История Михаила Бабушкина похожа на сюжет кино: выходец из многодетной крестьянской семьи, он и мечтать не мог, что получит образование, станет большим человеком, будет управлять «железной птицей» и спасать людей в арктических водах. Однако по итогам революции, Первой мировой и Гражданской войны в России установился новый мир, в котором нашлось место способному пареньку неблагородного происхождения.
От сохи — в пилоты
В 1893 году в семье слесаря родился мальчик, которого назвали Мишей. Жили они в то время в 18 километрах от Москвы, в деревне Бордино. Позднее семья переехала в посёлок Лосиноостровский. Сегодня это часть Москвы, охватывающая несколько районов: Бабушкинский, Свиблово, Лосиноостровский и Ярославский.
В школе Михаил провёл всего три года — надо было помогать родителям кормить большую семью. Но куда было податься? Только в так называемые ученики — мальчики на побегушках. Однажды Бабушкину повезло познакомиться с инженером, который устроил смышлёного парня на Северную железную дорогу в телефонно-телеграфные мастерские. Работа хотя и была поинтереснее, но перспектив особых не сулила. Тогда Михаил записался на курсы и начал с усердием изучать двигатель внутреннего сгорания.
В следующий раз Бабушкину повезло, когда он встретил представителя иностранной фирмы — поставщика двигателей «Бенц». Михаил должен был ездить по стране и устанавливать их. Такая работа сулила немалые заработки. Но началась война.
К тому времени Бабушкин уже мечтал об авиации. Как-то раз он даже попытался устроиться на Ходынке механиком — самолёты ремонтировать. Но его тогда только обсмеяли. Теперь же, во время призыва, Михаил попросился в воздушную часть. Несмотря на отсутствие опыта, юношу отправили в Гатчинскую военную авиационную школу. Выпускников первых военных месяцев оставляли при школе в качестве педагогов — инструкторов не хватало, а солдат на обучение присылали много. С этого момента и до конца жизни судьба Бабушкина была неразрывна с авиацией.
После Гражданской войны Бабушкин планировал продолжить работу инструктором. Его уже было определили в Борисоглебскую лётную школу, но пришёл приказ о демобилизации. Михаил Сергеевич ушёл в гражданский воздушный флот.
Знакомство с Севером
Во второй половине 1920-х стояла задача освоить воздушное пространство Арктики. Так, Совторгфлот поставил задачу организовать воздушную разведку гренландского тюленя для судов зверобойной экспедиции. Бабушкина направили на север. Тяжело было работать — и не только из-за суровой погоды, но и из-за суеверий поморов, считавших пилотов чертями, и капитанов промысловых кораблей. Конечно, со временем, после многократных удачных вылетов — и для спасения зверобоев на отколовшейся льдине, и для разведки залёжки тюленя — отношение менялось.
Последний полёт
«Он был под два метра, богатырь. Правда, выглядел старше своих лет — жизнь была непростая, да и летал он на севере, в суровом климате», — вспоминает его внучка Елена. Своего деда она знает только по фото и рассказам родственников, самого его она никогда не видела, ведь родилась уже после трагической гибели Михаила Сергеевича.
Бабушкин на этот раз был в необычной для себя роли — не пилота, а пассажира: незадолго до вылета он сломал ногу и потому не мог управлять самолётом. Как вспоминает его внучка Елена, «он всегда говорил бабушке: «Не бойся, Маша, пока я за штурвалом, ничего плохого со мной не может случиться, самолёт я посажу в любой ситуации».
В 1937 году пропал самолёт Сигизмунда Леваневского, совершавшего перелёт с Северного полюса на Аляску. Михаила Бабушкина направили на поиски экипажа. В течение нескольких месяцев продолжалась операция, но безуспешно. В мае 1938-го Бабушкина отозвали в Москву. Накануне вылета он сломал ногу, а потому в своём последнем полёте был в необычной для себя роли пассажира: управлять тяжёлым бомбардировщиком ТБ-3 с травмой было невозможно.
При взлёте загорелся двигатель, было решено сесть на воду в Северную Двину. Приводнение было жёстким, Михаил Сергеевич сломал рёбра. На борту был матрос, который помог людям доплыть до берега. Бабушкин же, хотя и с травмами, но оставался до последнего в самолёте — он был капитаном и не мог покинуть судно.
Когда на борту оставались Бабушкин и доктор, казалось, что спасение близко. Но доктор, не умевший плавать, запаниковал, стал цепляться за матроса, и они утонули. Чудом Бабушкин выбрался из тонущего самолёта, спустя какое-то время, ниже по течению, его вытащили местные рыбаки. Это были те самые поморы, которым Михаил Сергеевич помогал в промысле. Рыбаки, не зная о переломанных рёбрах, стали делать искусственное дыхание и массаж сердца. Ребро порвало лёгкое, и Бабушкин скончался. Это произошло 18 мая 1938 года. Знаменитому лётчику было всего 44 года.
Сыновья Михаила Сергеевича тоже стали лётчиками — они погибли в годы Великой Отечественной войны.