Блестящий пример синтеза искусств. Часть II

Опубликовано: 25 сентября 2016 в 13:41
Источники: http://www.citywalls.ru
Распечатать Сохранить в PDF

Мозаичный фриз верхнего этажа дома на Зеленина 28 состоит из пяти пейзажных панно

Они перемежаются с окнами и стеклянными фонариками художественных ателье — такой декадентский Петербург в прихотливости своенравного модерна. Но без симметрии не обошлось (всё-таки Петербург): масштабные стеклянные витрины первого этажа перекликаются со стеклами геометрически правильных фонариков

Никогда раньше не изображали на зданиях пейзажей, а тут — дымящиеся трубы фабрик (почти предтеча индустриального пейзажа соцреализма), река, поля, холмы, парусники, лодочки …

Кто-то в них видит серовские виды, другие — сарьяновкие пейзажи и кузнецовские марины. Мотивы плавно перетекают один в другой, создавая панораму страны.

Мозаики эти были созданы в 1905 по эскизам художника-архитектора С. Т. Шелкового (о нём позже) в мастерской знаменитого художника-мозаичиста В. А. Фролова

После революции личную мастерскую у Фролова отобрали, но, по счастью, репрессии не коснулись мастера. Как и отец, он работал в мастерской Академии Художеств. Жизнь великого мозаичиста сама по себе заслуживает отдельного поста. Интересно, что именно он создал мозаичные панно для трёх станций столичного метрополитена — «Маяковской», «Автозаводской» и «Новокузнецкой». Последнюю работу художник заканчивал в блокадном Ленинграде. Мастер отказался от эвакуации, понимая, что будет оторван от возможности выполнить важный заказ. Доделав и отослав работу в Москву, Владимир Александрович вскоре умер от истощения. Был похоронен на Смоленском кладбище в братской могиле профессоров Академии художеств… хоронили тогда так в 42-м в Ленинграде…

Возвращаясь к мозаикам дома. Мастерская Фроловых впервые использовала столь большие и разнообразные по конфигурации куски смальты. Причём смальта нарочно для этих панно не шлифовалась. Её рельефность и фактурность позволила отражать и преломлять свет, играть цветовыми бликами. Это производит невероятное впечатление в солнечный день, внося ещё одну необычную ноту в общем восприятии панно, да и самого здания. «Техника укрупненного набора» позволила большим кускам смальты неправильной формы уподобиться густым живописным мазкам. Колористическая гамма набора производилась в технике «пуантилизма», т. е. не смешиваемости цветов при выкладке изображения, но в расчете на их оптическое смешение на определенной высоте. Контур рисунка оттеняли сами границы цветовых пятен, создавая выразительные рельефные пейзажи.

Интересно, что панно не имеют обрамлений — «рам», они заполняют всю свободную поверхность верхнего этажа. Мозаики, безусловно, напоминают картины постимпрессионистов. Это не какой-то конкретный пейзаж, а выхваченный в определенный момент времени фрагмент ландшафта огромной страны, вступившей в новую, индустриальную эпоху.

О судьбе художника, создавшего рисунки для панно, практически ничего не известно. Вот только такая краткая информация: «С.Т.Шелковый, художник, работал в мозаичной мастерской Фроловых. По его рисункам исполнены мозаичные панно на доходном доме герцога Н. Лейхтенбергского, ул. Б. Зеленина. Художник открыток.» Это всё. Какой-то парадокс, если честно. Одна из открыток сохранилась

Вот ещё пара его работ

Не знаю, как видится вам, мне кажется, что авторство этого художника в мозаиках дома на Зеленина весьма спорно. Андрей Львович Пунин, большой знаток петербургской архитектуры, приписывает панно авторству Петрова-Водкина. Я, пожалуй, согласна с этим мнением. Было бы интересно взвесить за и против. Такая подборка картин художника

