О Маргаритах, Пелагеях и Маринах

Опубликовано: 05 октября 2016 в 13:35 Распечатать Сохранить в PDF

Согласно «Теогонии» Гесиода, вслед за Хаосом родилась широкогрудая Гея (Земля). Ни к кому не всходивши на ложе она родила Звёздное небо (Урана), чтобы точно покрыл её всюду и стал жилищем для богов, горы, «приятный приют для бессмертных» и нимф, живущих в горных лесах. Потом она вступила в брачные олтношения с Ураном, стала рожать различных детей. Но не все дети пришлись по душе отцу — сторукие и пятидесятиголовые великаны гекатонхейры и одноглазые циклопы ему не понравились. Дадим слово Гесиоду (в переводе Вересаева):
«Дети, рождённые Геей — Землёй и Небом — Ураном,
Были ужасны и стали отцу своему ненавистны
С первого взгляда. Едва лишь на свет кто из них появлялся,
Каждого в недрах Земли незамедлительно прятал родитель,
Не выпуская на свет, и злодейством своим наслаждался.
С полной утробою тяжко стонала Земля — Великанша.
Злое пришло ей на ум и коварно — искусное дело.
Тотчас породу создавши седого железа, огромный,
Сделала серп, и его показала возлюбленным детям,
И, возбуждая в них смелость, сказала с печальной душой:
«Дети мои и отца нечестивого! Если хотите
Быть мне послушными, сможем отцу мы воздать за злодейство,
Вашему: ибо он первый ужасные вещи замыслил».

Так говорила. Но, страхом объятые, дети молчали.
И ни один не ответил. Великий же Крон хитроумный,
Смелости полный, немедля ответствовал матери милой:
«Мать! С величайшей охотой за дело такое возьмусь я.
Мало меня огорчает отца злоимянного жребий
Нашего. Ибо он первый ужасные вещи замыслил».
Так он сказал. Взвеселилась душой исполинская Гея.
В место укромное сына запрятав, дала ему в руки
Серп острозубый и всяким коварствам его обучила.

Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлёг он
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативший огромный
Серп острозубый, отсёк у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
И не беспплодно из Кроновых рук полетел он могучих:
Сколько на землю из члена не вылилось капель кровавых,
Все их земля приняла. А когда обернулися годы,
Мощных Эриний она родила и великих Гигантов
С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,
Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем.
Член же отца детородный, отсечённый острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась. Сначала подплыла к Киферам священным,
После же этого к Кипру пристала, омытому морем.
На берег вышла богиня прекрасная. Ступит ногою, —
Травы под стройной ногой вырастают. Её Афродитой,
«Пенорождённой», ещё «Кифереей» прекрасновенчанной
Боги и люди зовут, потому что родилась из пены
А Кифереей зовут потому, что к Киферам пристала,
«Кипророждённой», — что в Кипре, омытом волнами, родилась.
К племени вечных блаженных отправилась тотчас богиня.
Эрос сопутствовал деве, и следовал Гимер прекрасный.
С самого было начала дано ей в удел и владенье
Между земными людьми и богами бессмертными вот что:
Девичий шёпот любовный, улыбки, и смех, и обманы,
Сладкая нега любви и пьянящая нега объятий."

Мы конечно помним, что позже римляне восприняли греческую мифологию и римская богиня любви Венера также рождается из морской пены.
А теперь откроем книгу А. В. Суперанской и А. В. Сусловой «О русских именах» :"Греческая богиня Афродита родилась, согласно мифу, из морской пены; отсюда её второе имя — Анадиомеда (выныривающая, всплывающая). На многих островах Средиземного моря были святилища Афродиты, где моряки приносили благодарственные молитвы и складывали дары для своей богини — покровительницы. Наиболее типичный дар моряков — жемчуг, которым во многих местах украшали статуи Афродиты. Отсюда эпитет Афродиты Маргарита (жемчужная) — сравните современное имя Маргарита. Эпитет этой богини pelagios (морская) дал имя Пелагея, а в переводе на латинский — Марина».
Так что Маргаритами, Пелагеями ми Маринами женщин называют в честь богинь любви Афродиты и Венеры.
Что логично.



Комментарии 12

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
Сергей Макаров 07.10.2016 | 21:0921:09

/Потом она(Гея) вступила в брачные отношения с Ураном, стала рожать различных детей./

Я узнал тебя славная Дева!
У тебя очень правильный глас.
Ты закована в «латы» стальные,
Что сокрыты покровом от нас.

