«Спасение Арсинои»

Опубликовано: 23 октября 2015 в 10:53 Распечатать Сохранить в PDF

Тинторетто. «Спасение Арсинои». 153×251см, холст, масло. Дрезденская галерея.

На редкость загадочная картина. Здесь непонятно всё: формат, в который с трудом вписывается лодка, поведение героев и их внешний вид. Но по порядку…

Итак, спасение Арсинои. Кто она? С одной стороны, Арсиноя — героиня древнегреческого эпоса. Не самая заметная, прямо скажем, но всё же. Причём героиня, в каких-то подвигах не замеченная. Так что предположить её участие в данном эпизоде несколько затруднительно. Есть и другая Арсиноя, с гораздо более насыщенной биографией — младшая сестра Клеопатры, всячески гонимая и преследуемая своей царственной родственницей. Кстати, было за что, ибо эта Арсиноя вполне обоснованно предъявляла претензии на египетский престол и была очень опасна самим фактом своего существования. Вот её-то могли заточить в темницу и держать там до скончания века. Нечто подобное, как известно, широко практиковалось в Средневековье. Поэтому нет ничего удивительного, что в XIII веке появилась французская повесть о злоключениях Арсинои, которую, видимо, Тинторетто и имел ввиду, когда писал свою картину. Что ж, будем исходить из этого предположения.

Тинторетто — художник необычный: как для венецианской живописи второй половины XVI века, так и всего итальянского Возрождения. Его легко узнать, хотя бы по весьма своеобразной манере изображения обнажённых женских тел. Мне видится в этих картинно позирующих фигурах сильное влияние маньеризма. Некую нарочитость, искусственность своей живописи Тинторетто не скрывает и всячески демонстрирует и подчёркивает. Вот и здесь. Одна из героинь (видимо — Арсиноя) в свойственной художнику манере приобняла не то чтобы обескураженного, а прямо-таки потрясённого таким поведением рыцаря-освободителя. Не могу сказать, что я не хотел бы оказаться на его месте, но такого бы тоже не ожидал. Видать, соскучилась, несчастная. Всё-таки, пребывание в темнице — не сахар.

Но неизбежен вопрос: почему женщины обнажены? В тех источниках, что мне встретились, объяснение очень простое: им пришлось раздеться, потому что иначе они не пролезали в окошко темницы. Объяснение логичное, но не совсем понятное. Это ж не Сибирь, и пленницы явно не использовали в качестве одежды ватник или овечий тулуп. К тому же, они не освободились от цепей. Хотя здесь всё более или менее нормально. В таких оковах далеко не уплывёшь. Если, конечно, поблизости не окажется какого-нибудь плавсредства. Видимо, исключительно по гуманным соображениям тюремщики не стали прибивать цепи к стенам камеры и поплатились — узницы сбежали при первом удобном случае.

Но почему столь равнодушен к прекрасному полу молодой человек с веслом? Да и рыцарь… Он что, впервые столкнулся с обнажённой женщиной? Может, он вообще уже пожалел, что здесь очутился? А она… Смотрит на беднягу, словно это предмет обихода, нужный позарез. Служанку же вообще ничего не интересует, кроме кандальной цепи, с которой ей явно не справиться. И вряд ли кто-нибудь поможет…

Единственное объяснение происходящему я вижу в следующем: и слуга рыцаря, и служанка Арсинои — люди подневольные, а потому безучастные, равнодушные. Все эмоции достались их господам, но и те не способны на выражение простых человеческих чувств. Ну, хотя бы радости от нежданной встречи, или от обретения свободы, или от исполненного рыцарского долга. Такая вот печальная картина. Тинторетто не питает иллюзий насчёт человеческого благородства, а к рыцарству и вовсе относится скептически, если не иронически. И это ещё не самое худшее. Можно узреть и вовсе убийственную параллель. Рыцарь в своих латах едва ль не сливается с рустованной башней-темницей. Само собой напрашивается вывод: прекрасная женщина, только что покинувшая одну тюрьму, спешит-торопится оказаться в другой. Причём рыцарь к этому совершенно не готов. Но куда там…

Уж не себя ли изобразил художник в столь отчаянном положении? Мало ли…

Комментарии 42

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
Сергей Черкевич 25.10.2015 | 14:5314:53

Никакой "обнаженки" тут нет; сюжет античный, а эллины такого слова и не слыхали.
Борис, здравствуйте, опять. Про К. Малевича я, конечно, не всерьёз. Вспомнил книгу М. Веллера "Эстетика энергоэволюционизма". Там он клеймит абстракционизм. Суть такая : композиция в картине важна, фигуры людей и предметы нужно расположить красиво. Цвета на картине должны сочетаться. Кто спорит? Абстракционисты доказывают, что это и есть искусство (т.е. его мёртвая схема) . Веллер говорит, что это - демагогия, потому что изображать, всё равно, нужно людей и предметы. "Спасение Арсинои" это не сумма цветных пятен и не схема расположения фигур.

