Небесное и земное...

Опубликовано: 22 декабря 2015 в 09:37 Распечатать Сохранить в PDF

Герард Давид. «Мадонна с миской супа». Дерево, масло, 35×29см. Королевские музеи, Брюссель.

Герард Давид — нидерландский художник второй половины XV — начала XVI веков. Писал он во времена спокойные, предшествующие потрясениям, вызванным к жизни разного рода учениями: Лютера, Кальвина, потрясшими католическую церковь в конце 10-х годов XVI века, а в середине века и вовсе вылившимися в национально-освободительную борьбу против яро католической Испании. В общем, во времена Давида были тишь, да гладь, да божья благодать, что способствовало стремлению не просто проникнуться божественным учением, но и взглянуть на него как-то по-особенному.

Картина, которая перед нами — удивительная. Она маленького формата и, вполне вероятно, носила совершенно эксклюзивный в смысле потребительских качеств характер. То есть предназначалась для какого-то частного и очень непубличного использования. Дело в том, что доселе мне не встречалось изображение Святого Младенца с ложкой в руке, обозначающее лишь одно: ничто человеческое Иисусу было не чуждо. Согласитесь, подобная приземлённость решительно переворачивает наши представления о святости. Ведь получается, что он не одним Святым Духом питался! Художники во все времена старательно избегали вопросов, касающихся физиологии существования маленького Иисуса. А ведь он был хоть и необычным ребёнком, но не до такой же степени, чтобы только протягивать ручки навстречу умиляющимся взрослым. В общем, в европейской живописи XV века художники решали проблему двойственной сущности Христа (человека и бога одновременно), о которой вдруг вспомнили, довольно простым способом: изображали Младенца голеньким, показывая все его человеческие особенности. Которые, в свою очередь, ничем не отличались от особенностей его сверстников. Давид же попробовал пойти другим путём. Человеческую сущность Иисуса он подчёркивает его чисто физиологическими запросами, как то: наличием аппетита, потребностью во вполне себе человеческой пище. И у Давида Иисус — действительно, самый обычный ребёнок, одетый в самую обычную детскую одежду. И находится он вместе с матерью в обычной комнате с обычным видом из окна. Видимо, подобное упрощение святого образа не нашло должного понимания среди соответствующих церковных инстанций. Низведение божественного до бытового обескураживало. Пропадала некая исключительность объекта нашего внимания, без которой в религиозной живописи попросту нельзя. Наверно, поэтому данный опыт и не получил широкого распространения.

Картина написана очень мягко, нежно. Мадонна тоже выглядит несколько необычно: по-домашнему, хотя и не простонародно. Художник, столкнувшийся с проблемой придания человеческому образу ореола святости, именно так эту проблему и решает: с помощью обозначения лёгких, прозрачных, воздушных накидок и контуров. И в распущенных волосах Мадонны — мягких, воздушных — видится что-то божественное, а отнюдь не бытовое. В общем, художник отнёсся к легендарной паре с большим чувством. И нам остаётся только насладиться нежнейшими переливами и карнациями. Очень светлая, задушевная картина, наполненная искренней любовью к досточтимым персонажам.

Комментарии 11

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
Речка Лесная 24.12.2015 | 15:3815:38

Герард Давид – нидерландский художник второй половины XV – начала XVI веков.
----------------------------
ну вот. Борис, можете же, когда захотите. и даже в религиозной борьбе слегка разобрались)). рада за вас. Жаль, что нельзя увидеть Ваши предыдущие шедевры- вместе посмеялись бы, уверена.

Борис Вараксин 24.12.2015 | 16:0016:00

Уверены? Напрасно. Я предпочитаю другую компанию...

Аркадий Куратёв 23.12.2015 | 21:1221:12

Завтрак святого семейства.

Наверно, просто и спокойно в тех краях,
В которых без проблем прокормится семья.

Суп в миске глиняной на краешке стола
Порой нужнее государственных наград.

Чтоб сытостью соединить дитя и мать
Не надо множество законов принимать!

А стоит лишь понять, что яблоко и хлеб
Первичны в череде совсем иных потреб.

Ну, если ложкой деревянной поиграть
То легче суп в себя по толике вобрать.