Последние штрихи. В доходном доме герцога Лейхтенбергского к 1907 году имелся водопровод и телефон, электричество появилось в 1916-м. Далее такая выразительная цитата, великолепно характеризующая конец петербургской Belle Époque: «Из архивных сведений следует, что после Н. Н. Лейхтенбергского дом перёшел в собственность владивостокского купца Варягина. Он жил с семьей в парадном подъезде на 4-м этаже и сошел с ума по неизвестной причине. Следующим и последним хозяином дома до революции был некто инженер Венгеров»…

В заключение — о некоторых жильцах этого дома.Здесь долгое время находилась мастерская художника Ивана Пархоменко, создателя уникальной портретной галереи писателей России. Сюда к нему приходили Л. Андреев, В. Вересаев, Ф. Батюшков, И. Бунин, В. Короленко, А. Куприн, В. Розанов. (Кстати, события блоковской «Незнакомки» развивались в двух шагах, на той же Зеленина). Здесь жили и работали скульптор-анималист Артемий Обер, Василий Шухаев из «Мира искусств», семья художников Рутковских, пейзажист Александр Коровяков, автор «знамени победы» художник Василий Бунтов, живописец и литограф Лидия Гагарина. Конечно, нельзя не упомянуть, что незадолго до революции в этом доме жил отец известной «валькирии революции», женщины необычайной красоты, «античной богини», писательницы Ларисы Рейснер, Михаил Андреевич Рейснер — юрист, революционер, один из авторов первой советской конституции.

В 20-м веке о доме забыли. Нет, он, конечно, упоминался в справочниках и путеводителях, но стал объектом, «представляющим историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» лишь в 2001-м. Последняя реставрация фасада (но не капремонт) была произведена в 2007-м.

Модерн (кроме северного модерна) — почти всегда на грани китча. Дома-фолли, дома-причуды поражают воображение своей эксцентричностью, ни на что непохожестью. Но модерн ведь и выступил в своё время как антитеза историзму. Стремление к максимальной выразительности, к привнесению остроты в восприятие, к экстравагантности, желание совместить технологический прогресс с играми с текстурами разнообразных материалов, эксперименты с пластикой, с архитектурными и художественными формами и объемами в начале 20 века порой приводили архитекторов к какому-то невообразимому, диковинному результату. «это хороший дом, много лапши на фасаде». Можно сказать, что принцип «синтеза искусств», провозглашенный модерном, не смог дать идеальный, гармоничный вариант законченного произведения. Так или иначе, в большей или меньшей степени получался винегрет. Возможно, я ошибаюсь. И всё же дома в стиле модерн являются необыкновенно интересными памятниками и не только архитектуры, а и самой эпохи. Ведь на этих образцах прекрасно видно, в каком направлении шла творческая мысль зодчих, чего они хотели добиться, как и какими средствами пытались создать новое. И дом на Зеленина именно в этом смысле является «блестящим примером синтеза искусств», то есть попытки «сочетать несочетаемое». Неудавшейся попытки, но от этого не менее интересной. Ведь и несовершенство может быть превращено в преимущество.


Комментарии 50

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
Аркадий Куратёв 02.10.2016 | 09:3309:33

И текст поста, и фотографии самого дома подняли настроение, за что автору выношу благодарность лично!

Инга Инга 02.10.2016 | 12:5612:56

Спасибо, Аркадий. У Набокова как-то так: Всякое подлинно новое время - есть ход коня, перемена теней, сдвиг времени, смещающий зеркало.\\ Чтобы произведение осталось произведением, сдвиг должен быть иньекционным,"не навреди", только тогда сохраняются пропорции и вкус. Модерн - большей частью всегда "слишком"...но, возвращаясь опять же к Набокову, только косвенные падежи делают интересными слова и вещи...я бы добавила ещё - и здания. Рада вашему возвращению))

Владимир Григорьян 27.09.2016 | 15:3615:36

Доброго дня, Инга. 27 лет живу в Питере и его окрестностях (казалось бы, приличный срок), но прочтя ваш рассказ о доме по улице Зеленина, в очередной раз убеждаюсь, что открытий для меня несть числа. Очень насыщенным получился у вас материал и разносторонним одновременно. Читается увлекательно.Описание здания в первой части это словно миниатюра...Красиво. Вообще, меня зацепило с первых строк, где вы упомянули "дорлинг киндерсли". У меня есть ряд книг великолепно иллюстрированных именно dorling kindersley, в частности, "Религии мира", "Живопись", купленные в конце 90-х в "Крупе". Время летит...

