Только край её вуали...

Опубликовано: 03 октября 2015 в 18:55 Распечатать Сохранить в PDF

- Достоевский прав: звук пощёчины действительно мокрый… Прозвучало громко и внятно (учительская привычка) в наступившей тишине. Спустя годы участники происходящего не всегда могли вспомнить все обстоятельства дела, но запомнили фразу — и то, что после неё обстановка разрядилась.

И это лишнее подтверждение, как незаурядные знания мировой классической литературы могут разрядить щекотливую ситуацию. Тем более что Иннокентий Анненский был безоговорочным литературным гуру всех присутствующих, мудрый, старый (ха, и всего-то 54, просто средний возраст остальных… мальчишки).

А лицо пострадавшее вообще был его вчерашним гимназистом (нерадивым, чего греха таить, но Анненский сам просил коллег быть к нему снисходительными — ведь юноша пишет стихи…). И всего-то 3 года прошло с тех пор…

Гумилёв отшатнулся от обидчика: — Ты мне за это ответишь! - Николай Степанович, это не брудершафт, — хотел было сказать Волошин (обидчик; они не были на «ты» с Гумилёвым), но сообразив, что это не соотносится с дуэльным кодексом, только спросил: — Вы поняли? (за что?) — Понял…

Но по порядку.

Первая (хронологически) пощёчина у Достоевского не была сухой или мокрой. Подлой — да, незаслуженной, слабому — от сильного в последней степени бешенства. Когда Настасья Филипповна пришла в дом к Иволгиным и страсти накалились, Ганя замахивается на сестру Варю, и удар пришёлся бы со всей силы ей в лицо, но «вдруг другая рука остановила на лету Ганину руку.

- Да вечно, что ли, ты мне дорогу переступать будешь! — заревел Ганя, бросив руку Вари, и освободившеюся рукой, в последней степени бешенства, со всего размаха дал князю пощёчину…»

Понятно, что там (в «Идиоте») ни о какой сатисфакции и речи быть не могло.

«- Ну, это пусть мне… а её… всё-таки не дам!.. — О, как вы будете стыдиться своего поступка!».

Ну, то есть полное непротивление злу насилием, не зря князя Львом Николаевичем зовут; Достоевский, получается, провидец, а ведь они с Толстым так ни разу за всю жизнь и не встретились… Правда в 1868 году (выход романа в печать) реальный Лев Николаевич ещё не помышлял о непротивлении и ещё лет 10 будет с чувством поколачивать яснополянских мужичков за вырубку леса и шастанье по чужим огородам…

Спустя три года (1871, «Бесы»), вторая пощёчина. И опять полна горница людей. Бывший студент Шатов «размахнулся своею длинною, тяжёлою рукою и изо всей силы ударил его (Ставрогина) по щеке… И ударил-то по-особенному, вовсе не так, как обыкновенно принято давать пощёчины (если только можно так выразиться), не ладонью, а всем кулаком… И не затих ещё, казалось, в комнате подлый, как бы мокрый какой-то звук от удара кулака по лицу…»

Ну, а потом, собственно, тоже никакой сатисфакции, хотя все думали — убьёт! прямо тут и сейчас убьёт! как там всё дальше, кто хочет освежить в памяти — к Бесам, сейчас вот оно: как бы мокрый какой-то звук от удара… Что и требовалось доказать.

К барьеру!

Вообще-то литературных пощёчин не так уж и много (что я вспомнила), редко кто доводил до таких крайностей, всё больше слова, слова, оскорбительные слова. Пощёчина есть у Пушкина в «Метели». Сильвио так и нарывался, так и нарывался, пока с чувством глубокого удовлетворения не схлопотал пощёчину от графа, сказав ему на ухо какую-то плоскую грубость, ну, а потом всю жизнь положил в ожидании момента — чтоб побольнее ответить.

Онегин-Ленский? Ну, тут всё потешно, ни рукоприкладства, ни грубости, один сплошной водевиль. И не было бы вообще никакой дуэли, да «в дело вмешался старый дуэлист (Зарецкий); Он зол, он сплетник, он речист… И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот, на чём вертится мир!»

Гринёв-Швабрин. Слова, слова. -Ты лжёшь, мерзавец… — Это тебе так не пройдёт,… -Вы мне дадите сатисфакцию…

Печорин-Грушницкий. - .Отвратительная клевета; моё присутствие избавило бы вас от лишней подлости; прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов… иначе вы рискуете жизнью.

Долохов — Безухов. - Ну, теперь за здоровье красивых женщин, — сказал Долохов…- и их любовников. — Вы… вы… негодяй!.. я вас вызываю.

Лаевский-фон Корен. — Ненавижу! Давно ненавижу! Дуэль! Да!

Ромашов-Николаев. Вот тут, да, мордобой что называется налицо.

- Я вам в морду дам! Подлец, сволочь! — закричал Николаев высоким, лающим голосом. — Хам! Он резко замахнулся на Ромашова кулаком и сделал грозные глаза, но ударить не решался… Ромашов вдруг быстрым, коротким движением выплеснул в лицо Николаеву остатки пива из своего стакана. И в то же время вместе с мгновенной тупой болью белые яркие молнии брызнули из его левого глаза…

Базаров — Павел Кирсанов. Базаров после вызова: «Фу-ты, чёрт! Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали! Учёные собаки так на задних лапах танцуют. А отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы, и тогда…(Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы.) Тогда пришлось бы задушить его, как котёнка»…

Групповой портрет (дама в уме)

Но пора уж вернуться в «чердачную» мастерскую над сценой Мариинского театра художника Александра Головина, где собрались (зашкаливающая плотность поэтов на кв. м.!) сотрудники журнала «Аполлон» для обсуждения коллективного портрета.

