Жертвоприношение Силену

Опубликовано: 28 ноября 2015 в 09:07 Распечатать Сохранить в PDF

Себастьяно Риччи. «Жертвоприношение Силену». 1723. Холст, масло, 56,5×73,5 см. Дрезденская галеоея.

Эта картина — парная к уже изученной нами «Жертвоприношение Весте». Они схожи и композиционно, и, что несколько удивительно — своим внутренним напряжением, взволнованностью, драматизмом. И если в картине с весталкой интересный сюжет, что называется, лежит на поверхности, то в картине с участием Силена всё несколько сложнее. Не сразу и поймёшь, о чём здесь идёт речь вообще. Попробуем разобраться…

Силен — воспитатель и наставник Диониса, личности, известной своим буйным нравом и несдержанностью во всём: от потребления пьяняще-веселящих напитков до безудержного празднования по любому поводу. Соответственно, Силен обычно изображается бородатым лысым стариком, как правило — навеселе. У Риччи же Силен (вернее — его бюст) больше смахивает на какого-то философа, грустно размышляющего над странностями человеческого бытия. И тут надо вспомнить одну немаловажную деталь: Силен (при всём его легкомыслии) обладал редким качеством — даром предвидения. Т. е. умел предсказывать будущее. А это многое меняет.

Что же приносят Силену? В общем-то, как обычно: животных, ткани, дорогую посуду… Но делается это не за просто так. Седобородый старик высокого роста в центре картины — видимо, не только сборщик дани, но и некий медиум, голосом которого Силен озвучивает свои предвидения и предсказания. И горе тому, кто не сумеет задобрить жизнелюбивого гуру должным образом. Тут лучше не рисковать и проявить себя самым достойным образом. И можно видеть, насколько всерьёз воспринимаются пророчества философоподобного наставника знаменитого олимпионика. Человек с барашком буквально подавлен истовостью речей служителя культа, полностью осознал своё ничтожество и в следующий раз постарается принести, к примеру, уже не барашка, а крепенького бычка. Для женщины божественное пророчество — это самый настоящий приговор, который вот-вот случится. Кстати, художник, как и в парной картине, изобразил большое блюдо. Но на этот раз в него посматривает не весталка (что было вполне логично), а сам медиум. И это тоже можно понять. Ведь он, на самом деле — хороший актёр, которому надо держать марку. Он должен производить впечатление на публику. И тут уже одним возложением руки на мраморный бюст не обойтись, хотя этот жест и исчерпывающе доказывает: чтение мыслей производится прямо и непосредственно из головы провидца. На публику нужно воздействовать и жестом другой руки, и патетическими возгласами, и строгостью визуального образа. То есть воздействие должно быть комплексным и всеобъемлющим. Театр — он и в древности театр…

Комментарии 38

Чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
Речка Лесная 30.11.2015 | 11:3611:36

Евгения Полянцева 28.11.2015 | 21:2721:27
На Речка Лесная Сегодня 21:12

-Ну , ..."О времена.., о нравы..."...
-Речка Лесная .., а вы смотрели "Игру престолов"..? -Какую оценку дадите вы..?
-Ваше мнение очень интересно...
----------------------------------------
Женя. я не смотрю гностическо-оккультную чушь и Вам не советую. мне жалко времени. а также я понимаю.что есть "Фабрика грез". эти циничные люди- "акционЭры" кинокомпаний- в большинстве своем иудеи, типа "братьев Воронов" из Белоруссии (уорнер бразерс)- "Беня ворон" с витебщины решил. что хватит чинить чужую обувь. и надо начать "лечить мозги" гоям- это не для меня.
я как-то посмотрела из уважения к ребенку про вампиров- не помню название-что-то на "с"- там целый цикл в кинотеатрах шел. и поняла, что поколение детей наших- это добыча. Кстати. заглянула в пост к оборотню Григорьяну- он о землю ударится- и забыл, что писал 2 часа назад. и тут же подстроился под публику. кроме как характеристики на букву "ч" ничего не рождается. а я уже как-то даже хотела полюбить его дружеской любовью))) Васильченко прав.