Инга Инга 27.09.2016 | 22:2422:24

Добрый вечер, Владимир. Вот только до дома добралась)) В этом году работы - на загляденье)) Я знала, что мимо "Дорлинг Киндерсли" многие посетители сайта не пройдут. Это издательство уже само по себе залог качества всех рекомендаций. Я,когда куда-то еду, обязательно стараюсь купить именно этот путеводитель. И всегда всё очень удачно выходит. И Религии мира и Живопись - замечательно! Время...да-а, куда ж ему деться.Да ладно, пусть летит, ну изменить ведь всё-равно ничего нельзя,так что пусть всё своим чередом)) Я город тоже не устаю для себя открывать, снова и снова. Нам всё-таки страшно повезло!

Владимир Григорьян 28.09.2016 | 15:2315:23

Доброго дня, Инга. Это пожелание, с которым мы частенько обращаемся друг к другу, несмотря на отвратительную погоду:)), а сегодня она именно такая. И всё бы замечательно в Питере, но вот к климату я по сию пору никак не привыкну и видимо уже не получится, хотя на адаптацию ушло без малого полжизни. Ну, тут уж ничего не поделаешь. А "Живопись" "Дорлинг Киндерсли" вчера взял посмотреть. Приятно взять в руки, как же бесподобно издано! Открывай в любое время и наслаждайся. Открыл наугад и попал на картину Питера Брейгеля "Фламандские пословицы" и не заметил как почти час пролетел..Вспомнил свой пост "Слепые" о другой картине Брейгеля и комментарии к ней. Был такой pauels pauels, вы его наверняка не забыли, он всегда откликался на материалы о живописи. Год 2012-й, осень поздняя, начало расцвета старого доброго "Дилетанта", когда практически каждый день приносил целый ряд интереснейших постов, сайт дышал полной грудью, что называется-площадка была просто уникальная. Но всему приходит конец.
А вам спасибо, Инга- обязательно при первой возможности отправлюсь на улицу Зеленина к дому № 28.

Инга Инга 28.09.2016 | 21:3121:31

Еще раз добрый вечер!))Мне туристы часто говорят, когда холодно и они мерзнут: Ну, ты русская, тебе не привыкать к холоду, а вот для нас - это ужас-ужас)) А я им отвечаю, что сама не могу понять, как мы существуем в этом жутком климате. Я тоже не могу привыкнуть, хоть и петербурженка в бог знает каком поколении. К этому нельзя привыкнуть)) Пост хорошо помню, ровно как и pauels pauels`а...очень жаль, что он ушел.Его комментарии были интересными, умными, тонкими. Но ведь он кинематографом, вроде, профессионально занимался. И,наверное, нашел нишу по душе. Есть сайты, где можно писать рецензии - а это была явно его тема. Владимир, многое не вернуть и не изменить. Мы сами создаем пространство вокруг себя -и действием и бездействием. Пусть идёт как идёт. Лучше заботиться о себе, не мешая жить другим. Это золотое правило для жизни. Оно же действует и в эл .пространстве, мне кажется. Разумеется, пока дело не касается каких-то этических, базовых для тебя принципов. Не хандрите)) Спасибо за добрые слова по поводу поста. А домик обязательно гляньте, он того стоит. Вообще, поход туда будет не зря: через дорогу два домика с башенками, № 33 и 35, - классные!)) А ещё есть недалече дом 29,он- Лишневского (архитектор дома с Мефисто) ...в общем, Зеленина - очень интересная и необычная улица.
Вроде бы обещают неплохую погоду)) Надо встряхнуться, впереди зима, красками лучше сейчас запасаться))Гатчина, Ораниенбаум, Павловск - лекарство)) Была сегодня в Петергофе ...ну какая же красота!))