И где один поэт дал пощёчину другому поэту, а третий поэт убедился в связи с этим в правоте написанного от четвёртого (не поэта, но маститого прозаика)…

Но пора уж проверить? Пройдёт ли вообще пост, имеет ли смысл возвращаться… в холодный ноябрь 1909 года…

Комментарии 59

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
Алла Златомрежева 19.10.2015 | 09:2109:21

вот тут продолжение - http://diletant.media/blogs/62458/173/

Маргарита Устинова 06.10.2015 | 07:3107:31

Алла,доброго дня Вам! Я вчера не встала в очередь выражать радость по поводу Вашего прихода-всё-таки,я не из вашей когорты. Но не могу не сказать,что я поставили на Вас.Если Алла придёт-значит,сайту жить.Я рада,что сайту жить.

Алла Златомрежева 06.10.2015 | 09:2809:28

Маргарита, как я Вам рада!
Но не могу не сказать, что я в смятении: ставки, сайту жить или не жить...
Положительно, сайту нужна свежая кровь (модераторам - это просто фигура речи)

Маргарита Устинова 06.10.2015 | 12:4212:42

Спасибо ,Алла! Я действительно рада Вам и ещё как! А сайт должен идти вперёд.Кстати,в этих разных развлекательных рубриках,по-моему,молодёжи много.Но,чтобы писать посты и эссе,на мой взгляд,нужен жизненный опыт.А, может,и не нужен...

Алла Златомрежева 06.10.2015 | 13:2613:26

Да, опыт, да, свой взгляд, своя фишка. Но (предполагаю) люди с опытом, попав на нынешнюю титульную страницу сайта с весёлыми тестами "Твоё место в мафии" и набившими оскомину разоблачениями вроде "Венценосные геи, кто они", просто бегут, не заходя в Эссе или Блоги (их могут просто не найти)...

Ну, если бы в феврале 2012 (я пришла!) был такой пирдуха на титуле, я бы точно убежала, а не начала писать эссе про Крупскую(!) и пост про Гончарову...
p/s/ мне понравилось Ваше эссе - трудно быть с гением, сразу вспомнила Софью Андреевну и Кору Ландау

Маргарита Устинова 06.10.2015 | 15:4715:47

Да,Вы правы.Их я имела ввиду и ещё несколько имён,включая современных гениев...Спасибо.
Что касается D,всё-таки,люди не приходят сюда "с улицы".
Не у каждого есть желание писать и не у каждого есть,что сказать. Кстати,здесь появлялись несколько 20-летних имён. Мне приятно было их читать-cветло и воздушно,но хотелось бы и мыслей.Впрочем,возможно, я и не права.Но...они ушли,не задержавшись.Ладно.Всё равно-всё будет идти так,как предначертано:новое сменит старое.Пусть будет пока переломный момент,когда уживается и то и то.
Кстати,Алла! А не могли бы Вы написать про Кору Ландау?Уж очень богатая и трепетная тема.

Алла Златомрежева 06.10.2015 | 15:5915:59

нет, Маргарита, Кора - Вам :))
(да, я книгу её читала, потом фильм был, но - не моя героиня)
(у меня другая есть, по начатой теме)

Александр Ткаченко 05.10.2015 | 22:0122:01

\\Страшные люди эти психоаналитики: враз понимают, почему человек оскорблённый\\
-----------------------------
Алла, да куда им (психоаналитикам) до Федора то, нашего. Он всё уже давно "проаналитил", и случай с сайтом, тоже:
(по поводу мокрого снега) —
"Я стоял у биллиарда и по неведению заслонял дорогу, а тому надо было пройти; он взял меня за плечи и молча, — не предуведомив и не объяснившись, — переставил меня с того места, где я стоял, на другое, а сам прошел как будто и не заметив. Я бы даже побои простил, но никак не мог простить того, что он меня переставил и так окончательно не заметил"...
Ну а дальше, каждый выбирался по-своему, и это его дело как. Ха-ха, по списку блогеров, длинному-предлинному, не похоже, что "прошло уже два года, как он меня обидел"(с).

Алла Златомрежева 05.10.2015 | 22:4122:41

Александр, Вы знаете, что я сегодня полдня делала? Читала комментарии - у вас в профиле, у Андрея, у Владимира, у Инги - так сподручнее в новейшую историю сайта войти.
Оказывается, Вы даже собирались уйти с сайта? (Из-за Б.В., как я поняла).
Как хорошо, что не сделали этого. И - я Вас благодарю за то, что вспоминали меня добрым словом - без всякого психоанализа :))

Александр Ткаченко 05.10.2015 | 23:1423:14

Значит, Алла, Вы заметили, что после фразы Андрея, не вернуться было уже не реально, смех выбросил меня сюда.
Спасибо, что читали:))

Алла Златомрежева 06.10.2015 | 00:2000:20

ну, у Андрея длинная лента комментариев, не всё прочитала, но там, где он пишет - Александр, хватит втихаря, возвращайся - да, смешно. Можно уже пьесу писать основанную на комментариях (типа переписки Лики с Чеховым или "Милого лжеца" :))