Заговор Гармодия
Два афинянина Гармодий и Аристогитон вошли в историю как убийцы афинского тирана Гиппарха. Их личности уже в древности были мифологизированы. Гармодий и Аристогитон заняли место в афинском пантеоне героев как борцы за свободу. Память об их подвиге жила в Афинах на протяжении всей античной истории и была частью самосознания афинян.
В 527 году до н. э. после смерти Писистрата власть в Афинах унаследовали его сыновья Гиппий и Гиппарх. По словам Аристотеля, младший брат Гиппарх увлекался искусством и был человеком легкомысленным.
Поначалу режим Гиппия и Гиппарха не был суровым. Они даже снизили налог для афинян. Тираны старались поддерживать мирные отношения с другими аристократами, давали им должности в полисе.
Гиппарх приглашал в Афины знаменитых поэтов, таких как Симонид Кеосский и Анакреонт. Под руководством братьев было завершено строительство зала для посвящений в Элевсине, где проходили знаменитые религиозные мистерии. Также по приказу Гиппия и Гиппарха был достроен храм Афины на Акрополе и сооружен алтарь двенадцати олимпийским богам. По всей Аттике возвели многочисленные гермы с написанными на них нравоучительными цитатами.
Первым шагом к падению власти сыновей Писистрата стала любовная история. В Афинах жил юноша по имени Гармодий. Как это было принято в Греции, у него был любовник — афинский гражданин Аристогитон. Красавец Гармодий понравился и Гиппарху, но юноша отверг ухаживания тирана.
Оскорбленный Гиппарх решил отомстить семье Гармодия. Сначала сестра юного афинянина была выбрана для несения священной корзины во время праздника Панафиней. Затем организаторы отменили решение и заявили, что девушка недостойна такой чести. Гармодий и Аристогитон посчитали себя оскорбленными и решили действовать. Вместе с другими заговорщиками они задумали убийство тиранов во время Панафиней, когда граждане имели право носить оружие.
В день Панафиней Гармодий и его соратники готовились напасть на Гиппия и его телохранителей, но увидели, что один из заговорщиков дружески беседует с тираном. Они решили, что он их выдал, и попытались сделать хоть что-то. На агоре они напали на Гиппарха и закололи его. Гармодий был убит людьми тирана на месте. Аристогитон скрылся, но позже был пойман и умер под пытками.
После убийства брата Гиппий стал опасаться за свою жизнь. Начались аресты и казни. Одновременно были потеряны принадлежавшие Афинам золотые рудники во Фракии, и тирану пришлось увеличить налоги.
Афиняне из рода Алкмеонидов дважды пытались свергнуть Гиппия, но терпели поражения. После этого они подкупили жрецов в Дельфах, чтобы те убедили спартанцев низложить тирана в Афинах. И в 510 году до н. э. царь Спарты Клеомен сместил Гиппия.
Скульптура Тираноубийцы: память о героях
Спустя несколько лет после падения Гиппия афинянин Клисфен провел реформы, которые стали основой афинской демократии. Новому времени требовались герои и борцы с тиранами. Тут к месту оказалась память об убийцах Гиппарха Гармодии и Аристогитоне.
Первая скульптурная группа в честь тираноубийц была воздвигнута в Афинах в тридцатилетие между изгнанием Гиппия и взятием Афин Ксерксом в 480 году до н. э. Ее автором был Антенор. Впервые в истории Афин на агоре поставили статуи смертным людям.
Сам факт установки скульптурной группы воспринимают как часть политической борьбы в Афинах 490−480-х годов до н. э. Предположительно, памятник тираноубийцам относят ко времени после Марафонской битвы. Персидским проводником в этом походе был сосланный тиран Гиппий. Афиняне изгнали остракизмом его родственника, Гиппарха, сына Харма.
В Афинах была статуя Гиппарха как бывшего архонта. После того, как в 488 году до н. э. этот родственник тиранов был изгнан, статую переплавили в стелу с именами предателей. Посвятительная надпись Гиппия на алтаре Олимпийцам была стерта. Таким образом, возведение статуй Гармодия и Аристогитона стало частью мер по прославлению тираноборцев и проклятию памяти самих тиранов.
Когда армия Ксеркса взяла Афины, захватчики уничтожили многие статуи. Но скульптурная группа работы Антенора вместе с некоторыми другими была вывезена в Сузы. Скорее всего, ее выбрали для этого Писистратиды, сопровождавшие армию персов.
Афинская демократия: память о Гармодии и Аристогитоне
После победы при Платеях афиняне вернулись в опустошенный город и начали его возрождение. В 477−476 году до н. э., как повествует Паросская хроника, на агоре была воздвигнута новая скульптурная группа в честь Гармодия и Аристогитона. Ее авторами были Критий и Несиот.
В 450−430-е годы до н. э., когда молодая демократия набрала силы, Гармодий и Арситогитон стали популярны. Их памятник украсила эпиграмма поэта и драматурга Иона Хиосского. Потомки Аристогитона по одной из линий получили по предложению Народного собрания бесплатное питание за счет города. Внучке Аристогитона, жившей в нищете, досталось от государства достойное придание.
Демагог Клеон, находившийся на вершине афинской политики в 420-е годы до н. э., гордился тем, что его жена происходила из того же рода, что и Гармодий.
Аристократы во время своих симпосиев поминали имена убийц тирана. Был сочинен сколий (застольная песня) в честь Гармодия и Аристогитона. Аристофан даже называет исполнение песни в честь Гармодия синонимом застолья.
