Вопросы:
1
Что такое исторический миф?
Михаил Шнейдер
Исторические мифы — это некие суждения, которые опираются не на факты, а на стереотипы, апокрифы, на то, что где-то кто-то что-то слышал. И в результате даже реальным историческим фактам дается интерпретация, не имеющая ничего общего с тем, что происходило на самом деле. Как правило, это происходит тогда, когда хочется из не очень приятного факта вытащить что-нибудь замечательное.
Николай Стариков
Бывают исторические мифы наподобие мифов Древней Греции, которые сформировались на основании истории, культуры и стали уже частью культурного слоя определенного народа. Однако чаще всего под «историческими мифами» подразумевают о сознательно создаваемых исторических мифах, направленных на разрушение народов. Вот с этими вторыми — искусственно созданными и вредоносными мифами — конечно же, нужно бороться.
2
Как возникают исторические мифы?
Михаил Шнейдер
Очень по-разному. Иногда это происходит потому, что та или иная страница истории конкретной страны оказывается белым пятном: недостаточно источников, или существующие источники взаимоисключают друг друга, или эти источники создавались по чему-то заказу. Например, теперь абсолютно очевидно, что «Повесть временных лет» невозможно воспринимать как полностью достоверный исторический источник, хотя долгое время она считалась как чуть ли не единственным по истории Киевской Руси. Чаще всего это связано с белыми пятнами. А дальше на них начинают «плясать» разные люди: или выполняя чей-то заказ, или добросовестно искренне заблуждаясь. И как правило, миф формируется теплым, приятным. Например, есть идея — гордиться своей историей. Однако ни одна страна в мире не может похвастаться абсолютно безупречной историей: в истории каждой страны обязательно происходило нечто такое, чем гордиться точно не стоит. Но если очень хочется гордиться, то тогда и возникают подобные исторические мифы. Иногда люди совершенно сознательно над этим работают: пишут целые книги, доказывая, что это вовсе не миф, а реальность. В 20-м же веке чаще всего мифы создавались с помощью кинематографа. Например, фильм «Иван Грозный» Эйзенштейна. Первая серия — это типичный миф, созданный по заказу. Иван Грозный — это собиратель русских земель, патриот и т.д. А массовые казни его политических противников — это абсолютно естественный процесс. Во второй же серии Эйзенштейн попытался сказать правду. И если обе серии смотреть подряд, то видно, как они явно противоречат друг другу. Сегодня же на первый план, разумеется, выходит Интернет. И в этом плане мифотворцам стало намного легче.
Николай Стариков
Я очень хочу подчеркнуть, что все-таки понятие «миф» скорее относится к Древней Греции. Когда же сознательно в каких-то структурах, ведущих информационную войну, специально создаются исторические враки, направленные на разрушение ментального кода, — это совсем другое. В этом случае используется полуправда, прямая ложь. И целью является фактически дегероизация героев и создание ситуаций, героизм становится вроде как бессмысленным деянием.
3
Нужно ли бороться с историческими мифами?
Михаил Шнейдер
Бороться с историческими мифами нужно: все-таки лучше знать правду. И делать это нужно с помощью образования, а образование должно быть таким, чтобы сначала дети, а потом и взрослые могли бы формировать свою точку зрения, опираясь на реальные источники и факты. В этом смысле не должно быть никаких ограничений и навязывания каких-то концепций.
Николай Стариков
Средство борьбы с вампирами — это святая вода. Средство борьбы с исторической ложью — это историческая правда.
4
Всегда ли исторические мифы во вред?
Михаил Шнейдер
Конечно, лучше читать книги с мифами, чем пить водку. С этим никто не будет спорить. Но если все-таки говорить серьезно, то я не считаю, что исторические мифы несут в себе какой-то положительный заряд. Одно дело — не забывать своих героев и свои достижения. И совеем другое — придумывать то, чего не было, потому что в конечном счете кривые представления о прошлом могут привести к кривым представлениям о будущем. Все-таки история нас учит не повторять ошибок прошлого. Другое дело, что мало кто учится, но это уже особенность человеческого восприятия. И кстати, должен отметить, что особенно исторические мифы любят страны с достаточно короткой историей, у которых по тем или иным причинам нет древности, нет Средневековья. Странам же с такой долгой, тысячелетней историей (таким, как Россия, например) и так есть чем гордиться.
Николай Стариков
В том смысле, в каком мы с вами используем термин «исторические мифы» (специально созданные вредоносные, лживые утверждения), они не могут быть направлены на пользу.
5
Почему люди верят в исторические мифы?
Михаил Шнейдер
Каждому нормальному человеку искренне хочется, чтобы история его страны была по возможности лишена кровавых страниц, подлостей, мерзостей и т.д., чтобы этой историей можно было бы гордиться. В общем-то не только неумеренные патриоты, но и просто любой нормальный русский человек гордится достижениями русской культуры 19 века — это вполне естественно, потому что наша страна подарила миру целую плеяду великих людей. Но к сожалению, не все периоды российской истории настолько замечательны. Не будем забывать и о том, что, к сожалению, средний образовательный уровень обывателя в любой стране крайне невысок. И если человек верит, когда ему авторитетные люди рассказывают абсолютные небылицы, тем более если они совпадают с его чувствами. Понятно, что все мы хотим слушать только приятные вещи и наоборот не слышать неприятные. Когда же общество на протяжении многих десятилетий живет в каких-то мифах (например, как средневековое или советское общество 1930-х), то миф — это самое простое, что может увлечь человека.
Николай Стариков
К сожалению, человек имеет определенное устройство психики, которое используется манипуляторами. Как говорил еще Геббельс: «Повторяйте, повторяйте, повторяйте любую ложь и в итоге человек в нее поверит». Если со всех сторон человеку навязывать лживое представление о реальности, большинство людей могут в это с легкостью поверить. Результаты такой политики мы видим сегодня на Украине, когда была создана совершенно новая информационная реальность, не имеющая ничего общего с настоящей.
Товарищу Старикову я бы посоветовал заниматься только и исключительно делами антимайданными. Здесь его способностям будет где развернуться...
Стариков в ответе на первый вопрос был точнее, потом скатился в болото примитивнейшего морализма. В ответах на остальные четыре вопроса директор гимназии был на порядок содержательнее общественно-политического деятеля.