нельзя раскладывать как в анатомическом театре. Но Анненский- это такой "кит", человек мощнейший. величина, которая просто не из этой компании (грубо говоря).

Алла Златомрежева 10.11.2015 | 09:5109:51

Не нравится "подлость", назовите низостью те слова из письма 32летнего продюсера (а вся заслуга Маковского, что он привлёк деньги Ушковых на издание журнала и сам сделался редактором) 54-летнему сотруднику журнала Анненскому.
Скажите - "Маковский". И что вспоминается? - "Дети, бегущие от грозы"? Ах, это не тот Маковский, а его сын. А чем сын знаменит? Бо-о-о-о-ольшой эстет был. Все окрестности ЦарскогоСела облазил - Черубину искал, умирающий от любви "мальчик". А когда настоящая Черубина приехала к нему - с повинной - не мог даже хоть как-то скрыть своё разочарование...
Моль в перчатках.

Речка Лесная 10.11.2015 | 14:5914:59

я вообще-то больше про Анненского- с точки зрения литературы модернизма. "Ник Т о"- «Всякий или Никто»- Улисс- Одиссей. Мышиная возня с Аполлоном лишь верхушка айсберга . Философские проблемы- его подводная часть.
а вообще- если в сторону-

Стихи Анненского о весне:

Под гулы меди - гробовой
Творился перенос,
И, жутко задран, восковой
Глядел из гроба нос.

Дыханья, что ли, он хотел
Туда, в пустую грудь?..
Последний снег был темно-бел,
И тяжек рыхлый путь...

Вербная неделя

В желтый сумрак мертвого апреля,
Попрощавшись с звездною пустыней,
Уплывала Вербная неделя
На последней, на погиблой снежной льдине;

Уплывала в дымаx благовонныx,
В замираньи звонов поxоронныx,
От икон с глубокими глазами
И от Лазарей, забытыx в черной яме.

Стал высоко белый месяц на ущербе,
И за всеx, чья жизнь невозвратима,
Плыли жаркие слезы по вербе
На румяные щеки xерувима.- и т.д.


Бальмонт-
Весь - весна

«Мой милый! — ты сказала мне.
Зачем в душевной глубине
Ты будишь бурные желанья?
Всё, что в тебе, влечет меня.
И вот в душе моей, звеня,
Растет, растет очарованье!»

Тебя люблю я столько лет,
И нежен я, и я поэт.
Так как же это, совершенство,
Что я тебя своей не звал,
Что я тебя не целовал,
Не задыхался от блаженства? и т.д.

Просто в качестве первого попавшегося примера. И не верю я почему-то Ахматовой. И уж если откровенно- не люблю стихи Анненского (простите меня. конечно за это)).

Алла Златомрежева 10.11.2015 | 16:1016:10

Люблю не люблю - это тоже ведь философские проблемы индивидуума. Вон, говорят, Акунин разложил все виды любви, от Адама до... Надеюсь, это что-то вроде таблицы Менделеева - ткнёшь в квадратик и - "любовь божественная" или "преступная"...
И уж если откровенно - не люблю я, когда в качестве аргумента в комментариях засандаливают длинные стихи... Или ссылки на ютьюб со своими любимыми композициями (простите меня. конечно за это)).

Речка Лесная 10.11.2015 | 16:4116:41

ну вот и обсудили поэта без поэзии. За стихи извиняюсь (административные требования учту))- но как без них увидеть контраст?- ведь стихи не перескажешь, а ведь тема-то- "Тоска..."
Это май подглядел
И дивился с своей голубой высоты,
Как на мертвой березе и ярки цветы...
(тоже из стихотворения под названием "Весна").
Кстати, чтобы не давать ссылок на ю-т.- романс "Моя звезда" муз.Вертинского на стихи Анн. ("Среди миров в мерцании светил").
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

Алла Златомрежева 10.11.2015 | 16:5616:56

да, "среди миров" растиражировали хорошо. Любопытно, что он сам это стихотворение 1901 года не включил ни в сборник Тихие песни, ни в Кипарисовый ларец.
Я знала, что Вы верно отреагируете на мой, э-э-э, выпад про стихи в комментариях: стихов много и у каждого свои предпочтения и говорить о поэте (в таком формате как у нас тут задан) можно и без длинных стихотворных цитат :)
Спасибо

