Опять Троцкий vs. Сталин

Опубликовано: 13 мая 2016 в 09:17 Распечатать Сохранить в PDF

В последние дни на «Дилетанте» обострилось противостояние Троцкого и Сталина. Провели капустник в «Перископе», в рубрике «Дуэли» состоялась заочная полемика историка Зубова и экономиста Хазина. Откуда такой интерес? Полагаю, совпало. Хотя иногда кажется, что с актуализацией периода великой русской революции явный перебор. Пора эту историю приканчивать. Ну, в самом деле, столько лет прошло, а споры идут как про сегодня. Это как если бы отчаянно спорить? куда бы повернула страна победи декабристы, в каком-нибудь 1924 г. И ясно же, что в преддверии столетия тех событий интерес к ним будет только разогреваться, а количество публикаций расти.

Я также, как и многие дилетанты от истории, потратил время на изучение великой русской революции. В частности, многое прочитано из Сталина, о Сталине, и практически всё о Троцком и, конечно, его работы. Слушая аргументацию нынешних сталинистов, прекрасно понимаю, что они «Пастернака не читали, но осуждают». Троцкого они знают по произведениям Вышинского, и считают его: 1) врагом СССР; 2) душегубом русского народа и православной церкви.

Разубеждать никого не собираюсь, это даже хорошо, что обыватель так малообразован. Как сказано в Экклезиасте, — «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». И там же: «Всему своё время… время молчать, и время говорить».

Сейчас ещё время молчать.

Я только коснусь ещё одного «преступления» Троцкого, которое ему вменяют в вину обыватели, а именно — перманентной революции, его желания бросить русский (советский) народ в топку мировой революции. Это в продолжение к моему посту «Построение социализма водной стране» http://diletant.media/blogs/60866/546/

В 1935 г., после начала массовых чисток, Сталин решил, что необходима информационная экспансия в Европе. Для этого скупается европейская пресса, а для создания положительного образа вождя в СССР наняли французского писателя-пацифиста Анри Барбюса.

Барбюс изрёк ряд крылатых выражений и среди них вот такое: «Тот, кто защищает истину, не имеет права молчать!»

Ну, не знаю.

Барбюс официально был приглашён на VII конгресс Коминтерна, и должен был подправить первое издание биографии Сталина от 1930 г., с учётом выбытия ряда персонажей.

Как талантливый писатель он отлично справился с задачей: «…Человек с головою ученого, с лицом рабочего, в одежде простого крестьянина… Кто бы вы ни были, лучшее в вашей судьбе находится в руках этого человека. Он подлинный вождь, Сталин — это Ленин сегодня».

Впрочем, Барбюс детища своего, обновлённой биографии Сталина, так и не увидел, умер от пневмонии в московской больнице. Позднее уже ряд историков посчитали обстоятельства смерти Барбюса чрезвычайно подозрительными. Известно, что во Франции он был троцкистом вообще-то, хотя в России одну из глав книги назвал «Война с паразитической оппозицией».

Теперь отклонимся к Троцкому.

Был такой деятель при царской власти Артур Германович Рафалович. Рафалович служил у Витте, а потом и у Коковцова доверенным лицом по заключению займов во Франции.

Ещё в 1894 г. Рафалович вступил в контакт с Ротшильдом. Ротшильд порекомендовал ему банкира Якоба Шиффа, немецкого еврея, владельца банкирского дома «Кун, Леб и Ко». По этому каналу царское правительство подготавливало для себя займы во французских банках. Во время русско-японской войны, царское правительство поручило Рафаловичу также подкупить французские печатные издания с тем, чтобы они способствовали созданию общественного мнения об устойчивом экономическом положении России. После краха царизма Рафалович остался распорядителем государственных авуаров Российской империи на сумму 21 млн золотых рублей. Он много чего интересного делал, но среди прочего купил французскую газету Temps. И Temps была тайным рупором.

А вот что писал в 1935 г. Троцкий в своём дневнике.

«В 1925 (или 1924 г.?) Красин в качестве советского полпреда во Франции вёл переговоры с директором Temps и докладывал о них на зас[едании] Политбюро для получения необходимых директив. Предложения Temps были таковы: а) редакция через известное время посылает в Москву сотрудника, который начинает с критических, но спокойных по тону корреспонденции; б) в передовицах прекращается борьба против СССР; в) еще через неск[олько] месяцев (помнится, шесть) газета начинает вести дружественную СССР линию во внешней политике; г) корреспонденции из Москвы принимают благожелательный характер; д) во второй передовице - внутренняя политика -- редакция сохраняет полную самостоятельность в критике большевизма; е) сов[етское] пр[авительство] платит Temps миллион франков в год. Красин начал с полумиллиона, дошел до 750 000 (на этом остановились переговоры) и спрашивал теперь Политбюро, идти ли дальше. Вопрос был решен отрицательно… Кто даст себе труд просмотреть Temps за 1933−34 год, тот увидит, что сделка была реализована полностью, лишь с запозданием на 9 лет».

Рафалович умер ещё в 1921 г., но дело с успехом продолжали его контрагенты. Temps публиковала статьи о «троцкистском следе» в убийстве Кирова, и вообще в оправдательном ключе описывала громкие московские процессы 30-х годов. Но это всего лишь информация к размышлению.

Что для меня любопытно в современной российской политике, так это фактически сложившаяся государственная идеология. Причём сложилась она на историческом фундаменте, т. е. не является новацией. Черты её легко узнаваемы — русский империализм, православие, самодержавие, народность. Да-да, народность, не хуже той крепостной «народности», что была сформулирована графом Уваровым, министром просвещения при Николае I.

