Между водой и небом

Опубликовано: 30 января 2016 в 13:31 Распечатать Сохранить в PDF

В этом посте не будет ни слова про Серебряный век, а также — про всех из этого века поэтов-писателей-художников вместе взятых. Блока обойду вообще за три версты (простите, Александр Александрович, ну не могу больше про вас писать, а пуще того — читать).

Кроме того, пусть царизм обрушит на меня весь свой монарший гнев, но сегодня обойдёмся без царизма. И без импрессионизма с модернизмом. Из «измов» будет только реализм, потому что в продолжение темы памятников (http://diletant.media/blogs/62458/269/) покажу реалистические (нос где надо нос, глаз как глаз, ну и тд) скульптуры, на этот раз — французские.

Из истории, коротко

Развитие этого края на озере Анси в Савойских Альпах началось в самом начале 11 века, когда король Рудольф III Бургундский по прозвищу Благочестивый подарил любимой жене в 1018 году, через 7 лет после свадьбы, обширные угодья по берегам озера. (Может, к тому же надеялся, что прекрасные горные и озёрные виды поспособствуют его браку, и жена подарит ему долгожданного наследника… Но, увы, брак так и остался бездетным).

Зато в том же году на пожертвования королевы на берегу озера в местечке Таллуар (Tallories) начали строить аббатство, и первым настоятелем его стал Жермен де Монфор, монах из аббатства Савиньи.

Вооон тот по центру снимка 4-этажный дом под красной крышей и есть то аббатство, ну, разумеется, много чего пережившее; сожжённое вместе с архивами наполеоновскими войсками в конце 18 века; во время 2МВ в нём был немецкий штаб; в 1944 году здание внесено в реестр «Исторические памятники». Сейчас внутри всё переоборудовано под отель 4*:

Уроженец Фландрии Жермен де Монфор изучал теологию в университете в Париже, потом стал монахом, а со строительством аббатства его призвали в Таллуар, где он прослужил настоятелем почти 15 лет.

Передав пост своему брату, Жермен отправился на Святую Землю, а по возвращении в родные пенаты стал отшельником, поселившись в ските в заросших лесом горах над озером. Где и прожил больше 35лет, молясь и исцеляя страждущих, которые шли и шли и шли к нему со всей округи. Первая часовня Сен-Жермен-сюр-Таллуар была построена ещё при его жизни неподалёку от его пещеры.

Умер в преклонном возрасте. Канонизирован 29 октября (день св. Жермена) 1621 года, когда Франциск Сальский (Saint Franquis de Sales) в паломническом туре перенёс мощи святого из Женевы в часовню рядом со скитом.

В бурные годы революционной ломки, когда часовню разрушили, мощи были спрятаны. Вновь отстроена в 1830-х, мощи возвращены, скит под горой расчищен и к концу 19 века культ св. Жермена — с новой силой…

На пути к часовне и скиту:

Что-то есть чаадаевское в его портрете:

Как святой Жермен испугал меня

В небольшой церкви был полумрак и тяжёлый запах сырости, несмотря на распахнутую дверь в плюс 20 по Цельсию. Никого, кроме нас, внутри не было. Это привычная ситуация: сколько бы раз мы ни заходили в небольшие местные католические церкви.

А до этой ещё и ехать по серпантину в горах на машине минут 30. Впрочем, будний день, ни службы, ни какого-то события, чего удивляться. Правда, эта церковь на особом счету: она значится на местной карте и в area light sights (достопримечательности по округе) отмечена как место паломничества.

Пока муж фотографировал алтарь с изображение святого Франциска Сальского и красивую Мать с распятием, я зашла в крохотную узкую боковую капеллу-усыпальницу, зацепившись глазом за ангела, вырастающего и объёмного облачка:

Потом опустила глаза и… отпрянула, встретившись глазами с Сен-Жерменом. Надгробие было как живой. То-то у меня было чувство, будто за мной кто-то наблюдал…

Спустимся на брега озера в сам Таллуар и будет продолжение, там тоже есть, например:

Фото В. Златомрежев

Комментарии 58

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
Алла Златомрежева 04.02.2016 | 19:1219:12

Тут продолжение, У озера - http://diletant.media/blogs/62458/391/

Александр Ткаченко 01.02.2016 | 23:0423:04

\\нельзя не отметить, что в трактовке отдельных статуй, особенно Луки, скульптор еще не освободился от традиционных приемов плоской резьбы. Фигуры евангелистов уплощены, почти распластаны на плоскости, и, несмотря на множество поворотов, движений и сложных жестов, скульптору не удалось достичь пространственного решения композиции. \\
это из вашей ссылки, Андрей (http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st018.shtml)

// Многие церкви в России в иконостасах украшались резными царскими дверями с горельефными изображениям...//

"горельефными"!! т.е. относительно выходящие из плоскости, но не круглая скульптура с реалистичностью, как в музее мадам Тюссо.