Александр Ткаченко 07.11.2015 | 20:2520:25

Сам Маковский рассказывал (Померанцеву), дело было уже в Париже, 1953 год, когда он послал матери в Ниццу сборник, то получил ниже пояса: «Нашел, чем в старости заниматься. Если есть лишние деньги, прислал бы мне лучше денег».
Кстати, жил он на средства сыновей и дочери, и при этом всем на них жаловался и скрывал их от своего круга.
Так что моль, конечно. Жил долго, умер тихо, во сне, ни очём не сокрушаясь. Вот я и думаю, смерть на вокзале, конечно же, ужасно, но, в движении, быстро, среди людей.

Алла Златомрежева 07.11.2015 | 20:4720:47

А я, как начала его читать об Анненском - "Известно, что мы плохо ценим и бережем наших "больших людей", - как часто уходят они почти незаметно, и только позже, когда их нет уже, спохватившись, мы сплетаем венки на траурных годовщинах...", так и бросила. Ну там ещё про то, что он (Маковский) уверен, что смерть его приблизили негативные отклики на статью в первом номере, когда "многих задело"... (ну не дрянь?)
Анна Андреевна после мемуаров размазала его, назвав "злобствующим, умирающим от зависти", сказав, что в Петербурге его никто никогда не принимал всерьёз.

Лана Lana 07.11.2015 | 18:4618:46

Алла, спасибо! зачиталась КТ... сонеты, сонеты....

Алла Златомрежева 07.11.2015 | 20:0620:06

Вот и хорошо:) А посты, когда они читаются с начала и подряд - задумывались как "две пощёчины" в "Аполлоне", время и место совпадают и при этом неизвестно, какая больнее из этих двух...

Лана Lana 07.11.2015 | 20:1620:16

для меня эта больнее... безответной беспомощностью - мужчины, даже с большой буквы, весьма ранимы))
"этого быть не может... это подлог..."

Алла Златомрежева 07.11.2015 | 20:2620:26

не нужно было ему лезть в этот "Аполлон", был он всегда сам по себе - одинокий волк в литературе..
Но ведь как уговаривали - ведь Маковский с Волошиным приехали на дом, просили его стихи - чтоб почитал им сам, решили, что помимо всего он и хронику современной литературной жизни будет вести, а тогда время было бурно-общественное, он загорелся...
Да ещё эта мистификация... И Маковский, "больной от любви"... Или просто больной :(

Лана Lana 07.11.2015 | 20:3020:30

или просто больной...от любви люди лучше становятся, если она настоящая, конечно... так мне кажется
а у Акунина сейчас на эту тему целое исследование вышло - "Другой путь")) не читали?

Алла Златомрежева 07.11.2015 | 20:4020:40

на эту тему - на тему "больной от любви"? :) нет, не читала, почему-то я Акунина вообще не читала, наверное, это минус и должно быть мне стыдно. Зато я какие-то фильмы смотрела - где Михалков с Меньшиковым играют, это мне плюс :)

Лана Lana 07.11.2015 | 20:4520:45

да ну, Алла, какой минус, это Вам то?)) недавно в Москве приобрела - довольно занимательно и поучительно... такое своеобразное расследование-исследование на тему "видов" любви...от Адама и до наших (20 век) дней - она есть в свободном доступе, если Вам интересно))

Алла Златомрежева 07.11.2015 | 21:0021:00

виды любви? обалдеть, это как диван - вид мебели;или сноубординг - новый вид спорта...
ух (наверное) сколько видов, а ведь могут быть ещё и подвиды:))

Лана Lana 07.11.2015 | 21:0721:07

ну, платоническая от "физиологической" (без пафоса)), все-таки, отличаются))))
ну неважно, к Вашему герою применительно только с эпитетом "настоящая"

Алла Златомрежева 07.11.2015 | 21:2621:26

главное, была эта любовь и, когда знаешь о ней, стихи по-другому читаются, хотя ей посвящены только "Стансы ночи" и "В марте" - как она сама говорила, хотя письменного посвящения нет.

Лана Lana 07.11.2015 | 21:4421:44

согласна... подлинное чувство восхищает бесстрашием, безоглядностью... у больших поэтов (как и у настоящих влюбленных)) все отражено в творчестве...и пусть даже на чей-то взгляд несовершенно, зато "без фальши"...