В парадигму триады удобно укладывается и теория «плохой Троцкий (переворот 1917 г.) и хороший Сталин (восстановление империи)».

А нынешнее министерство просвещения продолжает работу на этой ниве, усердно продвигая идеалы триады, прежде всего в кинематографе. Время от времени в мертвящей тишине русского кино раздаётся громкий хруст французской булки.

Впрочем, недавно прошла информация, что продюсером Роднянским снимается грандиозный сериал про Троцкого «Враг СССР», видимо, к столетию событий. Боюсь и представить, что это будет. Поменяется ли что.

Тогда напоследок ещё Барбюс. Фрагмент произведения «Правдивые повести». Где-то в Румынии, в тёмных подвалах сигуранцы. Посетительница пришла к узнику, отсидевшему шесть лет в одиночке, который жадно спрашивает:

«— Что же, в России большевики еще у власти? — Да! — крикнула она. Но сторож резко оборвал их: — Никаких политических разговоров, слышь, ты! Молчание. Потом она, наконец, спросила: — Не надо ли тебе чего, товарищ Бужор? — Нет, — сказал он, — теперь я счастлив».

Комментарии 37

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
Алла Златомрежева 16.05.2016 | 09:4009:40

Семён, видели? Троцкий даже реанимировал рубрику Эссе - там тоже Троцкий в гробу вертится..

imya rek 16.05.2016 | 13:2213:22

На свой просто уточняющий вопрос "Опять?" я получил некий вал минусов от чересчур эмоциональных посетителей рубрики "Блоги".
Ладно, думаю, только рубрика "Эссе" сможет уточнить ответ. - Да, опять.

Алла Златомрежева 16.05.2016 | 13:3213:32

Минусы, Андрей, это не вашему вопросу или ответу, уточнению или разъяснению,
минусы вам - это "такую личную неприязнь испытываю, кушать не могу"...
Минусы - это глубоко личное :)
(Да я и сама вся всю дорогу в минусАх, как в шелках, пустячок, а приятно)

- Андрей, уже купаетесь в Волге? (минус, минус, минус, минус....)
- Да нет, я в Москве был, около Коломенского купался. (минус, минус, минус, минус, минус...)

imya rek 16.05.2016 | 13:4213:42

Да, Алла, я обратил внимание. Очень, думаю, мне приятно находиться в одной лодке с Аллой - ей минусы и мне минусы. Значит, мы в одной команде (типа того)). С Вами, Алла, в одной команде побыть я не против (уж не знаю как Вам со мной... )))

Алла Златомрежева 16.05.2016 | 14:0814:08

да ладно, все мы тут в одном курятнике (ноу-хау от лоновиллы, где же она), муравейнике, серпентарии...
"Блохи всегда найдут своих собак", - как сказал бы Ларни в пересказе Аркадия, кстати, он (А.К.) обиделся. Зря.

imya rek 16.05.2016 | 14:4414:44

Не.
Одни "гребут в одну сторону", другие - в другую.
Вот и болтаемся на одном месте (или кружимся по кругу - закольцованно, как пони в цирке по кругу)))

Mishel Tabachnick 14.05.2016 | 22:4522:45

Интересно, не знал, что Барбюсс умер в Москве. Писатель он был довольно средний, прославил его роман "Огонь", он ведь прошёл окопы первой мировой (хотя какой это роман, так, зарисовки, но удалось передать атмосферу того периода). Благодаря Москве стал известным, вот и старался. Что касается Троцкого, у меня впечатление, что Сталин в основном осуществил его программу.. Впрочем, не читал, возможно, и ошибаюсь.

Алла Златомрежева 15.05.2016 | 10:1310:13

А похоронен товарищ Барбюс (посмотрела в сети) в Пер-Лашезе и на могиле его памятник из родонита - камня, третьего по величине в мире. Для друга Барбюса ничего не жалко (наверное, первые два камня уже были заняты)...

Mishel Tabachnick 15.05.2016 | 22:2522:25

Вот это да! Но ему, собственно, всё равно. Хотя попал во все советские издания по франйузской литературе. Попробуй не напиши. Даже в отличном 4-х-томнике издания АН его огромный портрет. Думаю, могила нобелевского лауреата Бунина там же выглядит скромнее.

Алла Златомрежева 15.05.2016 | 23:1623:16

Ну, скромность не удел пламенных революционеров. Троцкий, например, после революции облюбовал себе... Архангельское, бывшую усадьбу Юсуповых, работал в кабинете князя...
Сейчас точно не помню, давно не читала - в "Ханском огне" у Булгакова то ли есть упоминание про высокопоставленного чиновника, когда слуга встречается с бывшим хозяином, то ли только собирался вставить в сюжет.

Семён Рошаль 16.05.2016 | 14:4314:43

алла, про архангельское не совсем так

Алла Златомрежева 16.05.2016 | 15:0315:03

а как? я в молодости даже от экскурсовода тамошнего слышала про Троцкого, выезжающего из парадных ворот... Хотя, может, что-то на что-то у меня в в памяти наложилось :)
поскольку на сайте у них нет упоминаний..

Семён Рошаль 16.05.2016 | 15:5915:59

усадьба юсупова с 1919 г. музей. с посетителями. троцкий жил в музее? как я понимаю, после начала гражданской войны там была ставка ркка. а он жил на госдаче в селе архангельское неподалёку. сейчас это черта города, кажется

Алла Златомрежева 16.05.2016 | 16:4416:44

нет, все эти лакомые кусочки, что близко к Архангельскому, Ильинское, Захарково и проч. - не черта города... пока

Пётр Патрусов 14.05.2016 | 15:1015:10

Но лайк поставлю, так как написано хорошо и не тенденциозно.