Мечты о священном городе
В 1187 году мусульмане отвоевали у крестоносцев Иерусалим. С тех пор несколько поколений европейцев пытались взять реванш. Фридрих Барбаросса, Ричард Львиное Сердце, Филипп II Август и другие христианские государи безуспешно организовывали походы на восток. Неудачная война Людовика Святого в Египте была очередным звеном в цепи этих неудач.
Вернувшись во Францию в 1254 году, король погрузился во внутренние дела страны. Однако забывать о Святой земле он вовсе не собирался. Монарх посылал в восточные владения крестоносцев деньги и лелеял мечту о новом походе. Для его начала следовало получить согласие папы римского. Понтифик Климент IV одобрил намерения короля. В 1270 году в Париж прибыл легат Рауль.
Представитель Рима привез в Сен-Дени терновый венец, котомку паломника и посох. Все эти регалии являлись знаками особого отличия Людовика, символами поддержки Церкви. После необходимой церемонии король вместе с многочисленными вассалами покинул Париж. В пути к нему должен был присоединиться старший сын английского короля Эдуард (будущий Эдуард I Длинноногий), однако тот примкнул к французской армии уже под занавес войны.
Христианская уния
Планируя Восьмой крестовый поход, Людовик отказался от традиционного направления в Святую землю или Египет. Его замысел — атаковать Тунис — был неожиданным. Король надеялся, что таким образом получится разорвать мусульманские владения от Испании до Ближнего Востока на две части.
Крестоносцы два месяца прождали генуэзские корабли и наконец в июле 1270 года отплыли из порта Эг-Морт. Людовик сообщил о предстоящем маршруте только после сбора судов. Высадка на африканском побережье состоялась в гавани в 25 километрах от Туниса (одноименной столицы страны). Лагерь был разбит на том самом месте, где в Античности находился грозный враг Рима Карфаген.
Прибыв на место, французы стали ждать подкреплений короля Неаполя и Сицилии Карла I Анжуйского — брата Людовика. Бездействующих крестоносцев атаковали мавры. Однако страшнее сражений оказались болезни, поразившие лагерь христиан. Простые солдаты, рыцари и феодалы умирали от дизентерии. Все они пили грязную воду. Французский король заболел одним из первых.
Людовик Святой успел принять посольство Михаила VIII Палеолога, отвоевавшего Константинополь у крестоносцев. Византийский император опасался атаки Карла Анжуйского и поэтому просил Людовика удержать брата от нападения. Взамен Михаил обещал объединить католическую и православную церкви. Французский король всерьез отнесся к предложению. Уния была заключена на Лионском соборе в 1274 году, уже после его кончины. Правда, действовала она недолго.
Болезнь, охватившая стоянку крестоносцев, унесла жизнь любимого сына короля Жана Тристана. Затем скончался папский легат Рауль. А 25 августа наступила очередь Людовика Святого. Последними словами защитника христиан была фраза: «О Иерусалим, Иерусалим!». Королю так и не пришлось побывать в священном городе.
Бесполезная победа
Вскоре после смерти Людовика в Африку прибыл Карл Анжуйский. Современники считали его выдающимся полководцем, чего нельзя было сказать о покойном французском короле. Во главе армии Карл одержал победу у стен Туниса. Эмир Мухаммад аль-Мунтасир принялся просить мир. Ранее правитель Туниса платил Сицилийскому королевству дань. Он обещал продолжить платежи, отдать недоимки за пропущенные годы и откупился от христиан дополнительной большой контрибуцией. 30 октября 1270 года было подписано перемирие на 10 лет.
Тяжело выстраданная победа не дала крестоносцам ни завоеваний, ни опорной базы для будущего нападения на Египет. У них хватило сил завоевать Тунис, но удержать его после всех свалившихся бед не представлялось возможным. Попав в Африку, Карл понял, что делать там ему нечего. В отличие от брата, амбициозный полководец связывал свое будущее с повторным завоеванием Константинополя.
Восьмой крестовый поход стоил французской королевской семье больших жертв. Вместе с Людовиком в Африку отправился еще один его сын — Филипп, ставший теперь Филиппом III. В Париж он привез останки брата, отца и супруги. Умерли многие преданные вассалы короны.
Собиравшийся присоединиться к Людовику английский принц Эдуард прибыл в Тунис, когда французы уже возвращались домой. Новый лидер крестоносцев зазимовал у Карла Анжуйского на Сицилии, а затем возглавил последний крупный Девятый поход в Святую землю. К этому времени идея священной войны с мусульманами уже растеряла свою былую популярность. Неудачи деморализовали крестоносцев. Европейские феодалы больше не хотели спонсировать дорогостоящие и провальные войны. Уже поход в Тунис финансировался только за счет Людовика Святого. Акра — последний христианский оплот на Ближнем Востоке — пала в 1291 году.