Владимир Григорьян 03.10.2016 | 16:1416:14

Добрый день, Инга. В Петергофе и Пушкине был в прошлом году, а вот в Ораниенбауме и Павловске аж в 1980-м! Надо обязательно съездить, сейчас уже и не узнаю, наверное, ничего. Парадокс, живя в Баку, больше видел достопримечательностей, когда приезжал в Ленинград в гости или в командировку.

Инга Инга 04.10.2016 | 12:0712:07

Думаю, с тех времен Павловск не слишком изменился. Разве, у южного фасада дворца разбили Собственный садик Марии Федоровны.А вот Гатчина и Ораниенбаум - да, и в лучшую сторону. Можно спланировать неплохое путешествие: Ораниенбаум (Большой и Китайский дворцы+парк), пошататься по Ломоносову и рвануть по дамбе (с заездом в какой-нибудь форт, а то и с часовой поездкой на кораблике, объезжающим форты), в Кронштадт. Проехать в нашем "Ла Манше" под морем - симпатичные ощущения)) А там и город, и набережные, и Морской собор (чудо!), и пуп земли, и чугунная мостовая, остатки старых крепостных стен...в Кронштадте ведь и психологически очень здорово,даже не знаю почему, какая-то волшебная аура. Ведь не Петербург, конечно, по архитектуре, но абсолютно все говорят об одном: не хотелось уезжать, очень хочется приехать вновь. А потом в Питер - через другую часть дамбы,через Ольгино,Лисий нос, Репино итд. И если уже не делать остановок (хотя,почему нет?Там тоже есть что глянуть), даже просто виды смотреть, то картинка, что называется, "из окошка налюбуешься". В общем, сплошное "знай и люби свой город")Тут главное собраться, взять себя за шкирку))Потом уж точно не пожалеешь, даже если с погодой не повезет.В конце концов, модное сейчас"развивайте нейронные связи" базируется именно на новых знаниях и новых впечатлениях, это позволяет обновлять клетки головного мозга (ну, так сейчас говорят ученые)И если большие путешествия не всегда можно себе позволить, то малые уж точно. Уговорила?)))

Владимир Григорьян 04.10.2016 | 22:4322:43

Добрый вечер, Инга. Уговорили! Причём мастерски, со вкусом! Да я лёгок на подъём, только вот со временем туго. Я понимаю-дурацкая отговорка. Но...А в Кронштадт я был точно помню-в 2007-м летом. У меня отпуск аккурат на лето выпал и я решил смотаться в Кронштадт. Причём, как турист. Сел у Гостинки на автобус экскурсионный и с удовольствием впитывал информацию от гида, погулял по городу, день был тёплый, солнечный-красота! Впечатлений уйма. Но стирается многое из памяти. Так что, вполне можно ещё разок.

Инга Инга 05.10.2016 | 21:3721:37

Добрый вечер,Владимир. Времени нет или мало -это не отговорка, что поделать, а суровые жизненные реалии. В сутках 24 часа лишь и времени не хватает катастрофически... а порой и чуток сумасшедшинки, что бы вот так, с бухты барахты, куда-то сорваться, поехать, может, чем-то рискнуть и что-то нарушить в потоке жизни - но и сложно, и хлопотно, да ведь потом ещё и раскаяться можно...)) А помните, в "Братьях Карамазовых" гимназист, увидев атлас звездного неба, на другой день принес его исправленным)) Да нет, я всё понимаю, да Вы и видели много, и много где бывали, не мне Вам советовать. И всё же, если в Кронштадте Морской собор тогда ещё был на реставрации, то правда, он стоит того, чтобы его посмотреть. Да и под Балтикой прокатиться - не хухры мухры))А уж Стеклярусный кабинет в Китайском дворце это ..))

