Дырка в ботинке Ильича

Опубликовано: 28 сентября 2016 в 17:46 Распечатать Сохранить в PDF

Нет, ну про то, что Ленин в быту неприхотлив был и один и тот же костюм мог годами носить, известно давно. Как начали после его смерти рисовать сусальный образ вождя пролетариата и безлошадного крестьянства, так и штамповали мемуары в стиле «А знаете, каким он скромным был».

Чего стоят, например, воспоминания Клары Цеткин (спасибо, товарищ Клара, за наше счастливое женское 8 Марта!), которая описывает свою встречу с Лениным в 1920-м после долгого перерыва. «Ленин показался мне не изменившимся, почти не постаревшим, я могла бы поклясться, что на нём был тот же скромный, тщательно вычищенный пиджак, который я видела на нём при нашей первой встрече в 1907 году на всемирном конгрессе II Интернационала в Штутгарте».

Жалко, что не поклялась, а то бы товарищи шведские коммунисты напомнили ей, как они в апреле 1917-го купили в очень буржуазном и очень дорогом торговом центре Стокгольма костюм для товарища Ленина — чтобы в революцию не стыдно было въехать.

Про костюм пишет и Н. В. Валентинов-Вольский (много встречавшийся с Лениным и в эмиграции и в России). «Не было беспорядка в его дешёвом, но всегда чистом костюме. Плохо держащуюся пуговицу пиджака или брюк иногда укреплял собственноручно, не обращаясь к Крупской. Елизавета Васильевна находила, что он это делал лучше, чем её дочь. Если на костюме появлялись пятна, он старался немедленно вывести их бензином».

А вот про брешь на судьбоносной ноге ничего мемуарного не попадалось, иначе бы запомнилось, как валенки, в которых маленький кудряш бегал по ледяной горке… (Но тема вполне себе журфиксная, открытая).

О чём, собственно, речь? Вот стихотворение 1935 года Бертольда Брехта (перевод Б. Слуцкого):

Ещё есть перевод Е. Герфа:

Вы, кто возводит Ильичу памятник в 20 метров/ На крыше Дворца профсоюзов,

Не забудьте, что у него в ботинке/ Была дыра бедняка — это многие помнят.

Я знаю, на Запад хотят повернуть ботинок,/ Где многим этой дырой

Будет близок Ильич так же, как бедному — бедный.

(Дворец профсоюзов = Дворец Советов, макет которого Брехту показывали. Весной 1935 масштаб стройки можно было представить не только по макету: в центре Москвы на месте храма ХС уже зиял гигантский котлован с закладываемым фундаментом).

Так что же значит у Брехта знак нужды — дырка в ботинке? Просто поэтическая метафора? Чтобы понятен был упрёк: зачем на такой заоблачной высоте ставить Ленина и тем самым делать его страшно далёким от народа, в то время как он как бедный — бедному народу близок.

А с другой стороны, зачем тогда писать многие? Многие помнят, по свидетельству многих… В таком случае, если учесть, что стихи написаны им в Москве в 1935, ужасно интересно, откуда он взял — про дырку?

Когда Бертольд был маленький

Брехт с Лениным не встречался (ну, если только в Мавзолее, куда с ритуальным упорством водили всех иностранных гостей). Возможная встреча двух марксистов могла быть, если бы родился Брехт не в 1898 году, а на десяток-другой раньше, тогда с Ильичём мог пересечься, например, в Мюнхене, где в 1902 из «Искры» старались (на горе всем буржуям) мировой пожар раздуть.

Ну, или если бы революция в России свершилась попозже, тогда Ленин задержался бы на Западе, а то как покинул буржуинство в апреле 1917, везя в Россию тезисные зачатки ленинизма («Вся власть Советам!»), так с тех пор до самой смерти из России не выезжал…

Ленин умер, а ленинизм — нет. Брехт, например, к тому времени (1924) порвал со «своим классом имущих», потому что ему «не понравилось повелевать и иметь прислугу» — как приучали его состоятельные родители. Чувство социальной справедливости привело его к «Капиталу», который сулил неизбежное крушение капитализма.

И молодая страна Советов была тому ярким примером, и в жизни Брехта появился Ленин с его теорией (практикой): только социалистическая революция построит разумное и справедливое общество.