Ты как женщина полна загадок,
Твой логистики правильный глас,
Не туманит нас речью из меда,
Диких вересков, лип вековых.

Родословие твое непростое,
И запутанное в веках,
То была ты с главою лисицы,
То с открытыми взором была.

В Древнем Риме тебя "ослепили",
Тонкой тканью покрыты глаза.
Чтобы видели все твою честность,
Беспристрастность закона и прав.

И твой меч, то он верх направлен,
То опущен безвольно вниз,
А однажды увидел я птицу,
Может страус это был?

На картине сидишь величаво,
Держишь руку и ногу на ней.
Что такой символизм означает?
Я Бориса* об этом спрошу.

Молчаливо и величаво
Ты незримо стоишь в судах.
Дочь Урана и Геи. Фемида!
Символ права у всех на века.

Борис* - Борис Вараксин, ведет на сайте блог по истории картин.
Картина Фемиды сидящей рядом со страусом и со страусом в ногах
http://godsbay.ru/antique/themis.html

Маргарита Устинова 06.10.2016 | 15:2115:21

Армен,спасибо,что написали о моём имени.Мне без разницы,откуда оно пришло.80 лет я ношу его и люблю.Очень.Если это имя родилось в глубине веков и дошло до меня,значит-оно того стОит.Спасибо Вам ещё раз.

Инга Инга 05.10.2016 | 23:1023:10

И Афродита - старше Зевса. Неплохо, да?)) Πελαγία - эпитет, море, как напоминание о среде, из которой вышла богиня. Ровно как и Ευπλοία- счастливое путешествие.Ну, моряки не слишком-то доверялись Посейдону, надо ж было и ещё кого о поддержке попросить) Просто из первого потом поучилось отдельное имя собственное, а из второго - нет. А в Спарте она ещё и Афродита Арея "и сквозь веков завистливую даль" понимаешь, что было б странно, что бы там было по-другому. Священносадовая, фиалковенчанная, и вообще, ταΙς καλαισιν δμμι νόημμα τώμον ou δια'μειπτον (сердце в моей груди никогда не меняет отношения к тебе, такой красивой)
Кронос,конечно, удивительный герой. И один уже сюжет "Кронос, являющий миру Истину" - чего стоит. Ведь Истина - дочь Времени. Но это всё тема для долгого разговора. А так, если к лирике и красоте, то из Хаоса возникли дети - Смерть и Тьма, а вот они уже породили Любовь и Свет. И ведь это и дает надежду на лучшее) Ну, да, а потом уже всё остальное, типа Tēi Kallistēi))

Михаил Ромашков 06.10.2016 | 12:4512:45

Это по Гесиоду, Афо старше Зевса, а по Гомеру - она дочь Дионы и Зевса и сестра Диониса. Учитывая личность (:))) Диониса и его культ, вполне правдиво выглядит...
Хотя, в поэтическом состязании Гомера и Гесиода, выиграл Гесиод...

Инга Инга 06.10.2016 | 14:1014:10

Да,знаю про Диону. Но выиграл всё-таки Гесиод, потому как разве любовь не проявление хтонических сил?)) А Дионис всё же самый человечный и снисходительный бог: вина, плодородия, сельского хозяйства, природы. Бог, чья свита -Пан, Сатир, Менады....до Афродиты такой братик не дотягивает. разве нет?) Да и вряд ли богиня Любви могла родиться в чём-то типа брака. А Гомер - вообще чудесный, ну не мог он придумать суровую сцену с нанесением тяжких увечий при рождении фиалкоглазой и златокудрой, сцену, подобную гесоидовской. Гомер - автор первого в истории романтического текста, а вовсе не прославленные писатели века 19-го. Вспомнить если прощание Гектора и Андромахи ("Добрая, сердце своё не круши неумеренной скорбью"),или такой эпизод: Гектор испугав сына своим шлемом, покорно его снимает (Шлем с головы немедля снимает божественный Гектор,
Наземь кладет его, пышноблестящий, и, на руки взявши
Милого сына, целует, качает его и, поднявши
или то, как они смеются с Андромахой над испугом малыша и как смех объединяет супругов у колыбели,или как он, сильный, красивый, могучий, идя на смерть, просит богов лишь одного, чтобы его сын во всем превзошел отца...ведь сколько глубины, столько человечности...эта сцена уникальна, и особенно если представить,когда он была написана. Так что понятно, почему у него Афродита рождена едва ли не в браке ( во всяком случае кое-где Диону считали законной супругой Зевса). Но это слишком "мило" для такой грозной богини, как Афродита...наверное...