Владимир Григорьян 06.10.2016 | 15:4915:49

Добрый день, Инга. По Питеру и его окрестностям можно гулять бесконечно и наверное, постоянно открывать что-то новое для себя. Я ещё люблю просто сидеть на скамеечке в каком-нибудь из парков питерских. В середине 90-х пришлось работать в городе, в районе Купчино. Добирался до работы из пригорода. Автобусов в таком количестве как теперь и в помине не было, а электрички шли строго по расписанию(случались и отмены-тогда караул настоящий!). По расписанию и с перерывом на обед, очень длительным и неудобным. А трудился я по сменному графику, одна из смен начиналась с 15.00. И вот приходилось ехать в Питер на последней электричке перед обедом, а она отходила примерно в 11.20-11.25. Делать нечего-приезжал я на Финляндский, шёл пешочком до "Катькиного" садика или до Александровского сада и читая книгу, сидел на скамеечке коротая время. Удовольствием было для меня подобное времяпровождение. Надоедало читать и сидеть, шёл на набережную. Одним словом, не успевал оглянуться, а уже пора лететь на работу!

Инга Инга 06.10.2016 | 21:4721:47

Прямо начало какого-то рассказа)) А я в последнее время полюбила парк Лесопилки. Это даже не парк, это просто изумительный дикий лес, чаща, такого нет даже на островах...гуляла тут недавно, гуляла, и прямо лбом уткнулась в гранитную стелу-памятник. Вот так, в лесу, столкнулась с историческим событием,очень важным,о котором нич-ч-егошеньки не знала, вот позорище-то, а то была предтеча другого, очень важного и знаменитого...Я бы и рассказала, да вот беда, об этой истории уже, как оказалось, достаточно написано)) Опять все, кто без стеснения считают, что про всё на свете знают, скажут, что я "компилирую")) Поэтому буду хранителем своего открытия.Хотя ужасно интересная история. Согласна, по городу необыкновенно интересно гулять, особенно сворачивая наобум. Иногда такие открытия можно сделать! Особенно сейчас интересно, когда с тобою интернет и можно сразу погуглить историю и дома, и улицы, и архитектора, и жильцов.

Владимир Григорьян 07.10.2016 | 21:5221:52

Добрый вечер, Инга. А так оно и было, кстати. В смысле написания чего-то похожего на рассказики, заметки, наблюдения. Но всё это, само собой, в стол. Окружающая обстановка располагала. Вообще, удивительные вещи происходили иногда. Смена настроения. Случалось приезжал в город в ужасном расположении духа, а посидев на скамейке, погуляв чуть и как-то всё вроде бы начинало устаканиваться, а бывало и наоборот. Эти перемены в настроении у меня ещё с бакинских посиделок на бульваре у моря. Вот где я любил сидеть часами. Особенно в период сессий. Уже в голову ничего не лезет и есть спасительное местечко-скамейка на родном приморском бульваре. Февраль, на набережной ни души, только шквальный ветер и дождь, море свинцовое...И будто один на один с драконом...Каспий страшен в такие минуты, но красив. Я очень люблю его и скучаю..
А вы пишите, Инга, мало ли кто чего скажет-это же неизбежно. Вы о пространстве говорили недавно, о жизненном, личном. Так уж устроено всё вокруг нас, что отгородиться не всегда получается получается, тем более в интернете, тут порой в грязных башмачках, через окно, без стеснения влезут, нагадят да ещё и хозяина обвинят:)) "Мастера", чего уж там. Не замечать их и все дела. Нелегко, сам иногда не могу:)) Но надо тренироваться!:))

Инга Инга 09.10.2016 | 12:0512:05

Здорово описали, Владимир! Доброе утро) И с драконом - просто в точку. Бушующее море в плохую погоду лучше и назвать нельзя. На Каспии не была, но знаю, что люди, родившиеся в тех местах, по нему тоскуют и тема их не отпускает. Каспий как ворота в Персию...у Иличевского есть очень интересный роман о Каспии, об Апшероне. Возможно, именно Вам,жителю тех мест, он будет особенно интересен: как и у автора, прошли детские годы. Правда, роман сложный,большой,интеллектуальный,читается нелегко, поэтому нужно и время и настрой.
Мне кажется, что именно Питер, как мало какой другой город, заставляет блюсти свои законные полметра зоны непосягаемости)) и уважать чужие. Это кажется столь элементарным, что становится абсолютно непонятным, откуда берутся "несогласные") Надо будет чего-нибудь придумать) Как в моем детстве говаривали - "замутить"))

Владимир Григорьян 10.10.2016 | 20:3820:38

Добрый вечер, Инга. Это "ПЕРС"? Я нашёл в интернете статью Аллы Латыниной
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2010/10/la13.html
"Судьба пророка в 21-м веке". Своего рода рецензия на книгу.