Мне кажется, здесь дело в различиях литургии, католической от православной. Вот в том, что в к. создаётся среда, дотошная, куда переносит себя молящийся. Отсюда, ему в помощь гиперреализм скульптур.
На Седьмом Вселенском соборе было сказано, что иконы, святые "только бы сделаны были приличным образом..." А дальше уже пошло поехало и почему-то одни ушли в экзальтированность, а другие в аскезу.


imya rek 01.02.2016 | 23:3723:37

Привет, Александр.
На горельеф я специально "ударил". Это так. Потому что горельеф - разновидность скульптурного (и именно - скульптурного) рельефа.
Как один из вариантов... скульптурности. )))
Что вовсе не отменяет и того, что "настоящей скульптуры", стопроцентной скульптуры" не было. Была и такая.
Чего только не было.

Александр Ткаченко 02.02.2016 | 00:1200:12

Привет, Андрей.
Да, чего только не было. Подождём же, пока Алла "спустится на брега озера в сам Таллуар" и покажет нам и что же там есть.

Алла Златомрежева 02.02.2016 | 00:2600:26

Ну, получается, что на брегах озера я видела (оказывается) и горельеф тоже :)
Впрочем, надо показать, чтобы взгляд профи определил - то не то :)

Александр Ткаченко 02.02.2016 | 00:1500:15

а тем временем, снявший в зеркале свой профиль Кузнецов, "косячит" дальше

Алла Златомрежева 02.02.2016 | 00:3100:31

Ну, он, я посмотрела, перекатывает сюда все свои опусы с портала региональных новостей
www.regnews.ru
А опусов у него много - что видит, то и поёт. Если по два поста в день - то долго ещё :)

Александр Ткаченко 02.02.2016 | 00:4600:46

опусов у него весь инет, Никулин. высота, например где только не гуляет, и не поёт он, а тупо репостит.

Алла Златомрежева 02.02.2016 | 09:0609:06

а зачем ему Дилетант? он, смотрю, в комментариях два раза огрызнулся, но - диалог или что по делу - нет, не участвует, ведь для этого нужно быть в теме (собственного) поста.
Бог бы с ним, только когда в Блогах многомного одного пустого профиля на всех страницах, не идёт это на пользу Блогам :(

Филип Филипыч 02.02.2016 | 02:1502:15

Троллит...

Алла Златомрежева 02.02.2016 | 09:0909:09

пусть потроллит. Гораздо интереснее, как новый редактор - будет ли обратная связь etc.

imya rek 01.02.2016 | 11:4111:41

Скульптура для России обычное дело.
Нет. Это не так.
----------------------------
Из статьи Е.Л. Тихомировой (Ярославль, 2006):

Костромской музей-заповедник обладает замечательной коллекцией культовой деревянной скульптуры XVII – XIX веков, которая начала формироваться еще в конце XIX в. учеными – краеведами КГУАК и КНОИМК. В начале XX века во вновь выстроенном роскошном здании Романовского художественного музея открылась первая выставка древнерусского искусства, и началось комплектование фондов, продолжавшееся на протяжении всего XX столетия. В результате собрание деревянной скульптуры стало значительным по количеству (около 250 единиц) и богатым интересными памятниками.

imya rek 01.02.2016 | 11:4211:42

До нас дошло значительное число как целых комплексов, так и отдельных произведений скульптурного декора этого времени.

http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st018.shtml

imya rek 01.02.2016 | 11:4311:43

Ну и...

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

..конечно

imya rek 01.02.2016 | 12:0212:02

Многие церкви в России в иконостасах украшались резными царскими дверями с горельефными изображениями евангелистов, благовещения, тайной вечери, которые создают самые разные решения. В картушах и на карнизах иконостасной рамы укреплялись скульптурные изображения ангелов, херувимов, апостолов. При этом резным декором украшалась преимущественно центральная часть иконостаса. Выделение центральной части иконостаса подчеркивалось установлением монументальной скульптурной композиции «Распятие с предстоящими». Эта система была закреплена Постановлением собора патриархов 1667 года.
См: Деяния московских соборов в 1666 – 1667 гг. – Москва, 1893, с. 21 - 22

Так.

Речка Лесная 01.02.2016 | 14:3314:33

Да, наверное, существовали как пережитки язычества. Вообще, вопрос спорный. Все же тенденция к запрету скульптур- во-первых. как к пережитку язычества, во-вторых- святые ведь не имеют плоти- то есть скульптура- это искажение истины, они есть ДУХ, а также они не отбрасывают тени в Царствии Божием Поэтому и возникает такой вопрос- мы на практике не видим в храмах множества скульптур, как у католиков. Это неспроста.

imya rek 01.02.2016 | 14:4914:49

Да, Лесная, да.
Вопрос действительно спорный. Даже так - не едино направленный.
Очень различные варианты - где-то именно "как пережиток язычества", в других случаях, как "влияние западной культуры".
Каждый случай требует особого рассмотрения.
Не однозначная история. да.