Божественное спасение...

Опубликовано: 18 декабря 2015 в 10:52 Распечатать Сохранить в PDF

Давид Тенирс. «Освобождение Святого Петра из темницы». 1645 г. Медь, масло, 57×77см. Дрезденская галерея.

Если б не название картины, то мы ни Святого Петра, ни тем более Ангела, вознамерившегося вывести апостола из темницы, проведя его через недремлющих стражников, могли бы и не заметить. Налицо определённое пренебрежение новозаветной библиографией и апостольской святостью основателей католической церкви. А Святой Пётр (а именно он считается первым папой) здесь вообще выглядит инородным телом. Так, малозначащий персонаж… Зато всё внимание отдано стражникам, стерегущим важного заключённого со всей ответственностью. И как же они это делают?

Прежде всего, создаётся впечатление, что всё происходит не в мрачной темнице, а в каком-нибудь трактире. Я сначала так и подумал. И только увидев решётки, понял: тут что-то не так… Мои опасения укрепились при взгляде на груду железных доспехов, сваленных абы как. Доспехи эти, кстати, явно откуда-нибудь из века XV-XVI, если не XVII. И никакого почтения к воинской амуниции. Она сброшена при первой же возможности. Впрочем, кому может понадобиться освобождать какого-то старикашку, от которого опасности — как от младенца? Ну его! Куда интереснее перекинуться в кости. Правда, если играть часов пять подряд, то и кости надоедят. Вот и парням за столом уже несколько осточертело глядеть на все эти комбинации из точек на маленьком кубике. Хотя бросающий явно в ударе. Интересно, на что они играют? Просто так? Тогда эта великая игра надоест значительно быстрее и очень скоро станет смахивать на шизофрению. Может, им по-другому нельзя? Ну, хотя бы во время несения службы? А то ведь к концу караула можно остаться вообще без всего. Чем охранять-то будет?

Да, похоже, играют «на интерес». И как же невыносимо долго тянется служба! Куришь, куришь… Тоска зелёная. Один прикорнул у камина. Тут и тепло, и прислониться можно. Эх, служивые, да разве ж так воинский долг исполняют? От таких стражников не только старик — полугодовалый младенец сбежит. И в чём тогда героизм апостольского побега? Странно было бы, если б он продолжал париться на нарах при такой охране. Это уже смахивало бы на мазохизм.

Назвать сию коллизию развенчанием новозаветного героя? Язык не поворачивается. Кстати, стражники одеты как соотечественники художника. Может, своей картиной он выразил своё отношение к воинской службе? Мол, военные — это такие же люди, как и мы все. И нет в их профессии ничего героического. Наверно, Тенирс был пацифистом. Но не только. Он ещё и иронически относился к католической церкви с её иерархами. Но это-то для протестанта-голландца совсем не удивительно.

Честно говоря, до апостола новой церкви тут никому нет дела. У всех свои проблемы. Жизнь течёт, как ей предписано неким указанием свыше. А всё остальное… Всё остальное не так уж и существенно.

Комментарии 28

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
Инга Инга 21.12.2015 | 22:0322:03

Здравствуйте, Борис! ( простите, не ответить. где положено) В ГМИИ,кажется, есть чудесная "Кермесса". Я обратила внимание на эту картину именно по этому, почти испанскому, названию,оказавшемуся на самом деле что ни на есть голландскому слову, но это все-таки...это фиеста!просто на "голландский" (настаиваю)) манер.
Ангел, несмотря на какую-то микроскопичность, просто чудесный...От него идет свет и это здорово.

Борис Вараксин 21.12.2015 | 21:3221:32

Инге на 20:46.
Здравствуйте, Инга! Посмотрел я картину из Метрополитен и сильно удивился. Там совсем другой художник! Первая мысль, что у меня возникла - в Метрополитен чья-то копия (или подобие копии) Давида Тенирса. Жёсткая живопись, без этой "тенирсовской" воздушности... В ГМИИ им. А.С.Пушкина есть несколько работ Тенирса и от его "Курильщика", например, невозможно оторваться. Картина из Метрополитен - совсем другая... Но тут уже вопрос к искусствоведам. Что же касается Ангела... Там какая-то непонятная история. Он провёл Св. Петра (если я не ошибаюсь) именно через стражников, которые непостижимым образом их не заметили. Тенирс даёт свою версию, почему. И версия более чем убедительная. Кстати, Ангелу пришлось уговаривать Св. Петра. Тот хотел испытать на себе все причитающиеся ему муки. По примеру учителя. Но Ангелу удалось его уговорить. Так что путь, конечно, был один. Но пришлось призывать к авторитету Всевышнего.

Инга Инга 21.12.2015 | 20:4620:46

Есть ещё одна картина на тот же сюжет, в Метрополитен, и не на меди, а на дереве. Что меня удивило - перекочевал этот сумасшедший красный бант на камзоле, настолько лимонно -желтом, что вызывает счастливый вздох. http://gallerix.ru/album/Met-1/pic/glrx-122230
Мне кажется, Ангел показывает рукой (что в одной картине, что в другой) совсем иное направление выхода - минуя проход караулки со стражниками.Словно художник хочет сказать: у служителей узилища - свои заботы, у Петра и Ангела — свои, и их пути и помыслы не пересекаются. Путь Святого вообще как-бы в другом измерении. Тюрьма — она же ещё и духовная тюрьма по символике,и выход из неё — путь к прозрению. Здесь иное. Бытовое прочтение явно относится к заказам новых буржуа (возможно, из крестьян или ремесленников, разбогатевших случаем и трудом, (согласна,почти "малые голландцы", да и влияние Браувера никуда не деть),то и удовлетворяет их вкусам - чтоб было всё, как в жизни!: praktisch, economisch,realistisch... Какой уж тут Петр с Ангелом, честное слово, это к дурковатым мечтателям католикам обращайтесь. А тут- солдат спит (греется у камина, играет в кости, курит..) - служба идёт. Интересно, было ли актуально в те времена "до дембеля осталось.."? Мне даже померещилась какая-то предтеча коллажа, но если бы не совпадение размеров. перспективы и фактур.