Что произошло?
Александр Лебедь получил известность еще до того, как пришел в политику. Его имя впервые зазвучало в прессе еще в годы путча 1991 года. Тогда Лебедь был в числе военных, принявших сторону Ельцина на второй день конфликта с ГКЧП. На то у генерала имелись свои причины.
Дело в том, что Лебедь родился в Новочеркасске. В 1962-м, когда произошло печально известное восстание, ему было двенадцать, и расстрел бастующих рабочих НЭВЗ он видел чуть ли не своими глазами. Его, например, упоминает в своей статье «Расстрелянный город» журналист газеты «Труд» Вадим Карлов: «Очевидцы рассказывают, что после выстрелов посыпались, как груши, любопытные мальчишки, забравшиеся на деревья в скверике. Сидел среди ветвей и будущий генерал Саша Лебедь. Жил он на соседней улице Свердлова, которая теперь названа его именем, всего в квартале от горкома. Естественно не мог не прибежать и не поглазеть».
Впрочем, всероссийскую известность генерал приобрел после событий в Приднестровье. Лебедь сыграл важную роль в прекращении военных действий, а вскоре после этого вступил в публичный конфликт с руководством самопровозглашенной Приднестровской молдавской республики, которое генерал обвинил в коррупции. Чуть позже, уже во время Чеченской войны, Лебедь рассорился с министром обороны Павлом Грачевым и ушел из вооруженных сил. Конфликт на этом исчерпан не был. Вскоре Лебедь займет пост секретаря Совета безопасности России и добьется отставки Грачева. Впрочем, это произойдет уже после выборов.
Из армии генерал отправился прямиком в политику: стал депутатом Государственной Думы, а уже в январе 1996-го был выдвинут кандидатом в президенты от «Конгресса русских общин». Кампания получилась по-настоящему мощной. Лебедь объездил не один десяток российских городов, общался с избирателями прямо и откровенно. Успех имели и рекламный ролики его кампании. Тут эксплуатировалась темы «честности» и «твердой руки». Фраза «Есть такой человек, и ты его знаешь» вообще стала чем-то вроде мема, хотя о мемах в 96-м никто толком не слышал.
Работала тема отлично. «Кто в стране порядок наведет?» Ответ очевиден. Остальное шло блоком: русский офицер с претензией на философию, «устала Россия» и так далее. В какой-то момент в кампании стала использоваться не только фамилия Лебедя, но и его имя, через ассоциации с другими знаменитыми Александрами — Невским, Суворовым и Пушкиным.
В итоге Лебедь стремительно набирал популярность и во второй половине весны 1996-го начал рассматриваться многими журналистами как вполне реальная «третья сила». Правда, рейтинги были неумолимы. Лебедь заметно опережал Григория Явлинского и Владимира Жириновского, но сильно проигрывал Геннадию Зюганову и Борису Ельцину.
Могло ли быть иначе?
Вряд ли. Лебедь так и не превратился в нечто большее, чем сильный третий кандидат. Итоги первого тура тому подтверждение. Генерал стал третьим, но разрывы были слишком велики. В два раза больше голосов чем у Явлинского — 14,52% против 7,34%. Почти втрое больше, чем у Жириновского, который набрал 5,70%. Вот только Зюганову и Ельцину Лебедь тоже проиграл почти вдвое. Лидер коммунистов набрал в первом туре 32,03 процентов голосов избирателей, президент России — 35,22%.
В этих условиях, правда, Лебедь стал играть важную стратегическую роль. Альянс с ним дал бы победу одному из кандидатов. Ельцин оказался проворнее. Генерал принял предложение президента стать его советником по национальной безопасности и возглавить Совбез России. Зюганову оставалось только разводить руками и вспоминать других генералов, которых, по его словам, Ельцин «обманул».
Впрочем, можно взглянуть на эту ситуацию более трезво. Официальная версия номер два — Лебедь не собирался побеждать. Спонсором его кампании был Борис Березовский. Именно на деньги одиозного олигарха снимались все те ролики про «человека, которого ты знаешь». Как бы там ни было, а созданный входе кампании образ «настоящего мужика» сработал гениально, но для победы на выборах его оказалось мало. В итоге, выборы 1996 оказались вершиной политической карьеры Лебедя. Должность секретаря Совбеза оказалась для него слишком тесной. Лебедь, конечно, разогнал старых генералов, но в известности потерял. В итоге, правда, он сменил направление и в 98-м стал губернатором Красноярского края.
Что изменилось бы?
Победи Лебедь, и Россия действительно получила бы настоящего мужика и твердую руку у власти. Причем разом. Легендарный монолог Лебедя на заседании красноярского правительства довольно хорошо раскрывает тему. Во фразе «я начну хребты ломать» нет никакого скрытого смысла. Это стимулирование к работе. Впрочем, «хребты» — это еще самый мягкий вариант.
Есть и другая довольно показательная история, рассказанная Сергеем Зверевым в одном из номеров журнала «Дилетант». Сергей Зверев, будущий замглавы президентской администрации, а в тот момент член аналитической группы при Борисе Ельцине ездил к Лебедю для переговоров. В разговоре возникла тема уличной преступности, и генерал тут же предложил решение: «Вводим в город пехотный полк и проблема решается сама собой».
Несомненно, Лебедь решал бы внутренние проблемы страны радикально и жестко. Пехотный полк против уличной преступности, сломанные хребты — против волокиты, плюс жесткая борьба против коррупции.
Другое дело, что полностью очистить Россию от государственного воровства не так просто, как кажется. Петр I, например, не смог. Тут мало одной воли президента. Лебедь оказался бы в окружении старой советской номенклатуры и беспринципного бизнеса. С этими людьми генерал никогда не ладил.
Проблема в сторонниках. Лебедю пришлось бы реактивно менять всю верхушку страны, но при этом нужно на кого-то опираться. В этих условиях Лебедь всерьез рисковал оказаться в изоляции, а изоляция для президента равна краху. Иными словами, с президентом Лебедем Россия скорее получила бы государственный переворот с последующим хаосом, нежели порядок, спокойствие и справедливость, которые генерал обещал в своих роликах.