На севере Тюменской области (там, где сливаются реки Тобол и Иртыш) возвышается древняя столица Сибири — город Тобольск. Отсюда в 16−17 вв. устремлялись на освоение бескрайних сибирских просторов отряды русских землепроходцев. Здесь же родился величайший русский учёный — Дмитрий Менделеев.
Столица Сибири
В 1587 году отряд воеводы Данилы Чулкова основал неподалёку от ставки бежавшего сибирского хана новую крепость — Тобольскую. Укреплённый городок изначально рассматривался как передовой форпост для покорения Сибири. Но важная задача требует, помимо прочего, солидного статуса. Поэтому уже через три года крепость получила гордое наименование полноправного города (первого в Сибири!). Так возник город Тобольск.
Новый город стал оплотом русских землепроходцев — лихих молодцев, которые за считанные десятилетия прошли всю Сибирь вдоль и поперёк. И генеральный штаб всей этой многолетней землепроходческой эпопеи находился именно в Тобольске.
Лидерские позиции Тобольска были ещё раз подтверждены Петром I в 1708 году, когда Тобольск стал административным центром самой большой в России губернии — Сибирской (она включала в себя территорию от Урала до Камчатки).
18-й век стал золотым для Тобольска. Через город проходил российский аналог Великого шёлкового пути — Сибирский тракт. По Сибирскому тракту шли товары не только из Восточной Сибири, но и из Китая. А следовательно, Тобольск быстро богател и своей архитектурой уже не уступал многим более древним городам.
Но в 19-м веке ситуация изменилась. Трасса Сибирского тракта была перенесена южнее Тобольска. Там же, южнее, строились и железные дороги. Причина — изменение характера освоения Сибири. Основные массы населения, а вместе с ними и пульс экономической жизни передвинулись на юг, в лесостепь. Тобольск вступил в полосу относительного застоя…
Детство в эпоху депрессии
И вот как раз в этой обстановке относительной экономической депрессии в 1834 году в Тобольске произошло вполне заурядное событие: в семье директора Тобольской гимназии Ивана Менделеева родился сын. Мальчика назвали Дмитрием. Будущий учёный был последним, семнадцатым ребёнком в семье (из семнадцати детей восемь умерли ещё в младенчестве).
В 1841 году мальчик поступил в Тобольскую гимназию. Отец его к тому времени в гимназии уже не работал (в год рождения последнего сына Иван Менделеев ослеп и вышел на пенсию), так что никаких поблажек новый ученик не получал.
Тобольская гимназия считалась лучшей в Сибири. Русскую литературу там, к примеру, преподавал другой известный тоболяк — Пётр Ершов (автор «Конька-Горбунка»). В Тобольской губернии жили и некоторые из ссыльных декабристов, а сестра Дмитрия Менделеева, Ольга, даже вышла замуж за одного из них (бывшего члена Южного общества, поручика Николая Басаргина).
Несмотря на всю интеллектуальную атмосферу, в которой жила семья Менделеевых, Дмитрий оставался таким же мальчишкой, как и большинство его сверстников. Позднее, уже в Петербурге, он не раз вспоминал свои «школьные драки на тобольском мосту».
В 1849 году Дмитрий Менделеев окончил гимназию. Отца к тому времени уже не было в живых. Поэтому бремя ответственности за благополучие детей легло на мать будущего учёного — Марию Дмитриевну. Видя очевидные способности сына к точным наукам, мать приняла непростое решение: она ликвидировала все дела в Сибири, продала имущество (чтобы оплатить учёбу сына), включая стекольный завод, и отправила Дмитрия в столицу — Санкт-Петербург. Всего через несколько недель после зачисления сына студентом в Главный педагогический институт Мария Дмитриевна скончалась.
Что кроме таблицы Менделеева?
То, что было дальше, хорошо известно. Учёба, затем — в течение тридцати с лишним лет — преподавание в Императорском Санкт-Петербургском университете. И открытия, открытия, открытия…
Самое эпохальное из них — знаменитая таблица Менделеева (1869 год). Или, говоря по-научному, периодический закон химических элементов. Но не будем повторять прописные истины о всемирно известных открытиях Менделеева. Гораздо интереснее рассказать о менее известных сторонах деятельности великого учёного. Например, о вкладе Менделеева в развитие отечественной нефтегазовой и нефтехимической промышленности, которая в наши дни стала фактически флагманом российской экономики. А родной город Менделеева — Тобольск — сейчас является одним из центров нефтехимической промышленности России.
