Пару месяцев назад одна уважаемая газета поместила отчет о парламентских слушаниях, посвященных патриотическому воспитанию. В основном в заметке речь шла о публичной перепалке сопредседателей движения «Бессмертный полк» — народного артиста Василия Ланового и депутата Госдумы Николая Земцова, которые не поделили между собой полномочия. Включая те, что касаются финансовых потоков, льющихся сквозь означенное движение с тех пор, как оно от общественных структур перешло к властным.

И вдруг в конце статьи под подзаголовком «Между тем» читаю: организаторы слушаний сообщили новые данные о потерях нашей страны в Великой Отечественной войне. Страшная цифра возросла до 41 миллиона 979 тысяч человек.

Как и полагается СМИ, газета самой структурой статьи отразила состояние умов нашего общества. Главное — дележка власти и денег. А «между тем», в перерывах этой неустанной борьбы, — пара слов о трагических страницах истории.

Стоит напомнить, что предыдущие оценки советских потерь во Второй мировой войне — звучали только из уст лидеров. Сначала Сталин принизил результаты своего «военного гения» до семи миллионов погибших. Развенчавший сталинские репрессии Хрущев поднял число жертв до 20 миллионов. Потом уже Горбачев установил, казалось бы, последний ориентир: 26,6 млн. погибших. Робкие попытки некоторых историков и демографов оспорить и эту цифру, указывая на фальсификацию всех сталинских переписей населения, оборачивались обвинениями в «ревизии», «непатриотизме» и вообще «услужении мировому империализму» (читай — пятая колонна).

И вот не где-нибудь, а в стенах Государственной думы звучит — «между тем» — сенсация: 42 миллиона жизней положено на алтарь Победы. И никого это не взволновало — ни зевающих депутатов, ни «агрессивно-послушное большинство» (вспомним перестройку), грозящее миру «Можем повторить!», ни высшую власть.

В связи с чем — несколько вопросов.

Это реальные данные или очередной фейк, понадобившийся для обоснования растущих масштабов «Бессмертного полка»?

Должны ли такие страшные цифры (если они верные) как-то менять наши представления о качестве управления страной и армией в годы Второй мировой войны? И, соответственно, о том, как (праздновать, отмечать, скорбеть — нужное подчеркнуть) день Победы?

Согласилось ли общество с Владимиром Мединским, сказавшим, что у Победы не может быть цены: сколько бы ни погибло — все жертвы оправданы?

Комментарии 24

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
Alexander Sokolov 06.06.2017 | 15:1415:14

Уважаемые Читатели и комментаторы "Дилетант". Вам не кажется, что споры о потерях в Великой Отечественной войне по своей сути не приносят сколь нибудь какого практического результата? Безусловно, потери Советской России в той страшной войне были колоссальны, но давайте не будем с Вами забывать о том, что Адольф Алоизович ещё на страницах своего небезизвестного труда по сути сформулировал политику 3-го рейха, выразившуюся в том, что Германии необходимо расширять свои территории именно на Восток. Восток - это Советская Россия, следовательно политика Гитлера имела своей целью захват территории с последующем уничтожением на этой захваченной территории коренного населения (План "Ост"). Таким образом, обвинения, направленные в адрес руководителей СССР периода той страшной войны по сути являются плевком в лицо всем тем, кто отдал свои жизни и здоровье в жертву ради своих детей и будущих поколений. Советский народ отстоял своё право остаться в истории, а "дорогие россияне" все пустили по ветру, как последние пропойцы. Лучше бы нам с Вами, уважаемые читатели и комментаторы разобраться в своём государстве - современной "свободной и демократической России", а не обвинять руководство СССР. Войну выиграл именно Советский народ (во главе с русским народом как державообразующим) под руководством Иосифа Виссарионовича Сталина - человека, прошедшего гражданскою войну и всей своей жизнью доказавшему верность заветам В.И. Ленина и трудящимся!!! А что сделали мы??? То-то и оно.

Pierre Legrand 27.05.2017 | 15:1715:17

Боевые потери Красной армии – 8,7 млн чел. Плюс 2,5 млн военнопленных погибли в фашистских лагерях (из общей цифры в 4,6 млн пленных). Потери дермании на советском фронте вместе с сателлитами ровно такие же – 8,7 млн. вкл 420 тысяч умерших в советском плену. На долю собственно немцев приходится 7,2 миллиона убитых и пропавших.
Смотрим на цифры и процент погибших в плену: больше половины советских – 2,5 млн из 4,6. И 420 тысяч из такого же количества (4,4 млн) немцев – менее 10 процентов! Отчетливо видно, где плановый геноцид, а где соблюдение международных правовых норм войны.

Борис Вараксин 27.05.2017 | 19:0219:02

Сталин мог бы облегчить участь советских военнопленных, если бы подписал Женевскую конвенцию 1929 года. Во всяком случае, у немцев тогда не было бы отговорки, что они не обязаны соблюдать Женевскую конвенцию в отношении советских солдат, попавших в плен. Однако, отцу народов было невыгодно более или менее гуманное отношение к советским людям. Они должны были бояться попасть в плен. То есть в отношении советских солдат проводилась политика кнута. А вот в отношении немцев проводилась политика пряника. И надо учитывать, что СССР был союзником демократических государств и просто не мог себе позволить такое же отношение к немцам, какое немцы демонстрировали по отношению к советским пленным. Так что немцам есть кого благодарить за человеческое к ним отношение, а вот советским благодарить некого...

Pierre Legrand 27.05.2017 | 15:1415:14

42 млн? Почему не 242? Как верно было замечено каким-то фашистом, "чем чудовищней ложь, тем быстрей в нее поверят". Любые статистические данные должны подкрепляться ОПУБЛИКОВАННЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ. По данному вопросу следует ожидать минимум 12 томов только таблиц, за каждой из которых должны стоить многотонные списки. При ИЗМЕНЕНИИ уже давно подсчитанных цифр, следует привести все новые источники, послужившие основанием для пересчета. И оба эти пункта должны быть опубликованы, официально, а не запущены посредством интернет-анекдота.

Татьяна Пелипейко 27.05.2017 | 16:4516:45

Pierre Legrand, тут не так все просто.
Помню, какое впечатление на меня произвели цифры в одном подмосковном краеведческом музее. Там в разделе о войне приводилось (привожу примерно, чтоб сейчас не пытаться искать где оно у меня зафиксировано): из нашего города ушло на ронт пять тысяч человек. Полторы тысячи погибло. А дальше: и две тысячи пропали без вести. Это сейчас приводится, когда вроде бы за все десятилетия могли бы разобраться.
И для сравнения: возле музея на Бородинском поле не так давно перезахоронили останки солдата русской армии, который в войне с Наполеоном был ранен и скончался в госпитале во Франции (!). Французы смогли дать только описание его формы (было зафиксировано там же и тогда же, то есть двести лет назад). Так вот, бородинские музейщики надеются выяснить его имя - по архивам той российской армии. То есть безвестных потерь было мало.