Застольная песнь оставляла место импровизациям, и некоторые из них могли высмеивать память Гармодия и Аристогитона. Поэтому в конце V века до н. э. был принят закон, запрещавший порочить имя тираноубийц и пародировать песни о них.
События конца V века до н. э. оживили в общественном сознании афинян события предыдущего века. В 411 году до н. э. в Афинах был установлен олигархический режим Четырехсот. После его падения его называли тиранией, а одного из лидеров переворота, Фриниха, приравняли к тирану Гиппарху.
Даже обстоятельства гибели Фриниха повторяли смерть тирана. Лидера Четырехсот закололи на агоре несколько афинян. Имя Фриниха было подвергнуто тому же посмертному проклятию, что и имена Писистратидов. Его останки были выкопаны и вывезены за пределы Аттики, а дом сравняли с землей.
Убийца Фриниха Гермон и его сообщники не получили почестей, аналогичных Гармодию и Аристогитону, но были отмечены согражданами — им подарили почетные венки.
Историю о Гермоне сохранил Плутарх. Но, возможно, он допустил ошибку. Афинские ораторы называли убийцами Фриниха метеков Фрасибула Калидонца и Аполлодора Мегарского. Сразу после преступления их арестовали, но афиняне добились их освобождения. В 409 году до н. э., после падения Четырехсот, был принят декрет, по которому Фрасибул Калидонец получал право на гражданство и золотой венок. Скорее всего, его наградили за убийство Фриниха.
В 410 году до н. э., афиняне приняли еще один закон, призванный защищать демократию. В нем можно найти отсылки к ранней истории. Всякий, кто будет участвовать в свержении демократии или занимать должность в причастном к этому правительства, должен быть объявлен врагом афинян. А его убийца не считался запятнанным. Более того, афиняне давали клятву убить словом, делом, оружием или подачей голоса того, кто участвовал в свержении демократии, антидемократическом правительстве или тирании. Того, кто погибнет, совершая убийство преступника, будут чтить, как Гармодия и Аристогитона.
В 404 году до н. э. после поражения в Пелопоннесской войне в Афинах пришел к власти режим Тридцати. Его идеология строилась на отрицании демократии и ее символов. Афиняне, боровшиеся с тиранами, приобретали в общественном сознании славу убийц.
После восстановления демократии в 403 году до н. э. песнь в честь Гармодия и Аристогитона стали исполнять во время Панафиней. На призовых амфорах для участников спортивных состязаний изображали Гармодия и Аристогитона. Их портреты украшали также кувшины для праздника Анфестерий, на котором соревновались в распитии вина на скорость.
В 394 году до н. э. афинский стратег Конон, победивший спартанцев в морской битве и восстановивший Длинные стены Афин, удостоился статуи на агоре. По словам Демосфена, Конон первый после тираноубийц удостоился статуи. Он сравнивает его победу с подвигом Гармодия и Аристогитона — Конон освободил Элладу от тирании Спарты. Рядом со статуей Конона афиняне поставили скульптуры его союзника Эвагора. Несомненно, новая скульптурная группа подражала монументу Гармодию и Аристогитону.
Память о героях древности после Классической эпохи
Между 324 и 261 годами до н. э. в Афины вернулась похищенная персами скульптура Гармодия и Аристогитона работы Антенора. В качестве дружеского жеста ее послал в полис либо сам Александр Великий, либо кто-то из первых царей государства Селевкидов. Отныне на агоре стояли две скульптурные группы тираноубийц.
Новая эпоха, эпоха царей, вносила коррективы в облик Афин. После изгнания Деметрия Фалерского в 307 году до н. э. в городе воздвигли статуи царя Антигона Одноглазого и его сына Деметрия. Скульптуры явно показывали, что Антигон и Деметрий — новые освободители.
Установить статую человека рядом со скульптурной группой убийц тирана оставалось честью, которой не мог удостоиться каждый заслуженный афинянин. Однако постепенно рядом со скульптурами Гармодия и Аристогитоня появились статуи царственных благодетелей Афин — Лисимаха, Пирра, царей и цариц династии Птолемеев.
Когда полис попал под власть Рима, в его политической риторике зазвучали ссылки на эпоху Писистратидов. Когда Сулла отвоевал Афины у понтийцев и верного им тирана-философа Аристиона, афиняне почтили римлянина как нового «тираноборца». Его статуя была воздвигнута на агоре недалеко от скульптурной группы Крития и Несиота.
Когда в Грецию прибыли убийцы Цезаря Брут и Кассий, поддержавшие их афиняне поставили им статуи рядом с Гармодием и Аристогитоном. Символический смысл этого был очевиден. После поражения убийц Цезаря их статуи убрали с агоры. Как и в других городах, на площади Афин была установлена статуя Цезаря.
Фрагмент копии памятника Аристогитона был обнаружен археологами в Риме рядом с холмом Капитолий. Очевидно, что появление (и последующее падение) на главном холме Рима копии скульптуры тираноубийц вписывается в политическую борьбу эпохи Гражданских войн.
В эпоху империи скульптурная группа Крития и Несиота была символом славы древних Афин, время которых давно ушло. Когда город перестроили по приказу Августа и Агриппы, Гармодий и Аристогитон оказались между огромным Одеоном Агриппы и вновь построенным храмом Ареса. Два здания притягивали взгляды, и скульптуры тираноборцев оказались в их тени. Мраморные и бронзовые копии древней статуи появились по всей империи, украшая виллы аристократов и дома богатых ценителей искусства. Скульптурная группа сохранилась до наших дней в виде копии, которая сейчас находится в Археологическом музее Неаполя.