Борис Вараксин 25.10.2015 | 15:4215:42

Ну да, есть такие "ценители" искусства, для которых что тушёнка, что обнажёнка - одно и то же. Во дворе за бутылкой портвейна надо же о чём-то говорить. Вот и обсуждают, хвастают познаниями в искусстве... Про Веллера не знаю, но на его мнение не ориентируюсь. Его интересно слушать (сам процесс), но и выводы у него сомнительные, и резоны - тоже... Он считает, что изображать нужно людей и предметы, то есть - конкретные объекты. Абстракционисты пытаются обращаться напрямую к чувствам и эмоциям, минуя стадию воссоздания конкретного объекта. Мотивировать это можно тем, что создаётся не сам объект, а лишь его иллюзия. Так зачем создавать иллюзию для того, чтобы после этого возникла эмоция? Можно ведь и сразу, напрямую, эту самую эмоцию... Спорить здесь можно до посинения и ничего не добиться. У каждого - свой взгляд. Что же касается "Спасения Арсинои", то расположение цветов здесь тщательно продумано. Ведь картина при всей её неуравновешенности не производит негативного впечатления. Значит, художник сумел снивелировать дисбаланс масс определённым расположением цветов. Это - высокое мастерство.

Сергей Черкевич 24.10.2015 | 22:1922:19

Борис, здравствуйте. Вот, сейчас я отправлю своё сообщение, и текст Аркадия исчезнет... Про картину Тинторетто уже все всё сказали. Я же увидел в ней "Чёрный квадрат" Малевича. Тюремная стена занимает чуть более половины картины. Тёмные латы рыцаря делают его незаметным на фоне стены. Две женские фигуры нужны здесь как два светлых пятна, отвлекающих наше внимание от рыцаря. Два светлых пятна и одно красное (лодочник) образуют треугольник в центре картины. Лодка, прямой линией, делит пространство пополам, по диагонали. Был бы К. Малевич, то назвал бы картину "Супрематический треугольник" и "Чёрный квадрат".

Борис Вараксин 25.10.2015 | 09:2009:20

Приветствую, Сергей! Если попробовать проанализировать картину на предмет её анатомии (что всегда ужасно интересно, а у Тинторетто - в особенности), то тут я бы сказал следующее. Картина представляется крайне неуравновешенной. Практически вся масса отнесена в левую часть (тяжеленная башня и половина действующих лиц). Справа - лишь юноша на вёслах, элегантный нос лодки и морской простор. Кстати, сидящая женщина - точно посередине. Т.е. из развесовки выпадает, что выдаёт очень тщательную работу художника над балансировкой картины. Получается, подобная комбинация сделана намеренно. За этим может стоять прочтение сюжета. Тёмная, тяжёлая левая часть сменяется лёгкой, полной воздуха и света... Мы испытываем ощущения узника, покидающего темницу. Мрак сменяется тугим напором морского ветра. И для этого оказывается нужным совсем немного. Мне эта картина сразу показалась экспериментальной, и кажется, я не ошибся. Конечно, интересно, что бы узрел на этой картине Малевич. Возможно, Вы и правы. Тут ведь надо взглянуть на картину "вживую". Издалека, вблизи. Живой контакт о многом может рассказать...

Борис Вараксин 25.10.2015 | 09:4309:43

Кстати, тут ведь можно углядеть ещё одну деталь. Героинь может быть вовсе не две, а одна. Т.е. обе женщины - это Арсиноя. Только сперва она спускается по верёвочной лестнице, а потом сидит, разглядывая кандалы на ногах. Этот вывод можно сделать по той детали, что лицо сидящей женщины - точнёхонько посередине полотна. А это указывает, что она и есть главная героиня. И ещё. Море с корабликом вдалеке выглядит так, словно это вид из окна. Возможно, и камеры. Вот такие вот наблюдения...

Инга Инга 25.10.2015 | 14:0214:02

Не могла вспомнить, у кого же я читала очень хороший очерк о Тинторетто. А сегодня почему-то возникло: художник превращает кистью тело в душу. Пошла искать и, вот, нашла - у Нагибина в "Итальянской тетради". Правда тут трудно сказать что-то о душе, скорее, виртуозно написана кожа. Нагибин тоже вспоминает о "Концерте" Джорджоне. Еще там очень хорошее высказывание Вазари приведено: если рассматривать некоторые картины венецианца в целом, то они вызывают изумление, а если изучать отдельные их части, то кажется, что они написаны в шутку. Что-то в этом есть, если вспомнить "Чудо со св. Марком" или "Омовение ног"...
И мне тоже показалось странным, что первая спаслась служанка. Некое противоречие.Да и прическа, и цвет волос героинь - одинаковы,кажется. Думаю, вполне возможно, что героиня одна, т.е. повествование протянутое во времени: подплывающий кораблик-зыбкая надежда --рискованное освобождение из башни--освобождение от цепей -- и опять взгляд на море, на кораблик- побег удался. Но море бурное, ненадежное. Побег увенчался успехом, только вот счастье героине он не принес - Арсиноя недолго правила, а вскоре и вообще была убита.
А еще у Нагибина целый пассаж про экспрессию у венецианцев. Динамическая мощь, летящая живопись Тинторетто – следствие венецианской архитектуры: улочки-щели меж крошечных площадей, даже в гондоле жеста резкого себе не позволишь. Тоска неподвижности причиняет страдания творческим натурам. Отсюда вихревое движение на полотне.