Словом, к 1932 году, когда Брехт впервые приехал в СССР, он был убеждённым коммунистом-марксистом-ленинистом, а Советский Союз в его представлении был Родиной разума и труда:

Брехт приезжал в 1932 на премьеру фильма (он был сценаристом) «Куле Вампе, или Кому принадлежит мир?». Создатели фильма почитали себе за честь приехать со своим фильмом в СССР — в страну, в которой был создан кино-шедевр «Броненосец «Потёмкин»», а позже — «Путёвка в жизнь», которую посмотрели миллионы немцев.

К 1935 году Брехт уже жил несколько лет в Дании: в Германии нацисты жгли книги, его — в том числе…

А в Москве в это время пускали первую линию метро, и Брехт написал поэтический гимн строителям метрополитена. А ещё в тот приезд он много ездил по интернациональной стране Советов — от Москвы до самых до окраин и везде видел созидательный труд и стремление к новой жизни.

От кого мог Брехт слышать про дырку в ботинке, если это не метафора? Его сопровождал в России его друг и поэт-футурист, переводчик Сергей Третьяков, от него? Вряд ли. Встречался с Молотовым? И Молотов, зная его интерес к Ленину, рассказал про дырку в подошве? Вряд ли встречались, Молотов ещё не был наркомом иностранных дел. И при чём тут Молотов? Ну, единственное, что нашла на тему — у Феликса Чугуева («140 бесед с Молотовым»). Вот, из первых уст:

«Мне до сих пор почему-то запомнилось, в голове сидит, даже представляю натурально, как Ленин провозглашает Советскую власть. Я был позади трибуны, наверху, там, где президиум находился. Ленин выступает на трибуне, тут президиум, я вот здесь сбоку. И мне почему-то помнится, что Ленин, обращаясь к аудитории, к залу стоял, и одна нога у него была приподнята — имел он такую привычку, когда выступал, — и видна была подошва, и я заметил, что она протерта. Форма дырки даже отпечаталась в голове (рисует протертую подошву ботинка Ленина). Вот примерно такая штука протертая. Но есть там вторая стелька. Вторая стелька еще сохранилась, а нижняя подметка протерта. Даже форму подошвы запомнил…»

Но беседы велись с 1969 по 1986 и вышли уже после смерти Молотова.

Брехт мог читать какие-то воспоминания шведов, которые покупали костюм, когда в начале апреля 1917 года Ленин через Стокгольм ехал в Россию и встречался с тамошними коммунистами? Может, купили не только костюм?

Вот Стокгольм и типичные буржуа, и не скажешь, что — коммунисты, слева направо Ленин, Туре Нерман, Карл Линдхаген:

Была не была дырка в ботинке Ильича — вопрос остаётся открытым. И остаётся много замечательных стихотворных свидетельств Брехта, например, вот, очень мне нравится:


Комментарии 135

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
Пётр Патрусов 03.10.2016 | 21:5521:55

Добрый всем вечер.

Ленин бренд! Собрал в этом блоге 130 комментариев при том, что Алла запретила флудить. Крутяк. )

Евгения Полянцева 04.10.2016 | 02:1302:13

-Алла не всем "запрещает флудить"... -Просто она предпочитает "мужской клуб"...

Алла Златомрежева 04.10.2016 | 10:1210:12

Нет, я за равенство ума и правил поведения - для всех.

Семён Рошаль 05.10.2016 | 06:0606:06

65 комментов макарова можно не считать

Александр Ткаченко 03.10.2016 | 01:1401:14

на 00.29
-----------------
навеяло —
…Княжна с постели соскочила,
Седого Карла за колпак
Рукою быстрой ухватила,
Дрожащий занесла кулак...

Алла Златомрежева 03.10.2016 | 09:0709:07

дрожащий занесла кулак... в руке не дрогнул пистолет.

Но если до сих пор самые крутые универмаги Стокгольма соперничают - у кого Ленин прикупил одежду... Это знак качества.

Александр Ткаченко 04.10.2016 | 01:5101:51

Ну, да, им то чего сидеть в сторонке, если образ нарасхват:
https://static.life.ru/posts/2016/06/416909/c489c0758e6539e97bf18ab1a2ef527f__980x.jpeg

Алла Златомрежева 04.10.2016 | 10:1510:15

И кстати, я сделала увеличение - добротная одежда и ботинки :)

Алла Златомрежева 03.10.2016 | 00:2900:29

С.М. 23:55 == К сожалению, ни чего не могу утвердительно принять, потому как документов не видел, есть лишь упоминание о покупках его костюма в "NK"... ==
----------------------------------------------------

Это уже начался какой-то сюр... Брехт бледнеет.