Михаил Ромашков 06.10.2016 | 21:2621:26

Ну всё равно, не хочется, чтобы Афо была хтоническим существом, порождением Хроноса, первоначального хаоса и т.п.
Представляю её более человечной, что ли... со всеми её недостатками - легкомыслием, ветреностью, склонностью к сексуальным похождениям и авантюрам... в т.ч. и со смертными.
Т.е. поближе к людям :)))
А грозной она бывала, как и всякая обиженная или оскорблённая женщина - что опять же близко нам...
Ведь классный персонаж, согласитесь!

Инга Инга 06.10.2016 | 22:0122:01

Персонаж классный,согласна, и все перечисленное Вами ей было свойственно, еще как!)) Но грозной она была не только, когда её обижали ( вот находились же идиоты), она и сама по себе дел натворила ,по собственной воле, ого-го сколько, где только ни засветилась)) Тут смотрела свои папки и документы, увидела, что завалялся у меня постик, вернее, рыхлая такая заготовочка о кикладской скульптуре(почти антиафродита), может, и выложу, если закончу и драйв поймаю...эх, призвать бы аристотелевскую энтелехию, ну, чтобы из грецкого ореха - дерево)

Михаил Ромашков 06.10.2016 | 23:1923:19

Дерево вырастает не из-за энтелехии.... Не люблю Аристотеля... Еще со времен Ефремова и его Таис.
Орех зреет, дерево растет, а драйв - отключитесь от происходящего - и вдруг, поймаете...
Мне лично уже долго не удаётся... приземлили меня сильно (((:

Инга Инга 07.10.2016 | 00:5000:50

Разве Вы не верите в силу, заключающую в себя и цель и результат?) Недавно у кого-то прочитала примерно такое: у человека имеется отстоящий палец и уйма дурных наклонностей и привычек, а значит принцип энтелехии к нему не применим.))
Не помню,а что, у Таис по Ефремову был конфликт с Аристотелем???Однако... Почему-то меня не тронула ни "Таис", ни "Час быка". Не знаю, может, звезды не сошлись...но думаю, что и правда, Аристотель не был ангелом во плоти...Если по теме, то я ужасно люблю "Вообрази себе картину" Хеллера. Изумительная книга.
Вы совсем расстались с идеей закончить Велисария? Или это только здесь, на Дилетанте?Это очень, это очень плохо. И почему же и кто приземлил? Ведь материал ложился буковка к буковке, факт к факту. Держало и было очень интересно. Даже после перерыва получилось здорово. Живым языком, мастерски, с полным знанием фактологического материала...может, ещё передумаете?

Михаил Ромашков 08.10.2016 | 20:2420:24

Ох, Инга! Спасибо, конечно, на добром слове.
Брался несколько раз дальше сочинять, но куда-то энтузиазм делся. Необходима некоторая погруженность в тему, отключение от реальной жизни, лучше всего творческий отпуск...)))
Тут дело не в передумывании - продолжить хочется, но не дается пока... кстати, похожие симптомы замечал почти у всех российских авторов - начинают писать интересно и многообещающе, а потом как-то всё комкают и заканчивают маловразумительным финалом или вообще без финала или мистикой какой-нибудь...
Вот пока я и остановился, "...пройдя до половины, я очутился в сумречном лесу..." :))

Инга Инга 09.10.2016 | 12:2312:23

По-моему, у Вас вышло ровно наоборот: Вы взяли творческий отпуск, чтобы позволить себе отлынивать и филонить)) Я читала с огромным удовольствием и сам текст, и, будучи не слишком в теме военных стратегий и прочих тактик, то и комментарии, например Ваши с Олегом. Будет очень жаль, если не завершите тему. Велисарий "оттуда" не забудет, не простит))
Да, согласна, у многих авторов случались и будут случаться сумеречные зоны. Что поделать, человек - не бездушная машина. Но лучше не позволять себе "исписываться". Это и для любой профессии - золотое правило, и для творческого хобби.Даже если не хочется...ведь наработанные навыки и стиль утрачиваются...Как Бах говаривал: день не играю - на следующий ошибку замечаю я, два дня - мои родные, а три дня не играю - ошибки начинает слышать публика. Это преувеличение,конечно, но... В общем, поскорее выходите из леса)))...по крайней мере подумайте.