Приучение дровосеков к распиловке дров

Опубликовано: 21 апреля 2016 в 22:14 Распечатать Сохранить в PDF

Пётр I ввёл законодательное регулирование в многих новых областях. <…> Предписывались заселение пустующих земель, распиловка леса вместо традиционного изготовления досок топором…

https://ru.wikipedia.org/wiki/История_экологического_права_в_России

Во многих источниках (в том числе в интернете) встречается информация о том, что на Руси все деревянные строения (мол) «рубили исключительно топором». Мол, в то время, когда вся Европа очень цивилизованно пилила дерево пилами, в дикой Руси с пилами были не знакомы и исключительно «рубили топором». Пример:

Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в.  — http://super-interes.ru/blog/43716027190/Premudrosti,-taynyi-i-sekretyi-russkoy-izbyi

И это (мол) только просветитель Петр Первый, «прорубив окно в Европу», просветил темную Русь, что нужно бы пользоваться пилой. И от этого (мол) случилась польза великая.

Так ли это? Давайте разбираться.

* * *

Начнем с того, что пила — один из древнейших инструментов. Вообще. Например в рельефах и настенной росписи Древнего Египта часто встречаются изображения пильщика с небольшой пилой-ножовкой в руках.

Пила — инструмент древний. Неужели на Руси до Петра Первого не знали что такое пила? Не умели на Руси пользоваться пилой?

Знали. И умели.

Археологические находки подтверждают — «Знали. И умели». Коллекция древнерусских пил имеется в музеях. Большинство древнерусских пил, сохранившихся до наших дней, были обнаружены в Новгороде. А еще в Старой Ладоге, Белоозере, на Верхней Волге…

Пилу на Руси знали. Везде. Издревле.

Но пилой в лесном русском крае действительно пользовались исключительно «точечно». Для отдельных работ. А всё действительно старались рубить топором. Максимально возможно по дереву — только топором. Пила — исключительный случай. Почему?

Потому что русский мужик знал точно: обрубленное бревно стоит в постройке значительно дольше опиленного.

Разумеется, что на Руси распиловку применяли только «точечно», выполняя некоторые операции при строительстве домов, амбаров, овинов, бань… А всё старались «рубить топором». Потому и дом (сруб) именно рубили.

Сруб, поставленный на сто процентов топором, стоял твердо на земле 100 — 150 лет. А вот «пиленый» — не более 20 — 30 лет.

Такие дела.

* * *

Возникают вопросы:

1) А в Европе этого не знали? Почему же европейцы отложили топор и начали массово пилить?

2) Петр Первый зачем ухватился за европейский опыт «пиления»? Зачем насильно начал переучивать русских мужиков — не рубить, а пилить?

А?

-----------------------------------------------

Указ Петра Первого «О приучении дровосеков к распиловке дров» // http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=192848

Комментарии 34

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
imya rek 23.04.2016 | 21:4621:46

Важнейшим инструментом был плотницкий топор. Считалось, что для постройки корабля достаточно его одного, однако применяли и другие инструменты: долота, сверла и пр. Пилы, хотя и были известны скандинавам с VIII века, для постройки кораблей не использовались.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Драккар
-----------------
Вот видите, Артём (Приходько), Вам за подтверждение моих слов - два плюса. А мне (за то, что и Вы подтверждаете) - два минуса.
Как это понимать?
Понимать это только так:
На этом сайте есть несколько ушлепков. Эти ушлепки только и могут, что в тырнете сидеть и тыркать тырнетную фигню. На большее этих ушлепков не хватает. И не хватит. ))))

Александр Ткаченко 23.04.2016 | 22:3222:32

Интересно, чем ушлёпок отличается от дебила. Я к минусовщикам применил на днях этот термин, так комментарий стёрли. А вот, к примеру, поставить минус на "Здравствуйте, Лесная." — это нормально, оказывается, и этот минус не убирается бдительной редакцией. И то, что блоги висели больше месяца с огрызком от скрина, тоже нормально. И было бы нормально снять обезличенность этих минусов=плюсов. Ушлёпков пора выводить из офшоров!

imya rek 23.04.2016 | 22:3722:37

Знаете, Александр, а вот к моим постам (к очень многим постикам - по ветке моих писаний), так вот... К моим постам висят комментарии: "Ты еще не сдох?" "Сдохни всем на радость!" "Всё еще не сдох?"
И ничего. Висят себе. Комментарии. И никто их не удаляет.

Какая-то бдительность у бдительной редакции... выборочная (что ли))

imya rek 23.04.2016 | 23:2223:22

Да, Александр, забыл сказать.
Я-то ведь знаю, кто эти минусы ставит. Знаю. А вот ставящие пусть не знают, как это я так знаю. )))

Александр Ткаченко 23.04.2016 | 11:4111:41

Где-то мелькнул в инете "топорик" для тёса колотой древесины в доску. 38 сантиметров - длина лезвия! Топор-потес называется. Не для хилых ребят.

imya rek 23.04.2016 | 19:3119:31

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя...

Ну, и т.д.
Т.с. "крылатое выражение", литературный приём...
Что-то, на мой взгляд, журфиксов в последнее время стало не хватать. Сказывается дефицит...

Речка Лесная 23.04.2016 | 09:5909:59

интересный вопрос)- надо спросить у родственников.

imya rek 23.04.2016 | 11:1211:12

Хорошо, когда вопросы интересные. Тогда и жить интересно.

Здравствуйте, Лесная.