Инга Инга 10.10.2016 | 22:5622:56

Да, это этот роман...мне сложно его рекомендовать. действительно, есть масса людей,которые не принимают и не понимают такую филологию, такую композицию...но это гениально...ну, как я вижу и чувствую, конечно.я вообще люблю литературу разную. "Перс" в Германии сейчас бьет по продажам все другие иноязычные переводные романы. У нас, по-моему, о нём вообще ничего не знают. Спасибо, Владимир, за ссылку на хорошую рецензию, не знала о такой.

Владимир Григорьян 11.10.2016 | 21:5921:59

Добрый вечер, Инга. Учитывая ваше мнение о книге и вдобавок прочтя рецензию понял что "ПЕРС" не прост, если можно так выразиться. К тому же у меня есть большой минус-я не умею быстро читать, точнее разучился "проглатывать" книги. Странно, но вот так потихоньку сложилось. Теперь я возвращаюсь к отдельным эпизодам, перечитываю и не только из-за желания лучше понять суть, а и по весьма прозаической причине-стала память подводить. Концентрация ухудшилась. Зато научился читать одновременно две и более книги. Вот чего не было в молодости. Сейчас, к примеру, переключаюсь с Бернара Вербера "Последний секрет" на Сигизмунда Кржижановского "Воспоминание о будущем". Кржижановский- это невероятная литература, очень необычный слог, какие-то сплошные изящные словесные узелки, обороты речи. Красота! Вот это точно на долго. И опять же время, о чём мы с вами уже говорили. Сутки короткие до безобразия:))

Инга Инга 11.10.2016 | 23:3623:36

Добрый вечер, Владимир. Да, роман очень тяжелый. Даже "Матисс" читался легче, хотя тоже ..."Перса" не смогла дочитать Татьяна Толстая)) Что, в общем-то, говорит не в её пользу. Простите за рекомендацию, просто когда читала, ужасно хотелось побывать в тех местах.Вот и подумалось, что и Вам будет близко. Ничего у Вас не ухудшилось. Темп жизни, новостные потоки, инет-возможности и все-такое - просто очень, очень много отнимают времени, утомляют мозг, разорганизовывают... это всё очень понятно. Голова стремится в холодок и мозг требует порядка.
Кржижановский - удивительный писатель...его хорошо с карандашом читать...а потом возвращаться к любимым местам. Да-а-а, "сутки-24"...я бы фильм сняла на эту тему)))

Владимир Григорьян 12.10.2016 | 11:3311:33

Доброго дня, Инга. С Кржижановским вообще история интересная. Я о нём узнал совершенно случайно. Пересматривал фильм "Праздник святого Йоргена", а после решил почитать поподробней об этом фильме, заинтересовали детали. И оказалось, что Сигизмунд Кржижановский был соавтором сценария. Вот я и зацепился.

Инга Инга 12.10.2016 | 12:3312:33

Да, было....там все сложно, на самом деле..где там Бергстед где сам Протазанов, где Петров с Ильфом...Думаю, фильм - по касательной к творчеству Писателя...ему ведь нужно было на что-то жить...писатель изумительный,редкостный, "прозеванный гений"...

Владимир Григорьян 12.10.2016 | 13:2313:23

Да, нелегко ему было. Интересно написано о Кржижановском:

http://fantlab.ru/autor4856

http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post384048520

Инга Инга 12.10.2016 | 13:5713:57

Никто о Кржижановском лучше не написал, чем Зиновий Паперный...к сожалению...к сожалению, все остальные пишут на основе его трудов. Лучшего анализа никто не сделал, и большего историографического материала никто не собрал... Кржижановский ещё ждет своих исследователей и литературоведов...настоящих филологов. Сравнение с Грином интересное, но не то. Мне кажется, этот писатель просто ушёл лет на двести-триста вперед...такой рывок когда-то сделал в живописи Эль Греко, которого очень долго не могли понять не то что современники, но и....да и сейчас неизвестно, понимаем ли...