Борис Вараксин 25.10.2015 | 15:1115:11

К сожалению, не читал Нагибина. Но, вполне возможно, со многим сказанном им согласился бы. Экспрессия у Тинторетто? Да, это есть. Тинторетто во многих своих произведениях просто насыщает живописное пространство энергией. Для венецианцев это несколько необычно. Динамизм не очень им свойственен. В принципе, картину Тинторетто "Море галилейское" многие считают предтечей современного экспрессионизма. Там, где вода становится чуть ли не чёрной. Кажется, она находится в Вашингтонской нац. галерее. Так что художник интересный...

Борис Вараксин 24.10.2015 | 12:0612:06

Евгении на 11:04. С вызывающим сверканием тел всё несколько сложнее. Издержки сначала фотографии, а потом компьютерной коррекции. Конечно же, у Тинторетто такой яркости нет. У него нагота показана просто изумительно - мягко, с восхитительной карнацией. Даже на иллюстрации это выглядит прелестно. Что уж говорить о подлиннике, который, конечно же, надобно созерцать вживую. Я о собственно живописи стараюсь не писать. Это будет выглядеть несколько нелепо с моей стороны. Я пытаюсь улавливать смыслы. Что же касается рыцаря... Ну, тут я с Вами вынужден согласиться. Как-то странно он выглядит. Но опять же - таков взгляд художника. И у рыцаря, собственно, нет выхода. Он просто обязан быть во всеоружии. Всегда и везде. Даже тогда, если малейший толчок - и он камнем пойдёт на дно. Такова судьба любого настоящего рыцаря... Что же касается избавления от ставших ненужными провожатых... Нет, тут я согласиться не могу. Наоборот! Этот рыцарь, при всей его комичности, Арсиною вполне устраивает. Ишь, как хищно впилась в него взглядом. Нет, этим дамам полная свобода ни к чему. Селяви...

Евгения Полянцева 24.10.2015 | 14:1514:15

-Ну вы... реально... -этот самый рыцарь... -Чего это Арсиное его разглядывать... -Они что , мало знакомы.. , или в первый раз видят друг друга..? -Тогда вообще... -из-за чего весь этот сыр-бор..?
-Рыцарь уже давно сделал свой выбор... -и уже давно готов быть "ручным"... -И даже .., если он и открыл "ящик Пандоры" , то не скоро решится на что либо радикальное...
-Художник Тинторетто и подчёркивает это... -закованный в железные латы с ног до головы "храбрый рыцарь" просто трепещет в руках абсолютно обнажённой и беззащитной женщины... -Ни о каком-то там "бунте" не может быть и речи... -этот рыцарь просто становится слугой Арсинои и она так своеобразненько и "посвящает" его в... свои слуги... -Вот и служанке всё это не в диковинку... -всё довольно обыденно... -Она уже привыкла к этим очередным шалостям своей хозяйки... -её больше интересуют кандалы.., чем очередная куртуазность своей хозяйки...

Евгения Полянцева 24.10.2015 | 13:1913:19


-Да нет... -Кесарю-Кесарево.., а Рыцарю -Рыцарево... -На картине рыцарь служит исключительно последней "ступенькой" этой верёвочной лесенки , по которой спустились эти дамы.... -его функция исчерпана... -Ещё лодочник нужен этим дамам , а рыцарь уже отработанный материал... -Скорее всего он потратил свои последние "динарии" на организацию побега и у него больше ничего нет "за душой"... -Да и наверное он и не рыцарь вовсе (как таковой) .., а страж этой тюрьмы , решившийся на предательство своих служебных функций... -И спустился помочь этим дамам преодолеть лестицу... -Жалко его ,., но в этой лодке ... -он явно лишний... -Настала "очередь" лодочника...

Борис Вараксин 24.10.2015 | 13:4013:40

Здесь мы расходимся, что для меня несколько странно. Картина-то о выборе, делаемом не мужчиной, а женщиной. Обычно ведь как? Рыцарь прибегает (прилетает), спасает, после чего получает заслуженную награду - руку и сердце спасённой, которая при этом непременно оказывается писаной красавицей и всё такое прочее. Таков стереотип рыцарских романов. Здесь же - всё по-другому. Да, в данном случае рыцарь приплыл, освободил... Самое время повнимательнее взглянуть на Арсиною, убедиться, что у неё всё так, как и должно быть, после чего - извольте под венец. Вместо этого (и предполагаемой благодарности) - иди-ка сюда, милый! Ну, и что ты из себя представляешь? Так... Бородёнка, конечно, не фонтан, но так и быть, пойдёшь со мной. Как куда? Куда скажу! Теперь я буду решать, в какой руке ложку держать. Ну, чё ты скуксился? Глянь, какая я... Не нравлюсь, что ли?
Он (голосом волка из известного мультфильма): Нравишься, нравишься... Только отпусти чуток. Я ж не выдержу...