Евгения Полянцева 30.11.2015 | 16:0516:05

-Да ., Я абсолютно согласна по поводу... "беней" ... -А уж когда "бени" практически поддержали Турцию.., то...уж...-тут ...без комментов... -Ну , как видно... -шекели не пахнут...
-Ну , а про вампирчиков... -это уже не актуально... -Я вот наоборот думаю.., что это была своего рода "прививочка" для детворы.., да и для взрослых тоже...
-Но , что поделаешь., если человечество привыкло лукавить... -Ведь давно уже ясно всему миру , что ислам ... -это никакая не религия... -А просто есть "мировой серпентарий".., где и клубятся все разновидности.... этих рептилио-идеолого-псевдо религиозных ментально-одинаковых многоликостей... -Но мир всё равно придуривается и признаёт легальность этого серпентария... -Европа уже кажется...-допридуривалась...
-Ну , а "гностическо-оккультная чушь"... -это тоже очень плохо.., но в сравнении...
-А оборотней Я тоже не воспринимаю... -они из тех , кто отравляют колодцы и светлые ручьи.., а потом "сопереживают" агонии...

Борис Вараксин 29.11.2015 | 21:1921:19

Евгении на 20:49. А я теперь, пожалуй, погожу смотреть "Ночного портье". Что-то мне подсказывает: спешить не стоит. Нет, я не отказываюсь совсем, но порой ожидание события значительно интереснее самого события. Вот и посмотрим...

imya rek 29.11.2015 | 19:0419:04

Силен (при всём его легкомыслии) обладал редким качеством – даром предвидения. Т.е. умел предсказывать будущее. А это многое меняет…
…И горе тому, кто не сумеет задобрить жизнелюбивого гуру должным образом.
--------------------------
Вообще-то Силен совершенно не хотел никому ничего предсказывать. Не то, что горе насылать, ничего не хотел и не требовал. Силену не надо было. Он не требовал. Наоборот. Требовал другого. Лишь бы не приставали…
Но если хочется всё свалить на Силена ("горе тому, кто не сумеет его задобрить"! – и т.д. и т.п.), то… То, пожалуй, и так можно. Всё можно. Даже наговаривать и приговаривать. Несправедливо.

— А тебе, дорогой мой Аполлодор, приятнее было бы видеть, что я приговорён справедливо, чем несправедливо? — И при этом он улыбнулся.
(с)

Лана Lana 29.11.2015 | 19:2919:29

"упиться" вином, чтобы предсказывать...это даже не драма, это трагедия... да, дары подносящие часто бывают жестоки, когда "пророчества" или философские изречения не соответствуют их представлениям и надеждам...могут и поднести и совсем другую чашу...

Борис Вараксин 29.11.2015 | 19:5219:52

Ну, опять же... Я прежде всего смотрю на картину, а уж потом в исторические хроники. Картина и исторические хроники (а тем более - мифы) могут сильно расходиться в смыслах и трактовках. Художник (именно художник) имеет право на собственное видение. Иначе все художники писали бы одно и то же. Разве такое возможно? И у Риччи я вижу его собственный взгляд. Те, кто принесли пожертвования, относят гнев или недовольство Силена, озвучиваемое его медиумом, именно на свои пожертвования. Это медиум так постарался, а не я. Он создаёт атмосферу подчинения и покорности. Он играет с пришедшими. Было так на самом деле или не было - никто не знает. Риччи считает, что могло быть. Ну, а я прочитал его мысли.

Лана Lana 29.11.2015 | 20:0920:09

да, Борис, ну что Вы?)) это не "спора ради, а своего взгляда для"... простите за вторжение)))

Борис Вараксин 29.11.2015 | 20:4420:44

Всё нормально, Лана. Я просто немножко прояснил свою позицию. Не стоит историю изучать по картинам. Особенно древность. По таким картинам лучше изучать художника, его взгляды, его время. Ну, и проводить сравнение с известными историческими сведениями. Художник ведь писал свои картины 400 лет назад. Многое изменилось. И мы не знаем доподлинно, какими источниками информации он, художник, пользовался. Это всё хорошо бы учитывать...

Мария Гаврилова 16.12.2015 | 16:5016:50

)))