Владимир Григорьян 12.10.2016 | 22:3122:31

Спасибо за наводку, Инга. Постараюсь отыскать. Очень меня захватил Кржижановский. А когда читаешь статьи, отзывы, мемуары критиков, современников о человеке, который вызывает интерес, то нередко находишь что-то новое, какой-то неожиданный поворот, объяснение того, чего сам не до конца понимаешь или понимаешь(ощущаешь?) по-своему.

Инга Инга 13.10.2016 | 10:5010:50

И в конечном счете и себя... начинаешь лучше понимать себя. Любая книга, которая так притянула, безусловно, и свой личный камертон ....пусть несколько пафосно, но все же: для настройки души)

Сергей Макаров 26.09.2016 | 14:4514:45

Еще немного фото этого дома, для полноты вида этих картин - мозаик. http://d-stroz.livejournal.com/626120.html
Глядя на сюжет мозаик и окон "вставленных" в них архитектором, вспоминается "окно в Европу" которое "прорубил" Петр, и задумываешся над замыслом этого. Может это намек на то, что Европе стоит внимательнее присмотреться через "окно" на обновление России, постараться понять эту страну, с такими же устремлениями в новое индустриальное ее будущее, с романтическим видами водных просторов города у Балтийского моря, и о талантах русских архитекторов чувствовавших смену стилей в архитектуре и находящих свои решения сочетать казалось бы не сочетаемые архитектурные стили .

Инга Инга 26.09.2016 | 16:4316:43

Сергей, я вот забыла написать в тексте, что эти мозаики создают совершенно необычайный эффект в хороший день. Дело не только в прекрасных бликах смальты, который создают такой сверкающий импрессионистический эффект, а еще и в том, что обрамления у мозаик нет, и изображение продолжается в небе! Все мозаики объединяются темой голубого общего неба (мозаичного и настоящего), и уже не совсем понимаешь - где тут картина, а где реал...просто уносит ...очень жаль, что Зеленина - улица не слишком широкая ( по питерским масштабам, конечно). Эти панно хорошо бы смотреть с более дальнего расстояния. В общем, нечто само по себе необыкновенно ценное создали художник и мозаичист. И дом - хорош...сам по себе...а вот вместе...)) В общем, явление самого оригинального толку!))

Инга Инга 26.09.2016 | 17:1417:14

Кстати, да, именно из этого поста я брала какие-то фотографии. А основные данные по дому 28,что у меня, что у данного автора, что у сайта citywalls , взяты из книги Бориса Михайловича Кирикова «Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома» . Никто лучше него не описал этот дом, ни до, ни после, не убавить , не прибавить. У него еще отдельная книга есть - «Петербург немецких архитекторов», а его "Архитектурные памятники Санкт-Петербурга" - даже на французский переведены. Большая умница, знаток Питера, человек очень тонкого вкуса. Правда, у него немножко другой взгляд на модерн. Вообще же. жаль, что книги по петербурговеденью теперь стоят немерно. Но то, что у меня есть книга этого автора по модерну - неоценимо.

Инга Инга 26.09.2016 | 17:2617:26

Прошу пардону, пишу с мобильника, корректор правит и рулит, а я не вижу)) --ни убавить ни прибавить--конечно же!

Сергей Макаров 26.09.2016 | 18:1418:14

Убавлять не будем, а прибавить свое восприятие увиденного можем, Петербург ко многому располагает, город -Музей под открытым небом. Гуляя по его улицам, можно задаться целью изучения архитектурных стилей, а можно просто насладиться красотой архитектуры чудом уцелевшей под неусыпным взором самого строгого и коварного господина - Времени.

Инга Инга 26.09.2016 | 19:5019:50

Не будем!)) Самое главное, что есть этот город. Иначе многое становится бессмысленным...

Zoja Pawlowa 26.09.2016 | 20:4420:44

https://www.youtube.com/watch?v=1Fo-IykQf2w

Инга Инга 26.09.2016 | 21:0521:05

Каждый раз едва ли не до слёз )) Ничего лучше и сказать нельзя...