Пост удался (хоть и "не могу утвердительно принять", потому как документов на этот счёт не видела, есть лишь интуитивное ощущение, на уровне подсознания)

Сергей Макаров 03.10.2016 | 10:5010:50

/Это уже начался какой-то сюр... Брехт бледнеет./ Это по что сказано? О моем комментарии об исследовании историками политических анекдотов 20-30 г или об отсутствии документов доказывающих покупку в каком-то из магазинов? Ответьте, пожалуйста, Алла.
Хотя сюр - если в разговорном его значении;- Нечто фантастическое, нереальное. Вы сомневаетесь, в чем-то или историки выжили из ума если изучают историю анекдотов, в разные временные эпохи а эта "байка" о магазинах, ее можете забыть, какая разница дге он что-то купил. Тут главное момент замеченный исследователями- историками, связанный с анекдотом.
Тема исторического анекдота благодатная,там еще не на один журфикс хватит, а пост удался, не каждый заставит поискать вразумительное объяснение, ну а как уж кто и что при этом с ассоциировал, зависит от...
На то он и журфикс, правда без танцев и чая, но есть тема и стоит держаться в рамках этой темы при обсуждении, а детские стишки, ну это тоже показатель уровня понимания и восприятия прочитанного.

Алла Златомрежева 03.10.2016 | 11:3011:30

== Ответьте, пожалуйста, Алла==
------------------------
Пожалуйста, отвечаю.

Сергей Макаров 03.10.2016 | 11:3511:35

? А где ответ на мой вопрос, что вы считаете сюром; - исследовании историками политических анекдотов 20-30 г или отсутствие документов доказывающих покупку в каком-то из магазинов??

Алла Златомрежева 03.10.2016 | 11:4411:44

ну хорошо: сюром я вас считаю.

Сергей Макаров 03.10.2016 | 11:5511:55

Я реален, живой, не робот. Ответ на конкретный вопрос будет?

Алла Златомрежева 03.10.2016 | 12:0112:01

Нет. Я всё сказала.
(не робот давно бы уж понял...)

Сергей Макаров 03.10.2016 | 12:0412:04

Вы пожалуй правы, если "сюр "в отношении меня, со знаком (+), тогда, спасибо за комплимент. А темы для журфиксов подбирайте, пожалуйста дальше, это как картины у Бориса Вараксина обсуждать, интересно бывает.

Сергей Макаров 03.10.2016 | 13:0913:09

Извините, еще дополнение к посту; Спросил сосед - Что пишут на историческом сайте?Ответил - Башмак Ленина обсуждаем и анекдот этот исторический перевел ему. Сосед, немец до мозга костей, хотя родился В Швеции, все равно себя немцем считает, рассказал интересный исторический факт:- Оказывается башмак в виде подвески к значку, что носят на тирольских значках, что носят на шляпах или лацканах трахтов, является символом - Борьбы немецкого народа за свободу. Этот символ был избран крестьянами в 15 веке в борьбе с рыцарями- феодалами за свободы и справедливые суды и т.п.. Правда тогда они потерпели поражение от «сапога» феодалов. В России, помятуя начало «революции» Лениным, он же начал в «башмаках»,возглавив рабоче крестьянское движение за практически аналогичные свободы, и он и рабочие с крестьянами, тоже потерпели поражение попав под власть «сапога». Тогда большая часть мужского население России и так ходила в сапогах, значит образ Сталина в сапогах был «наледственно» понятным, от того он и смог «переиграть « «оппозицию» в стране, и всех «оппонентов» в «башмаках» извести.
А я-то всегда полагал, что подвеска к значку это просто альпийский ботинок (!?).Башмак символ борьбы - впервые о таком варианте символа узнал, может и так, одно слово немец и преподаватель в Университете...:-), чего только люди не сообразят по теме поста. А Вы говорите -сюр, может тема располагает...:-)

Алла Златомрежева 03.10.2016 | 13:3513:35

Николай 2 тоже ходил в сапогах, но это не помешало его извести.

Сергей Макаров 03.10.2016 | 13:5113:51

А в этом периоде истории России, господа ходили в хромовых сапогах, а подданные Царя в юфтевых, может эта "зависть" сыграла свою роковую роль...:-), не за такое друг другу завидовали в России, евреям, например, за их умение выживать в любых условиях, сколько не ограничивай их чертой оседлости, и их профессионализм в выбранных профессиях...

Алла Златомрежева 03.10.2016 | 14:0814:08

про евреев - к Илларионову в пост.