Мало кто знает, что Менделееву наша страна обязана не только таблицей химических элементов, но и нефтепроводами. Именно Менделеев в 1863 году предложил идею использования трубопровода при перекачке нефти и нефтепродуктов, объяснил принципы его строительства и доказал несомненные преимущества данного вида транспорта.
Основываясь на идеях Менделеева, другой выдающийся русский инженер, Владимир Шухов, в 1878 году построил первый в России нефтепровод Балаханы — Чёрный город (в районе Баку). Длина первой российской нефтемагистрали составляла 10 километров. Ныне же длина российских нефтепроводов исчисляется десятками тысяч километров! И всё это стало возможным благодаря Меделееву и его талантливым последователям.
Главный миф, связанный с именем Дмитрия Менделеева, называет великого учёного автором заветного стандарта русской водки. Якобы именно благодаря ему идеальная крепость была определена в 40 градусов. В реальности в работах Менделеева никаких обоснований подобного выбора не существует. Вероятно, миф порождён тем, что знаменитый химик защитил докторскую диссертацию на тему «О соединении спирта с водою». А кроме того, он входил в комиссию «для изыскания способов к упорядочению производства и торгового обращения напитков, содержащих в себе алкоголь». Но никакого отношения к выбору стандарта Менделеев не имел.
Отец российской «нефтянки» и нефтехимии
Менделеев не был изобретателем трубопроводного транспорта (первые нефтепроводы появились в США) — он лишь популяризировал это новшество, довёл его до ума и грамотно применил к российским условиям. Но зато идея нефтеналивного судна (танкера) — это стопроцентное ноу-хау Менделеева.
В том же 1863 году — одновременно с разработкой трубопроводной прокачки нефти — Менделеев пришёл к идее нефтеналивного судна. Дело в том, что в те годы доставка нефтепродуктов осуществлялась при помощи огромных деревянных бочек. С учётом затрат на тару и на многократную перегрузку расходы на транспортировку нефти в несколько раз превышали стоимость самой добычи! А это делало российские нефтепродукты неконкурентоспособными даже на внутреннем рынке, не говоря уже о внешних.
Дмитрий Иванович прекрасно понимал невозможность дальнейшего развития российской «нефтянки» при сохранении прежних способов транспортировки. И тогда у учёного возникла смелая идея — перевозить нефтепродукты не в традиционных бочках, а сразу в трюмах специальных судов. И вскоре появились на свет первые русские танкеры.
Конечно, по сравнению с современными танкерами те первые деревянные нефтеналивные суда выглядят, как детская игрушка. Но главное — это радикальный шаг вперёд! Не искать корабельную тару для нефти, а сам корабль превратить в большую нефтяную цистерну! И результат не заставил себя долго ждать. Даже те — ещё весьма несовершенные — менделеевские нефтяные баржи позволили снизить затраты на транспортировку российской нефти в пять (!) раз. Наша нефть впервые стала стоить дешевле американской! А значит, перед отечественной нефтяной промышленностью открылись не только внутренние, но и внешние рынки.
«Догнать и перегнать Америку!»
Не перечислить всего, что внёс гений Менделеева в науку о нефти. Здесь и принцип непрерывной перегонки нефти (ныне общепринятый), и исследования углеводородов русской нефти, особенностей её фракционного состава, обработки и так далее.
Менделеев доказал, что остаток нефти после отгона бензина и керосина содержит превосходные смазочные масла. Через десять лет после этого открытия Россия, ввозившая раньше из-за границы смазочные масла на 100 тысяч золотых рублей в год, сама наладила их экспорт (уже на миллионы рублей).
Менделеев высказал идею организации нефтеперерабатывающих заводов в верхнем и среднем течении Волги (в 1891 году вышла большая статья Менделеева «Где строить нефтяные заводы»). И многое, многое другое.
В итоге Менделеев добился того, что русская нефтяная промышленность на время опередила американскую. Его коллега, химик Николай Зелинский, вспоминал: «Менделеев ясно видел, что только независимость экономическая есть действительная независимость». Время доказало правоту предвидения гениального учёного.
Автор — кандидат исторических наук