Довольно непримечательный до поры род Шуваловых получил огромную власть и влияние в один момент. Произошло это после того, как двое придворных — братья Александр и Пётр Шуваловы — приняли активное участие в очередном дворцовом перевороте, в результате которого к власти пришла императрица Елизавета Петровна. Она щедро заплатила за оказанную услугу: в мгновенье ока Шуваловы превратились в новых хозяев жизни, приобретя новые звания, должности, титулы и земли.
В отличие от многих других знатных фамилий, Шуваловы не могли похвастаться древними предками или особенно благородной родословной — их происхождение было довольно туманным. Родоначальником семейства считается костромской дворянин Дмитрий Шувалов, впервые упомянутый в письменных источниках в 1561 году. О его предках ничего не известно. Следующие поколения основанного помещиком рода исправно служили российским правителям на разных должностях — начиная с воевод и стольников в допетровские времена и заканчивая гвардейскими офицерами уже после восшествия на престол первого императора. Особого влияния на государственные дела Шуваловы не имели, и эта фамилия сейчас наверняка была бы известна только узкому кругу историков, если бы не счастливый случай.
Братьям Александру и Петру Шуваловым повезло оказаться в нужное время в нужном месте. Их отец, выборгский комендант Иван Максимович, выхлопотал сыновьям должности при дворе младшей дочери Петра I Елизаветы. Братья вошли в её ближний круг, а в ночь на 6 декабря 1741 года помогли цесаревне осуществить дворцовый переворот и захватить власть. Малолетний император Иван VI был низложен и провёл остаток жизни в заключении.
Именно после воцарения Елизаветы Петровны по-настоящему взошла звезда Шуваловых. Они получили всё, о чём только могли мечтать: награды, земли, власть и почёт. В 1746 году обоих возвели в графское достоинство. Но это ещё не всё: спустя три года фаворитом императрицы стал их двоюродный брат Иван Иванович, и после этого власть Шуваловых стала почти безраздельной. Вплоть до смерти Елизаветы в 1762 году они оставались настоящими хозяевами страны. Пётр Шувалов многое сделал для развития артиллерийского дела в России, Александр руководил Тайной канцелярией, а Иван покровительствовал наукам и искусству и был основателем Московского университета.
После смерти Елизаветы на престол взошел её племянник Пётр III, но его правление оказалось коротким: в результате ещё одного дворцового переворота власть захватила жена императора Екатерина. Шуваловы, которые делали ставку на Петра, оказались в опале, но следующее поколение семьи избежало этой судьбы. У сына Петра Шувалова, Андрея, были прекрасные отношения с новой императрицей, он даже выступал личным редактором Екатерины при её переписке с Вольтером и другими зарубежными адресатами.
Андрей Петрович был общим предком всех графов Шуваловых, живших в 19-м веке, — среди них, кстати, насчитывалось немало примечательных личностей. Двое его сыновей были генерал-адъютантами при императорах Павле I и Александре I. Младший, Павел Андреевич, принимал участие в Итальянском и Швейцарском походах Суворова, отличился во время Наполеоновских войн и даже сопровождал арестованного Бонапарта на остров Эльба. К следующему поколению принадлежал Пётр Андреевич Шувалов, который за свою жизнь успел побывать санкт-петербургским обер-полицмейстером, главой Третьего отделения (царского политического сыска с дурной репутацией), а также генерал-губернатором Остзейского края и даже послом в Лондоне. Графа даже называли «Петром IV» за его влияние на государственные дела при Александре II.
После смерти Петра Андреевича в 1889 году старшим в роду стал его единственный сын Андрей. Ему довелось стать свидетелем крушения Российской империи и прихода к власти большевиков. Как и многие другие представители высшего дворянства, Шувалов состоял на военной службе, участвовал в Первой мировой, а затем и в Гражданской войне на стороне Белого движения. Умер он уже в эмиграции в Монако.
Сейчас фамилия Шувалов считается довольно распространённой в России, однако большинство её носителей не относятся к этому роду, а происходят от мещан либо крепостных, когда-то принадлежавших знаменитым графам.