Без слов - раз сыт ребенок ныне и вчера
То материнский сон спокоен до утра.

Борис Вараксин 23.12.2015 | 22:0422:04

Да, всё просто и спокойно. И никакого импортозамещения...

Аркадий Куратёв 23.12.2015 | 22:3622:36

С "инквизицией" продуктов путем уничтожения на свалках.

Инга Инга 22.12.2015 | 23:5223:52

Чудесно, как же чудесно! И эти две ложки - одна в руках матери, а другая в руках дитя - как верно!"Так было всегда"!Удивительный младенец всё равно должен был пройти школу жизни, постичь её самую бытовую сторону, иначе разве "сын человеческий"?... И разве не кашей мы все и начинаем познание мира(!))) Нравится она(каша) нам или нет, нравится ли он (мир) нам или нет)) Борис, замечательная картина,да и подача Ваша - не добавить, да и незачем.
Это уже следующий музей? Надеюсь от всей души, что и там найдется много интересного.

Борис Вараксин 23.12.2015 | 09:1509:15

Да, Инга, это уже картины из Королевского музея в Брюсселе. Там не будет такого богатства и разнообразия, как в Дрезденской галерее (которая, на мой взгляд, явление просто исключительное), но кое-что сыщется.

Инга Инга 23.12.2015 | 15:4215:42

А знаете,Борис, вчера, после этой Вашей "ложечки", никак не могла вспомнить, какую же еще "необычную"Мадонну я знаю. Вернее,точно знала, что есть такая,и что она меня в своё время просто поразила, но вот никак... А сегодня дошло! Это " Мадонна на лестнице" - барельеф Микеланджело. Совершенно фантастической силы вещь.И всё там необычно - и то,что лестница (марши,пролеты,ступени), и то, что Мать на Дитя не смотрит, и что младенец со спины, да и спина младенца - спина атлета, мускулистая! и руки у Мадонны очень сильные....и у Иисуса нет нимба. Мне кажется или я ошибаюсь: здесь, по-моему, тоже нимбы отсутствуют? (P.S. Сейчас перечитала свой комментарий...Я тут вечером перепутала кашу с супом)), что поделать, у всех свои национальные особенности первого прикорма)). Надеюсь, ничего страшного?))

Борис Вараксин 23.12.2015 | 16:1916:19

А я и не видел этот барельеф. Или не обращал на него внимание. Эпатажная работа. Микеланджело явно хотел удивить мир своим представлением об анатомии человека. Вполне в его стиле. Что же касается нимба... Художники Северного Возрождения то писали его, то не писали. Каждый по-своему. Некоторые изображали божественное свечение вокруг головы. На мой взгляд, никакой системы здесь нет. Кто во что горазд. Но ведь была определённая свобода. Это уже потом, позже, в середине XVI века, начали везде искать канон. Католическая церковь спохватилась при виде ускользающего своего влияния на массы трудящихся, но было уже поздно. Что же касается супа, а не каши... Так ведь, может, это каша и есть. Наверно, это вообще не очень важно...

Инга Инга 23.12.2015 | 16:3416:34

Неважно, конечно).Что касается ускользающего влияния католической церкви, так и ладно, не так уж плохо в конце -концов вышло. Кто хотел - освободился, кто верил по настоящему - остался,да и вообще молиться следует не правильно, а искренне, да и какая разница в 21 веке, честное слово. Настоящая вера - напиток благородный, как кровь Единорога, и также как и он, редко встречаемый...Барельеф меня удивил, у меня другое мнение на его счет. Я не вижу эпатажности..хотя,и это тоже не слишком важно

Борис Вараксин 23.12.2015 | 16:4616:46

Вспомнился один пост о Доссо Досси. Не могу дать на него ссылку (та, предыдущая версия сайта, как известно, приказала долго жить), но там я приводил в качестве примера картины Доссо с такой же тяжеловесной и потрясающе пластичной натурой. Теперь мне ясно, чьё влияние. Конечно же, Микеланджело и именно этого его барельефа. Фантастика! Век живи - век учись. А насчёт эпатажности... Ну, разве кто-нибудь до Микеланджело ТАК изображал натуру? В особенности - ребёнка? Я не припоминаю...